Эволюция интернета предоставила СМИ и обществу не только огромные возможности для развития, но и создала риски, с которыми пока не удается полностью справляться, и сейчас надо сообща выработать механизмы для минимизации негативных процессов, которые могут поставить под сомнение, в том числе, достоверность новостной информации
Так считает главред РИА Новости Светлана Миронюк. Эта тема обсуждалась на форуме Big Tent, который прошел в РИА Новости по инициативе Google и был направлен на то, чтобы объединить на одной площадке политиков, лидеров мнений, представителей образовательных учреждений и СМИ для обсуждения развития интернет-технологий. Подобные дискуссии проходили в Лондоне, Берлине и Гааге, и в этом году Big Tent пришел в Россию.
Мbas и реальность
«Бертольд Брехт в 1926 году сказал: радио было бы великолепнейшим из всех возможных средств связи в общественной жизни, гигантской системой каналов, если бы оно могло не только передавать, но и принимать информацию, то есть заставить слушателя говорить. Прошло меньше чем сто лет, и слушатель заговорил», сказала Миронюк, открывая дискуссию.
Она отметила, что совершенно незаметно за последние пять лет взаимодействие средств массовой информации и общества перешло из одноканальной среды, когда СМИ выступало в качестве вещателя, ментора, учителя и когда оно доводило некую точку зрения до аудитории, в многоканальную.
«Это система координат, в которой СМИ и аудитория не учитель и ученик, не ментор и слушатель», сказала главред РИА Новости.
По ее мнению, сейчас СМИ может выступать лишь как равноправный партнер, не пытающийся
«Если ты партнер неравноправный и пытаешься диктовать, то аудитория отворачивается и уходит от тебя», констатировала Миронюк.
«Эту многоканальность, которая возникла, мы действительно не заметили, а сдвиг произошел тектонический, потому что это изменения не только технологические, но это изменения, собственно говоря, самой философии и культуры передачи контента от его аккумулятора под названием средство массовой информации к реципиенту под названием читатель или аудитория», сказала Миронюк.
Разрыв поколений и интернет активность общества
Главред РИА Новости подчеркнула, что один из нынешних интересных трендов это огромный поколенческий разрыв.
«Этот поколенческий разрыв определяется не возрастом аудитории или медийных каналов, или идеологов медийных каналов, или СМИ, которые производят контент. Он не в возрастной плоскости, а в степени открытости или закрытости самой личности новым технологиям, возможности принятия другой точки зрения», сказала она.
Еще одной характеристикой сегодняшнего состояния интернет-среды, СМИ и общества Миронюк считает «колоссальный цифровой разрыв между регионами».
«Если внимательно посмотреть на то, каким образом региональная интернет-аудитория приходит в крупнейшие СМИ, то мы увидим, что региональная аудитория все больше и больше локализуется в своих территориальных, локальных интернет-ресурсах, все меньше и меньше интересуется федеральными новостями, новостями страны в целом», сказала она.
Причины этого часовые пояса и неравномерность новостного потока, а также так называемые пиринговые войны, с которыми столкнулись производители контента и провайдеры (когда крупные интернет-провайдеры борются с конкурентами, отказываясь от обмена трафиком с ними либо предлагая невыгодные формы сотрудничества), отметила Миронюк. Кроме того, есть такой фактор, как «имущественный ценз то есть стоимость доступа в интернет с возможностью максимально использовать все его ресурсы и возможности».
Она рассказала, что агентство, понимая эту проблему, приняло решение перехода к так называемому поясному вещанию, когда новостная повестка дня будет формироваться исходя из интересов аудитории, сосредоточенной в том или ином часовом поясе.
Главред РИА Новости также отметила, что сейчас наиболее социально активная часть аудитории живет в интернете, а не в традиционных СМИ ТВ, печатных изданиях, радио.
«Это очень интересный кейс, который войдет в учебники истории. Это пример российского общества, в котором рост гражданского общества и его развитие происходит не через оффлайновые общественные институты, а через создание самоорганизующихся, саморегулирующихся, неожиданно возникающих и также неожиданно исчезающих сетевых образований», сказала главред РИА Новости.
Нужна скорость
Создание контента, его передача аудитории, восприятие аудиторией и ответ аудитории все происходит возрастающими темпами. Еще 10 лет назад скорость реакции СМИ на события измерялась часами, недавно десятками минут, сейчас минутами, на повестке дня секунды, говорит главред РИА Новости.
«Тренды новостного, информационного сегмента интернета, в котором находится наша новостная редакция, то самое острое, с чем нам приходится сталкиваться последнее время, это колоссальное ощущение катастрофического сжатия времени. Создание контента, его передача аудитории, восприятие аудиторией, изменение или наращивание контента с точки зрения реакции аудитории все происходит практически одномоментно», отметила Миронюк.
Она констатировала, что сегодня приходится одновременно рассказывать и историю, и о реакции на эту историю.
«Ты еще не выпустил до конца новостную историю, уже начинаешь заниматься откликами на произошедшее событие, о котором ты еще не до конца рассказал», говорит главред агентства.
При этом значительно возросло количество новостей.
«Это не значит, что мы увеличили количество людей, которые эту информацию выпускают, а это значит, что до такой степени интенсифицировался процесс работы с информацией. Выпускаемый каждый час не текстовый, а мультимедийный контент фото, видео, инфографика за последний год вырос на 70%. На сайте РИА Новости за последние два года количество публикуемых за час новостей возросло с девяти до 28. На лентах мы выпускаем в среднем около 65 новостных сообщений в час, а пять лет назад выпускали в два раза меньше», рассказала Миронюк.
