В предыдущем столетии, судя по фактам, был сделан самый большой и резкий рывок вперед.
Человечество изобрело летательный аппарат, покорило космос, появилось радио, кино и телевидение.
С появлением последнего, пророчили кончину театра, но этого не произошло.
Появившийся в нашей жизни Интернет грозил затмить радио, телевидение и печатные издания, вместе взятые.
Но по прежнему у телевидения самая большая аудитория, после чего идет радио, на которое мы ежедневно настраиваемся в дороге, на работе, даче и т.д.
И конечно с довольствием читаем интересные статьи и разгадываем сканворды в газетах и журналах.
А остановимся мы конечно на открытии А. Попова под названием - Радио.
Радио – не просто источник получения информации, музыки, передач и т.п.
Радио – наш верный спутник каждый день, уже много десятилетий.
С Радио мы просыпаемся, оно звучит в автомобиле, автобусе, офисах, магазинах, на рынке и т.д.
В том же Интернете присутствует Радио.
Несмотря на богатую и долгую историю Радио, многие до сих пор недооценивают его рекламные возможности, отдавая приоритет младшему, но все же большому брату, имя которому – Телевидение.
Причина – возможность визуально показать товар, за исключением, разве что запаха.
Но отсутствие картинки не всегда минус. Этот факт легко превратить (брюки превращаются…) в плюс.
Недаром ведь радио профессионалы называют Радио – телевидением для умных.
Т.е. Радио заставляет включать воображение и фантазию. А если человек во время рекламы на Радио неосознанно (или осознанно) представляет себе рекламируемый в данный момент товар, то шансов, что он отложится в памяти больше, чем при просмотре теле рекламы, когда воображение включать не требуется.
Конечно на результат эффективности влияют такие факторы, как длительность рекламного спота, креативность ролика, частота выхода в эфир, грамотное распределение рекламы в течение суток (прайм тайм), рейтинг станции и т.д. и т.п.
О рейтингах
Плюсы
В мегаполисах уже давно пользуются услугами компаний, занимающихся мониторингом, в данном случае – мониторингом станции. Крупным, а также сетевым станциям (холдингам) это под силу, учитывая бОльший по сравнению с одиночными станциями доход. В рейтингах помимо распорядка мест станций, обычно указываются возрастные пороги аудитории конкретной р\станции, ее количественный охват соц. положение, образование, жизненные приоритеты, соотношение мужчины\женщины (кто больше слушает данную станцию) и т.д.
На Клиента (ведь рейтинги заказывают не только для себя, но и для Клиента) эта информация (не всегда), все же оказывает влияние.
Ведь если он (Клиент) видит что аудитория такой-то станции подходит ему по «параметрам» (охват, возраст, соц. положение), т.е. это и есть его потенциальные Клиенты, то конечно шансы на сотрудничество с ним возрастают.
Рейтинги (конечно положительные для Вашей станции) помогают оперировать Клиентом. Рейтинг это факты, в этом случае субъективное мнение Клиента, относительно Вашей станции может остаться только его личным мнением. И если Клиент грамотный бизнесмен, он не будет опираться только на свое мнение.
Минусы
Во-первых, заказ рейтингов в специализированных компаниях – удовольствие дорогое (особенно для регионов).
Во-вторых, на исследование нужно время, а это не один месяц. Все зависит от самой компании (ее возможностей), охвата населения, количества станций в данном регионе.
Допустим станция проводит какую-нибудь сногсшибательную акцию с хорошим бюджетом и призами. В этот момент проводится мониторинг станций. Скорее всего рейтинг станции, проводящей акцию в этот момент возрастает, по крайней мере на период акции.
Что происходит дальше. Акция вечно продолжаться не может – рано или поздно (максимум месяц) она заканчивается и слушатели разбегаются (не все конечно, но…) по другим частотам, возможно в поисках еще чего-нибудь интересного.
На момент готовности мониторинга (рейтинга) цифры исследований не совсем (а то и совсем) не совпадают с РЕАЛЬНЫМИ показателями.
Возможно, что станция, находящаяся в рейтинге далеко не на первом месте, в этот момент каким-то образом (акции, программы, смена или корректировка формата) «переманила» к себе немалую часть аудитории.
А лидер рейтинга соответственно уже утерял первые позиции.
Из - за этого выходит, что информация данного мониторига (вследствие потерянного на мониторинг времени) не всегда соответствует действительности.
Об этом нужно помнить и станциям, и клиентам (особенно!).
P.S. По последним данным (2009 год) центра социального мониторинга и прогнозирования Семипалатинского государственного университета им. Шакарима – горожан старше 18 лет - Радио 7 прочно занимает первое место среди других радиостанций, вещающих в нашем городе.
Об Акциях
Акции проводить НУЖНО. Эфирные и вне эфирные акции проводим периодически, но не
часто. Акция как праздник – если его делать каждый день, он перестанет быть праздником.
О призах
Здесь закон один – лучше меньше, но лучше (больше, дороже, эксклюзивнее и т.д.).
Причем не всегда приз может представлять из себя какую-нибудь вещь.
