Леонид Парфенов безусловный герой прошедшей недели. Его речь на премии имени Владислава Листьева, где он единогласным решением жюри был признан победителем, одно из самых обсуждаемых событий прошлой недели в газетах, на радио, конечно же, в интернете. С телевидением все намного сложнее.
Вы сами попробуйте в таких предлагаемых обстоятельствах произнести по смыслу именно тот текст, который произнес Парфенов. Особенно про власть, которая предстает в эфире «дорогим покойником». Вы уверены, что смогли бы? Я нет.
Его не поняли и попрекают даже те, кто вроде бы должен считать своим. Ну, условно по системе взглядов. Одна моя коллега уже после того, как поняла про такое, мягко говоря, прохладное отношение к выступлению Парфенова со стороны телевизионного цеха, сказала мне: «Понимаешь, они не могут ему это простить, потому что он украл у них речь».
Бывшие коллеги Парфенова по старому НТВ тоже про него почти ничего хорошего вслух не говорят. Потому что многие не могут простить ему 2001 год. Разгром и развал НТВ. Когда не ушел с Евгением Киселевым, а остался с Борисом Йорданом. Но ведь те «Намедни», которые выходили под авторством Леонида Парфенова на НТВ с 2001 по 2004 год, одна из лучших общественно-политических программ в истории телевидения. И даже те, кто не могут забыть его создателю и ведущему апрельские события 2001 года, вряд ли смогут бросить в него камень за те «Намедни», за которые его, по сути, и уволили с НТВ
А вот рейтинговые показатели этого выпуска 2003 года уже вошли в историю. Тогда доля аудитории «Намедни» в Москве про теракт на Дубровке составила 35% с рейтингом 17%! Ни до ни после ни одна еженедельная политическая программа таких рейтингов не собирала. Это и для массового
Сейчас в телеэфире о парфеновской речи почти не говорили. Все телеканалы сказали о самой премии Листьева и ее победителе. Лишь на НТВ 25 ноября в новостях в 23.15 дали маленький кусочек с речью Леонида Парфенова. Не самый яркий, но все-таки. А на мою ремарку, что на НТВ, дескать, дали лишь про «причины драматического спада телесмотрения у самой активной части населения...» один из тех, кто до этого сидел в зале на церемонии, сказал мне с удивлением: «А вы что хотели, чтобы они дали в эфире кусок из Парфенова про Путина и Ходорковского?!» Через 15 минут в новостях РЕН Михаил Осокин, тоже бывший коллега Леонида Парфенова, показал небольшой сюжет о премии, но отрывок из речи не дал, а в устном пересказе коротко отметил, что последний навел кое-какую критику на нынешнее телевидение.
А вот Марианна Максимовская в «Неделе» на РЕН ничего о парфеновском выступлении говорить не стала. Хотя на церемонии была. Видимо, в информационный ряд событий недели речь Парфенова, по мнению авторов программы, не входила. На госканалах в итоговых программах тоже, разумеется, тишина.
Отличился опять только НТВ. Причем дважды. И очень
В воскресном выпуске «Центрального телевидения» (ЦТ) все поставили уже в приличный и соответствующий логике событий видеоряд. Вадим Такменев, оттолкнувшись от видеоблога Дмитрия Медведева, где президент говорит о застое в политической жизни страны, закончил выступлением Леонида Парфенова на премии Листьева. Это было самое начало программы. Тоже удалось сказать совсем немного. Но и реплика, что дальше интернета речь Парфенова уйти не могла, и ее визуальное сопровождение делали понятным направление мысли. В «ЦТ», как часто это у них сейчас бывает, умеют тонко заворачивать «фиги» в сюжет. То, о чем говорить нельзя или нежелательно, они умудряются протаскивать порой так изящно, что не придерешься. Правда, говорят, что делать в последнее время эту программу все сложнее и сложнее. Именно вот такие сюжеты. Почему? Читайте интернет и речь Леонида Парфенова там все доходчиво.
А ведь «Центральное телевидение» это точный прообраз тех парфеновских «Намедни». Казалось бы, делать так, как Парфенов и его команда, сейчас уже немыслимо. Так действительно невозможно. Но «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым свои сюжеты и главные темы, беседы с гостями в студии и даже музыкальные номера в финале делает так, как никто не делал уже много лет. После Парфенова. Он там, кстати, тоже был в эфире несколько раз. Но как гость.
В «ЦТ» удается по словам, по деталям, по эпизодам, по паузам в словах, намекам, по интервью сказать о том, о чем другие молчат. Не всегда ровно, не всегда получается. Но за внешним блеском стоит настоящая журналистская работа, которую все труднее отстаивать. Знаю, что за тем, что делают в «ЦТ», следят и в Кремле, и, судя по всему, очень внимательно.
Сам Леонид Парфенов по иронии судьбы тоже был на этой неделе в эфире. Только совсем в другом жанре. Развлекательно-познавательном. На «Первом канале» 28 ноября вышел второй выпуск шоу «Какие наши годы!». Первый выпуск, посвященный 1972 году, вышел еще 6 ноября. Эта программа оставила неважные впечатления. Сырой, наспех сделанной. И почему 1972 год,
Но тут было важно совсем другое. Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст в очередной раз предоставил Леониду Парфенову возможность работать в эфире. Теперь, спустя шесть лет, уже в регулярном. Правда, неизвестно, чем эта история после парфеновской речи может закончиться.
Показательная деталь. И перед первым выпуском, и перед вторым «Какие наши годы!» на «Первом канале» анонсировали активно, а голос за кадром в проморолике торжественно говорил нам, что это «новый проект Леонида Парфенова». Хотя по факту он ведь не сам его делает и даже ведет в паре с Татьяной Арно. И еще в четверг, когда вручали Парфенову премию, этот анонс был. А уже в выходные, спустя всего два дня, из анонса имя Леонида Парфенова исчезло. «Какие наши годы!» стал просто «новым проектом». Его имя из анонса убрали...
А еще в понедельник телеканал «Дождь» показал интервью Леонида Парфенова с Олегом Кашиным. Они говорили в больничной палате. Совсем недолго. Это уже не ретро. Это про сегодняшнее. Там есть на что смотреть и что слушать. И все понятно. Как раз после записи этого интервью (оно записывалось 25 ноября) уже вечером Парфенов читал свою заготовленную речь перед теми, кто в большинстве своем делает сейчас другое телевидение. Какое? Перечитайте речь Леонида Парфенова.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