Internews Kazakhstan

Интернет и СМИ: мифы и реальность

Cоздан:   ср, 02/05/2012 - 14:15
Категория:
Тэги:

Эволюция интернета предоставила СМИ и обществу не только огромные возможности для развития, но и создала риски, с которыми пока не удается полностью справляться, и сейчас надо сообща выработать механизмы для минимизации негативных процессов, которые могут поставить под сомнение, в том числе, достоверность новостной информации

Так считает главред РИА Новости Светлана Миронюк. Эта тема обсуждалась на форуме Big Tent, который прошел в РИА Новости по инициативе Google и был направлен на то, чтобы объединить на одной площадке политиков, лидеров мнений, представителей образовательных учреждений и СМИ для обсуждения развития интернет-технологий. Подобные дискуссии проходили в Лондоне, Берлине и Гааге, и в этом году Big Tent пришел в Россию.

Мbas и реальность

«Бертольд Брехт в 1926 году сказал: радио было бы великолепнейшим из всех возможных средств связи в общественной жизни, гигантской системой каналов, если бы оно могло не только передавать, но и принимать информацию, то есть заставить слушателя говорить. Прошло меньше чем сто лет, и слушатель заговорил», — сказала Миронюк, открывая дискуссию.

Она отметила, что совершенно незаметно за последние пять лет взаимодействие средств массовой информации и общества перешло из одноканальной среды, когда СМИ выступало в качестве вещателя, ментора, учителя и когда оно доводило некую точку зрения до аудитории, в многоканальную.

«Это система координат, в которой СМИ и аудитория — не учитель и ученик, не ментор и слушатель», — сказала главред РИА Новости.

По ее мнению, сейчас СМИ может выступать лишь как равноправный партнер, не пытающийся что-то навязать обществу.

«Если ты партнер неравноправный и пытаешься диктовать, то аудитория отворачивается и уходит от тебя», — констатировала Миронюк.

«Эту многоканальность, которая возникла, мы действительно не заметили, а сдвиг произошел тектонический, потому что это изменения не только технологические, но это изменения, собственно говоря, самой философии и культуры передачи контента — от его аккумулятора под названием средство массовой информации к реципиенту под названием читатель или аудитория», — сказала Миронюк.

Разрыв поколений и интернет — активность общества

Главред РИА Новости подчеркнула, что один из нынешних интересных трендов — это огромный поколенческий разрыв.

«Этот поколенческий разрыв определяется не возрастом аудитории или медийных каналов, или идеологов медийных каналов, или СМИ, которые производят контент. Он не в возрастной плоскости, а в степени открытости или закрытости самой личности новым технологиям, возможности принятия другой точки зрения», — сказала она.

Еще одной характеристикой сегодняшнего состояния интернет-среды, СМИ и общества Миронюк считает «колоссальный цифровой разрыв между регионами».

«Если внимательно посмотреть на то, каким образом региональная интернет-аудитория приходит в крупнейшие СМИ, то мы увидим, что региональная аудитория все больше и больше локализуется в своих территориальных, локальных интернет-ресурсах, все меньше и меньше интересуется федеральными новостями, новостями страны в целом», — сказала она.

Причины этого — часовые пояса и неравномерность новостного потока, а также так называемые пиринговые войны, с которыми столкнулись производители контента и провайдеры (когда крупные интернет-провайдеры борются с конкурентами, отказываясь от обмена трафиком с ними либо предлагая невыгодные формы сотрудничества), отметила Миронюк. Кроме того, есть такой фактор, как «имущественный ценз — то есть стоимость доступа в интернет с возможностью максимально использовать все его ресурсы и возможности».

Она рассказала, что агентство, понимая эту проблему, приняло решение перехода к так называемому поясному вещанию, когда новостная повестка дня будет формироваться исходя из интересов аудитории, сосредоточенной в том или ином часовом поясе.

Главред РИА Новости также отметила, что сейчас наиболее социально активная часть аудитории живет в интернете, а не в традиционных СМИ —  ТВ, печатных изданиях, радио.