Согласитесь, что для радиослушателя получить возможность попасть в святую святых – эфирную студию радиостанции, воочию увидеть любимых Dj-ев – будет хорошим подарком.
Здесь множество вариантов – от приглашения победителя в студию для проведения эфира в прямом эфире вместе с Dj-ем, до фотосессии с приезжим гастрольным артистом например, ну и т.д.
Никаких затрат, зато имеем интерес к «себе» и довольных слушателей (победителей).
Конечно же помним про имиджевую атрибутику (сувенирка с логотипом станции), да и призовые фонды от спонсоров пока никто не отменял. Все-таки вещевые (ХОРОШИЕ) призы популярность будут пользоваться ВСЕГДА!
О программировании
Как сказал руководитель одного российского телеканала:
Хочешь расшириться – сузься.
И в самом деле – нельзя объять необъятное. Невозможно собрать на одной частоте любителей рок музыки, клубных треков и джаза.
С другой стороны – чисто стилевой музыкальной радиостанции на территории СНГ (тем более в Казахстане) практически не существует.
Если и есть, допустим «Contemporary Hit Radio (CHR)», где должны звучать только современные хиты, периодически наряду с горячими хитами ставятся и шлягеры прошлых лет (как ремиксы, таки оригиналы).
В большинстве городов есть радиостанции для автомобилистов, домохозяек и т.п.
Но при прослушивании этих станций создается впечатление, что музыкальным программированием этих радиостанций занимался один человек.
Практически на каждой такой станции можно услышать «Миллион алых роз», «Еще Не Вечер», «Bahama Mama», соседствующих с «Дискотекой аварией»
Отличить их можно только что по «Одежке» (джинглам).
На сегодняшний день пока в количественном плане лидируют радиостанции со смешанным форматом (как правило Hot Ac/CHR).
И пока они пользуются наибОльшим спросом у аудитории (первые места в рейтингах).
Музыка, звучащая в эфире, независимо от формата до попадания в эфир обычно тестируется.
На эту тему есть много статей.
С одной стороны, это конечно сложно технически – для фокус группы, как правило вырезаются фрагменты тестируемых песен, а это занимает немало времени.
С другой стороны, НЕЛЬЗЯ ставить в эфир все подряд.
В этом плане можно брать пример с кабацких музыкантов.
В их музыкальной базе только ХИТЫ, будь то «Владимирский централ», «Modern Talking» или Музарт.
Потратьте несколько вечеров на посещение баров или ресторанов (послушайте репертуар), а лучше познакомьтесь с парой таких музыкантов.
Хорошими настольными «помощниками» являются всевозможные чарты, как сегодняшние, так и прошлых лет..
Иногда можно заглянуть на http://www.moskva.fm, там весь Московский FM диапазон.
В спутниковом, кабельном и On Line вещании как раз наблюдается более четкое разделение по форматам (нишевые станции), особенно это видно на примере телеканалов, посвященных рыбалке, охоте, автомобильной тематике, музыке, кино и т.д.
Конечно цифровое вещание дает больше технических возможностей и выбора, как для вещателей, так и для аудитории.
В On Line пространстве уже присутствуют в свободном доступе узкоформатное радиовещание.
Есть каналы с классической музыкой, музыкой 90-х, 80-х, джазовой музыкой, фоновой музыкой, каналы с анекдотами и т.п.
Об исполнителях
Не будем пока сравнивать западные и российские схемы: Продюсер-артист-теле и радио ротация-концерты и т.д.
В Казахстане эта схема (пока) не работает.
Причин немало. Каждый второй продюсер, артист, ….. высказывает свое мнение. Мол, местное население интересуется российской и зарубежной эстрадой, не поддерживает местных исполнителей т.е. на казахстанского артиста вряд ли будут покупать билеты за такую же цену, как у Билана или Beyonce. Что казахстанских исполнителей меньше в эфире. И крутят их в основном ночью. И что в регионах концерты срываются по причине отсутствия спроса на билеты или они (концерты) проходят в полупустых залах.
По их (продюсеров, артистов) словам виноваты теле и радиостанции – отдают предпочтение зарубежным исполнителям, требуют деньги за ротацию, в общем не пропагандируют отечественную эстраду.
Друзья:
1. В один день поменять уровень отечественной эстрады невозможно. На это потребуется не один, не два и даже не три года. Как минимум 10-15 лет.
Подъем будет намного заметнее и быстрее, если еще и государство окажет поддержку в становлении новой казахстанской эстрады.
2. Даже при увеличивающемся количестве казахстанских групп, на сегодняшний день еще далеко НЕДОСТАТОЧНО исполнителей и музыкантов, делающих КАЧЕСТВЕННЫЙ музыкальный продукт.
Ну, много у нас исполнителей, есть даже узнаваемые, а в каких стилях они все работают?
РОК – хватит пальцев одной руки, Джаз - ?, Хип-хоп – смотри РОК, Танцевальная музыка (типа Аварии) – и где сейчас All давай, Шансон - ?, RNB – 2-3 исполнителя, об остальных 3-х завтра и не вспомнят.
(Исполнители типа «Музарт», Каракат и прочие «Нур-Мукасаны» не в счет).
