Дебора Кемпбелл, писательница и журналист, посетила IJNet и рассказала о текущих тенденциях в журналистике, мультимедийной журналистике и о своем видении будущего СМИ. Кемпбелл - автор книги This Heated Place ("Жаркое место"): книга рассказывает об израильско-палестинском конфликте и преподавателе университета. Ее статьи выходили в журналах The Economist, The New Scientist, Ms., в газетах Guardian и Asia Times. Недавно она опубликовала в Harper's материал, посвященный двум месяцам, которые она провела среди беженцев из Ирака. В течение последних семи лет она много пишет о событиях на Ближнем Востоке от Ирана до Палестины: Дебора провела много времени в тех странах, о которых она пишет.
Отрывки из интервью. Автор: Омид Мемарян, редакция IJNet
IJNet: Какие тенденции развития характерны для современной журналистики? Как эти тенденции меняют журналистику?
Дебора Кемпбелл: Журналистика сейчас находится в кризисе. Она (если мы называем СМИ "она") не знает будущего, но она знает, что старую модель сломали. В первую очередь, это касается денег. Кто будет платить за информацию, если ее можно получить бесплатно в Интернете? Где средства от рекламы? Корпоративная модель в журналистике не функционирует, в то же время аудитория потребляет сегодня новости в большем количестве, чем когда бы то ни было, но она за это не платит.
Интернет создал новые формы коммуникации: некоторые блогеры демонстрируют фантастический уровень журналистики. Например, на Ближнем Востоке такие исследователи, как Хуан Коул, делают экспертный анализ, который по своему уровню выше журналистики. Но опять-таки, замены репортеру, который поедет на место событий и подготовит профессиональный репортаж, пока что не придумали. Я недавно написала статью, взяла интервью у директора по связям с общественностью Международной кризисной группы (International Crisis Group): он сравнил гражданскую журналистику с гражданской стоматологией. По его словам, без профессиональных репортажей, подготовленных журналистами, получившими образование по своей специальности, мы даже не услышим о международных конфликтах и малых войнах.
В моей статье "Имя, которое больше всего ненавидят, в новостях" речь шла об англоязычном канале Аль-Джазира и его амбициях стать самым крупным игроком рынка международной телевизионной журналистики. Они сейчас активно развиваются, а другие СМИ сокращаются, не посылают репортеров на место событий, в результате остаются огромные пробелы в освещении.
Тони Бурман, директор организации, сказал мне: "Основные американские телевизионные сети сократили свои бюро до минимума, они практически остались только в Лондоне. Даже телекомпания CNN отступила. Я еще помню 1980-е, тогда на такие события американских журналистов привозили грузовиками, ехали репортеры, редакторы, целые команды, а сегодня Аль-Джазира превосходит в количестве всех." Возникла совершенно новая модель, когда богатые ближневосточные страны решили создать новостной канал и платят за это. Однозначно, такое не может произойти везде.
IJNet: А что происходит с фрилансерами? Есть ли какая-то надежда на то, что крупные новостные организации будут платить за качественные материалы?
ДК: Я разговаривала с Сеймуром Хершем несколько лет назад, он до сих пор фрилансер в свои 70 с лишним лет, он один из самых лучших фрилансеров. Именно он рассказал миру о трагедии вьетнамской деревни Сонгми, никто не хотел публиковать этот материал: настолько сложной была эта тема. У него был друг, который разослал материал от имени агентства новостей, таким образом, материал получили многие газеты. Нужно проявлять изобретательность. Все еще есть издания, которые хорошо платят, но их стало меньше. Меньше возможностей для журналистики расследований. Если нужно потратить месяцы на подготовку материала, как было у Херша, Вам, скорее всего, придется работать долго и бесплатно. Я думаю, что перспективы развития в жанре журналистики расследований касаются, скорее, книг, чем газет.
IJNet: На факультетах журналистики студентов обучают мультимедийной журналистике. Какие изменения в связи с этим происходят в работе журналистов?
ДК: Наблюдается тенденция увеличения спроса на журналистов, мастеров на все руки, которые могут делать несколько видов работ. Безусловно, это создает неоспоримые преимущества для тех журналистов, которые могут одновременно выполнять дюжину разных функций. Прекрасно, если Вы можете с этим справиться. Журналист должен уметь работать в разных видах СМИ, чтобы расширить свою аудиторию.