«Это очень интересный кейс, который войдет в учебники истории. Это пример российского общества, в котором рост гражданского общества и его развитие происходит не через оффлайновые общественные институты, а через создание самоорганизующихся, саморегулирующихся, неожиданно возникающих и также неожиданно исчезающих сетевых образований», — сказала главред РИА Новости.

Нужна скорость

Создание контента, его передача аудитории, восприятие аудиторией и ответ аудитории — все происходит возрастающими темпами. Еще 10 лет назад скорость реакции СМИ на события измерялась часами, недавно десятками минут, сейчас — минутами, на повестке дня — секунды, говорит главред РИА Новости.

«Тренды новостного, информационного сегмента интернета, в котором находится наша новостная редакция, то самое острое, с чем нам приходится сталкиваться последнее время, — это колоссальное ощущение катастрофического сжатия времени. Создание контента, его передача аудитории, восприятие аудиторией, изменение или наращивание контента с точки зрения реакции аудитории — все происходит практически одномоментно», — отметила Миронюк.

Она констатировала, что сегодня приходится одновременно рассказывать и историю, и о реакции на эту историю.

«Ты еще не выпустил до конца новостную историю, уже начинаешь заниматься откликами на произошедшее событие, о котором ты еще не до конца рассказал», — говорит главред агентства.

При этом значительно возросло количество новостей.

«Это не значит, что мы увеличили количество людей, которые эту информацию выпускают, а это значит, что до такой степени интенсифицировался процесс работы с информацией. Выпускаемый каждый час не текстовый, а мультимедийный контент — фото, видео, инфографика — за последний год вырос на 70%. На сайте РИА Новости за последние два года количество публикуемых за час новостей возросло с девяти до 28. На лентах мы выпускаем в среднем около 65 новостных сообщений в час, а пять лет назад выпускали в два раза меньше», — рассказала Миронюк.

Соцсети: реагируй, проверяя

Миронюк также отметила, что за последние год-полтора у редакции появилось новое направление работы — проверка и реагирование на информацию, появляющуюся в социальных сетях.

«Ежедневно мы проверяем и опровергаем по несколько сообщений, которые пришли из социальных сетей», — сказала главред РИА Новости.

По ее словам, медиа прошли через миф о том, что юзерский контент убьет традиционные СМИ, например, что агентства может заменить Twitter, который иногда сообщает о событии раньше агентств.

«Миф, что умрут бренды и что аудитории не будет интересно, а кто эти самые новости поставляет — не произошло. Что умрет текст, останутся картинки, а вместе с текстом умрет качественная журналистика, как профессия — тоже этого не произошло», — сказала главред РИА Новости.

По словам Миронюк, за последний год отмечается значительный рост недостоверной информации в интернете. В связи с этим роль традиционного СМИ, в данном случае информационного или мультимедийного агентства, заключается, в том числе, в верификации этой самой информации, убеждена Миронюк.

Она выделила несколько видов искажения информации: устаревшие данные, фактологически ошибочные, справочно-биографически ошибочные и заведомо ложные.

В качестве одного из примеров Миронюк привела ситуацию, когда в интернет-энциклопедии «Википедия» содержались неточные данные об атомной массе элементов таблицы Менделеева. При этом ресурсом пользуется огромное количество людей, которые постоянно воспроизводят эту ложную информацию. Миронюк рассказала и о том, что, к примеру, о себе в «Википедии» она прочитала, что поддерживает фашизм.

«Я, конечно, тоже верю в саморегулирование как в способ самоочищения интернет-среды от всего наносного, но скорости, в которых мы живем, и быстрота общественной реакции на происходящие процессы, и валообразный рост технологий фальсификаций и искажений — он не дает нам времени несколько лет подождать, когда саморегулирование очистит информационные массивы от накопленных ошибок и искажений», — сказала Миронюк.