Соцсети: реагируй, проверяя
Миронюк также отметила, что за последние год-полтора у редакции появилось новое направление работы проверка и реагирование на информацию, появляющуюся в социальных сетях.
«Ежедневно мы проверяем и опровергаем по несколько сообщений, которые пришли из социальных сетей», сказала главред РИА Новости.
По ее словам, медиа прошли через миф о том, что юзерский контент убьет традиционные СМИ, например, что агентства может заменить Twitter, который иногда сообщает о событии раньше агентств.
«Миф, что умрут бренды и что аудитории не будет интересно, а кто эти самые новости поставляет не произошло. Что умрет текст, останутся картинки, а вместе с текстом умрет качественная журналистика, как профессия тоже этого не произошло», сказала главред РИА Новости.
По словам Миронюк, за последний год отмечается значительный рост недостоверной информации в интернете. В связи с этим роль традиционного СМИ, в данном случае информационного или мультимедийного агентства, заключается, в том числе, в верификации этой самой информации, убеждена Миронюк.
Она выделила несколько видов искажения информации: устаревшие данные, фактологически ошибочные, справочно-биографически ошибочные и заведомо ложные.
В качестве одного из примеров Миронюк привела ситуацию, когда в интернет-энциклопедии «Википедия» содержались неточные данные об атомной массе элементов таблицы Менделеева. При этом ресурсом пользуется огромное количество людей, которые постоянно воспроизводят эту ложную информацию. Миронюк рассказала и о том, что, к примеру, о себе в «Википедии» она прочитала, что поддерживает фашизм.
«Я, конечно, тоже верю в саморегулирование как в способ самоочищения интернет-среды от всего наносного, но скорости, в которых мы живем, и быстрота общественной реакции на происходящие процессы, и валообразный рост технологий фальсификаций и искажений он не дает нам времени несколько лет подождать, когда саморегулирование очистит информационные массивы от накопленных ошибок и искажений», сказала Миронюк.
Боты
Еще одним видом искажения, по ее словам, является искажение общественных реакций за счет манипулирования и создания тысяч и тысяч несуществующих интернет-сущностей, что по сути является намеренным искажением общественного мнения.
«Мы уже сталкиваемся с тем, что несуществующие сущности, объединенные в ботнеты, начинают выводить в топы обсуждений в социальных сетях, в ЖЖ события, мнения, позиции, происшествия, которых либо не было, либо они были намеренно искажены», заявила главред РИА Новости.
«Самый опасный элемент этой тенденции когда в ближайшее время будет введен механизм общественных голосований за те или иные петиции, поправки к законопроектам, когда общество не сможет реально донести до регуляторов свое мнение», отметила она.
Миронюк добавила, что «переход к системе открытого правительства не только у нас, а вообще в мире, переход к открытым технологиям рейтингования ставит на повестку дня серьезный вопрос о верификации информации и источников информации».
В качестве примера она привела случай с поддельным аккаунтом главы ЦИК России Владимира Чурова, распознать который удалось лишь несколько дней спустя.
Говоря о росте числа ботов, главред рассказала для примера, что пользователи, носящие признаки фиктивных, составляют
«Мы пытаемся чистить себя вручную от этих фиктивных сущностей, но они нарастают вновь», сказала Миронюк.
По ее мнению, боты подписываются на страницу агентства, чтобы получить хорошую кредитную историю. «Если ты бот, но у тебя есть подписка на РИА Новости, то может быть ты не бот, а человек», сказала главный редактор.
Верификация
РИА Новости, по словам Миронюк, для проверки информации занимается и собственными измерениями.
«Мы занялись инструментальными замерами. Когда нет другого способа проверить, можно только измерить. Например, мы измеряем температуру воздуха метеостанцией, которую поставили на собственное здание», сказала она.
Также агентство с помощью аэрофотосъемки и съемки из космоса измеряли количество людей, которые приходили на Болотную, Поклонную и площадь Сахарова.
«Были общественные споры по поводу цифр официальные цифры до такой степени не соответствовали цифрам организаторов, что в поисках истины мы разработали и начали применять четыре способа измерения числа людей на площадях от геодезической съемки до фотосъемки и до постановки специальных фотокамер, которые снимают количество людей, заходящих на площади, а потом вручную пересчитываем», рассказала главред агентства.
По ее мнению, «важно, что эти измерительные механизмы, измерительные технологии изменили наши подходы к новостям».
«У нас сегодня фотограф идет фотографировать не красивый или интересный ракурс, а фотографирует исходя из понимания, что он потом по этой фотографии должен будет определить количество людей и вместе с инфографиками дать более-менее точную цифру. Это к вопросу о том, как технологии меняют новостные процессы», подчеркнула Миронюк.
Кроме того, в рамках верификации информации 1 мая РИА Новости запускает новый продукт.
«Мы с 1 мая запускаем новостную твит-ленту, точнее, это лента из тысячи аккаунтов социальных сетей и Twitter, верифицированных нами, то есть проверенных нами, что эти аккаунты точно принадлежат их владельцам. Мы в течение трех минут после выхода сообщения в социальной сети верифицируем новость, источник новости и подтверждаем, что это событие или сообщение является истинным», рассказала она.
Миронюк отметила важность решения вопроса о создании цифрового ID, верификации личностей в онлайне. Сетевая верификация личности важно для СМИ, которые все больше полагаются на UGC и курируемый социальный контент.
По ее словам, остается открытым вопрос о создании эталонов информационных массивов, массивов данных, их верификации. Эту проблему должны решить совместными усилиями поисковики и большие СМИ.
Источник: РИА Новости