Я люблю писать длинные материалы, я также делала документальные материалы для радио, занималась фотожурналистикой. Мне бы не хотелось всегда носить с собой видеокамеру, особенно с тех пор, как я начала освещать другие культуры, часто в зонах конфликтов, это небезопасно. Когда в журналистике одновременно применяется очень много различной техники, это приводит к поверхностному освещению.
IJNet: Почему освещение событий становится поверхностным?
ДК: Возможно, я просто пытаюсь найти причину такого большого количества поверхностных репортажей. Может быть, это происходит потому, что на журналистское задание все чаще посылают репортера, который прекрасно справляется с техникой, а журналистика остается на втором месте? А может быть, журналист вынужден сконцентрировать свое внимание на оборудовании, освещении и звуке, а не на содержании материала? Мы видим все меньше настоящих журналистских материалов, все больше пиара, историй о знаменитостях, распространение страхов и сфабрикованных материалов. Какую-то роль играет еще ограниченный бюджет, сжатые сроки выполнения работы и потеря опытных журналистов, которых сократили из-за того, что им нужно было много платить.
Я знаю молодых "журналистов", которые переписывают по два-три пресс-релиза в день, делают пару звонков в день, чтобы добавить цитаты, - это как на фабриках, описанных Диккенсом. Это не журналистика, это все выглядит очень экономичным вариантом, но это не журналистика - такой подход позволяет группам с различными интересами, пишущими пресс-релизы и руководящими организациями-мозговыми центрами, контролировать потоки информации. Исследования, проведенные в Великобритании, США и Канаде, показывают, что около 80-90% журналистских материалов ведут свое начало от материалов, подготовленных пиарщиками: журналистов пригласили на пресс-конференцию, или отправили им пресс-релиз. Остается только 10% или 20% материалов, подготовленных журналистами, которые нашли интересную тему. Какая часть этих материалов помогает нам понять, как управлять этим миром?
IJNet: Представьте себе, что кто-то рассказал Вам о своих планах поступить на факультет журналистики. Что бы Вы ему сказали?
Я читала фразу Тоби Янга, автора книги "Как потерять друзей и заставить друзей отвернуться от Вас" (о том, как он работал в журнале Vanity Fair): он сказал, что пойти в журналистику может или идиот или романтик, возможно и то, и другое. Это забавная цитата, но с ней трудно спорить.
Если Вы собрались стать журналистом, это должно быть призванием, миссией. Это должно значить что-то для Вас лично, и Вы должны работать очень много, выполняя работу, которая так много значит для Вас. Я уверена в том, что это возможно, потому что и я, и многие, кого я знаю, работают так. Не нужно ждать, что это будет легко, или что Вы найдете хорошую работу с высокой зарплатой, возможно, найдете, но не надолго. Вам следует убедиться в том, что Вы делаете работу, которая очень важна для Вас лично, поэтому возможность работать фрилансером может Вам очень помочь, учитывая, сколько опытных журналистов, работавших много лет на полную ставку, потеряли работу в последнее время. Модель журналистики меняется, но Вы можете найти в ней свое будущее. Опять-таки, Вы можете остаться жить со своими родителями или выйти замуж за миллионера (шучу).
Те великие журналисты, которых я знаю, стали ими сами. Они сами ищут тему, часто без задания, ездят в неблагополучные страны, если хотят заниматься международной журналистикой, затем они готовят материалы, которые нужны людям, которые хочет аудитория. Они не ждут, что кто-то даст им журналистское задание.
IJNet: Может быть, стоит пойти на юридический факультет или факультет бизнеса и отказаться от журналистики?
Я считаю, что факультеты бизнеса выглядят сегодня примерно так же, как факультеты журналистики. Будущее многих отраслей сегодня довольно туманно, Вам стоит смотреть на вещи реально и быть готовыми к самопожертвованию. Если только Ваш папа не медиа-магнат, Вы не сможете получить зарплату в 70 тысяч, Вы не сможете в течение нескольких лет найти постоянную работу.
Возможно, Вы очень работоспособны и удачливы, Вы можете найти какую-то другую работу, занимаясь параллельно тем, чем Вы хотите заниматься, и Вы сможете позволить себе тратить на занятия журналистикой достаточно времени, чтобы делать это хорошо. Лично для меня нет лучшей работы, чем журналистика, моя жизнь - это самое лучшее, что я могу себе представить.
Вебсайт Деборы Кемпбелл.
Источник: IJNet-International Journalists' Network - www.ijnet.org