Боты

Еще одним видом искажения, по ее словам, является искажение общественных реакций за счет манипулирования и создания тысяч и тысяч несуществующих интернет-сущностей, что по сути является намеренным искажением общественного мнения.

«Мы уже сталкиваемся с тем, что несуществующие сущности, объединенные в ботнеты, начинают выводить в топы обсуждений в социальных сетях, в ЖЖ события, мнения, позиции, происшествия, которых либо не было, либо они были намеренно искажены», — заявила главред РИА Новости.

«Самый опасный элемент этой тенденции — когда в ближайшее время будет введен механизм общественных голосований за те или иные петиции, поправки к законопроектам, когда общество не сможет реально донести до регуляторов свое мнение», — отметила она.

Миронюк добавила, что «переход к системе открытого правительства не только у нас, а вообще в мире, переход к открытым технологиям рейтингования ставит на повестку дня серьезный вопрос о верификации информации и источников информации».

В качестве примера она привела случай с поддельным аккаунтом главы ЦИК России Владимира Чурова, распознать который удалось лишь несколько дней спустя.

Говоря о росте числа ботов, главред рассказала для примера, что пользователи, носящие признаки фиктивных, составляют 25—30% от подписчиков на аккаунты РИА Новости в Twitter и около 10% от подписчиков страницы агентства в Facebook. Всего на аккаунты РИА Новости в Twitter подписаны около 130 тысяч человек, а на страницу агентства в Facebook — около 500 тысяч.

«Мы пытаемся чистить себя вручную от этих фиктивных сущностей, но они нарастают вновь», — сказала Миронюк.

По ее мнению, боты подписываются на страницу агентства, чтобы получить хорошую кредитную историю. «Если ты бот, но у тебя есть подписка на РИА Новости, то может быть ты не бот, а человек», — сказала главный редактор.

Верификация

РИА Новости, по словам Миронюк, для проверки информации занимается и собственными измерениями.

«Мы занялись инструментальными замерами. Когда нет другого способа проверить, можно только измерить. Например, мы измеряем температуру воздуха метеостанцией, которую поставили на собственное здание», — сказала она.

Также агентство с помощью аэрофотосъемки и съемки из космоса измеряли количество людей, которые приходили на Болотную, Поклонную и площадь Сахарова.

«Были общественные споры по поводу цифр — официальные цифры до такой степени не соответствовали цифрам организаторов, что в поисках истины мы разработали и начали применять четыре способа измерения числа людей на площадях — от геодезической съемки до фотосъемки и до постановки специальных фотокамер, которые снимают количество людей, заходящих на площади, а потом вручную пересчитываем», — рассказала главред агентства.

По ее мнению, «важно, что эти измерительные механизмы, измерительные технологии изменили наши подходы к новостям».

«У нас сегодня фотограф идет фотографировать не красивый или интересный ракурс, а фотографирует исходя из понимания, что он потом по этой фотографии должен будет определить количество людей и вместе с инфографиками дать более-менее точную цифру. Это к вопросу о том, как технологии меняют новостные процессы», — подчеркнула Миронюк.

Кроме того, в рамках верификации информации 1 мая РИА Новости запускает новый продукт.

«Мы с 1 мая запускаем новостную твит-ленту, точнее, это лента из тысячи аккаунтов социальных сетей и Twitter, верифицированных нами, то есть проверенных нами, что эти аккаунты точно принадлежат их владельцам. Мы в течение трех минут после выхода сообщения в социальной сети верифицируем новость, источник новости и подтверждаем, что это событие или сообщение является истинным», — рассказала она.

Миронюк отметила важность решения вопроса о создании цифрового ID, верификации личностей в онлайне. Сетевая верификация личности — важно для СМИ, которые все больше полагаются на UGC и курируемый социальный контент.

По ее словам, остается открытым вопрос о создании эталонов информационных массивов, массивов данных, их верификации. Эту проблему должны решить совместными усилиями поисковики и большие СМИ.

Источник: РИА Новости