Имейте в виду, что в той же России каждая категория заполнится как минимум пол сотней исполнителей, имена которых знают все (или почти все) на территории СНГ.
Многочисленные рок и рэп группы, играющих в немногочисленных рок кафе и т.д. не учитываются. Хотя среди них можно найти талантливых и вложиться в раскрутку.
Остается все это – ПОП.
Любой телеканал, любая радиостанция (опять же любой направленности) – будет ставить казахстанских исполнителей из последней (то бишь ПОП) категории, самой распространенной, узнаваемой и возможно любимой аудиторией.
3. Почему в основном «наша казаша» ставится в ночное (не слушаемое) время, даже при том, что теперь у нас целых 50 (!) известных молодых и более менее известных (в Казахстане) артистов, это намного меньше соседней Росии. Ладно не будем учитывать их «Фабрики», «Народных артистов» и прочих Гребенщиковых М.
(не БГ) с БиС. Только самых-самых известных и популярных там несколько сот.
Считаем:
В радио эфире с 7-ми утра до 6-ти вечера (Prime Time) звучит около 150-160 песен.
Даже если взять 100, хорошо 150 (только где их взять) наших исполнителей, и забить весь дневной эфир.
Завтра придется слушать то же самое. И послезавтра и до бесконечности, пока не появятся еще 300-400 новых групп, таких же популярных.
А ставить, потому что продюсер исполнителя или сам артист хороший знакомый или чтобы их не обидеть, или потому что закон о СМИ заставляет и т.д. и т.п.
– тогда потеряем аудиторию, а там и рейтинги, клиентов и т.д.
Регионы или «Об исполнителях - 2»
1. Наша радиостанция находится в Семее (бывший Семипалатинск).
Формат HOT AC/CHR. Музыка для аудитории 25-45 лет с упором на хиты 80-х/90-х. Ставятся и горячие хиты (12%) и современные казахстанские исполнители (4-5%), есть даже еженедельная 4-х часовая (!) программа, где звучат только наши звезды.
Так вот, Российская компания Tophit (радийщики в курсе) ЕЖЕДНЕВНО (кроме выходных) выкладывает 10 рос. и запад. муз. новинок!
Выбирай не хочу.
Заметьте – БЕСПЛАТНО. При условии еженедельной отчетности по ротации скаченных треков и ВСЁ!
Что у нас?
У нас с музыкальным обновлением не густо.
ПисАл письма о сотрудничестве KZMZ – тишина.
А как хорошо начиналось.
В итоге у нас (в Семее), в виду отдаленности от столицы, где и обитают все исполнители - вечная проблема с оными и их новыми (и не очень) песнями.
Выпрашиваем треки у приезжих гастролеров. Когда сами бываем в Алматы, тоже вызваниваем, выпрашиваем что-нибудь новенькое, чтобы поставить в эфир.
Господа артисты, что же Вы удивляетесь, когда Ваши концерты в регионах (по крайней мере в Семее) проходят (в лучшем случае) при полупустых залах? (исключение – «Музарт», «Дос-Мукасан», Р. Рымбаева, М. Жунусова).
Схема:
Как правило за неделю до концерта приезжает товарищ, дает рекламу, диск с песнями данного исполнителя, наивно полагая, что за неделю его можно раскрутить и что весь город, бросив дела штурмом возьмет зал и завалит артиста цветами и просьбами дать автограф. Результат – см. предыдущий абзац.
Поймите, в регионах не вещают Алматинские теле и радиоканалы, типа Х-TV и большинство радиостанций, куда Вы отдаете треки и клипы.
Если и есть, то только Х-TV в кабельной сети, которая есть не у всех (у меня кстати тоже нет её).
Ну, это даже не смешно, когда 2 раза в месяц пишут и звонят с России с предложениями об интервью, записи ID известных артистов.
Последнее интервью с казахстанскими исполнителями (кажется Музарт) на «Радио 7» было осенью 2008-го. Зато за этот же промежуток в эфире прошло более десятка телефонных интервью с Российскими исполнителями типа – Би-2, гр. Технология,
И. Салтыкова, И. Нельсон, Dj Groove, Пресняков, Подольская, Данко, М. Хлебникова, Иракли, Началова Ю. и т.д.
Для нашей станции прописАли адресные ID гр. Dhany, Kaoma (Ламбада) и Dr. Alban (!!!).
Казалось бы, зачем вышеозначенным звездам (и компаниям) заморачиваться для станции с Казахстанской глубинки?
А они заморачиваются.
Обратная связь с аудиторией ВАЖНА (интернет сайты, фан-клубы, интервью).
Нам есть чему поучиться у тех же Россиян.
Об оборудовании
Пик рождения FM радио на территории СНГ пришелся на середину 90-х. Для тех, кто начинал тогда, включая Вашего покорного слугу, считает это время самым лучшим.
Так уж мы устроены, обычно считая, что раньше и солнце ярче светило и т.д.
Конечно все было на уровне любителей. Но любителей-фанатов, помешанных на своем деле. Да, мы многого не знали, не было аппаратуры должного уровня, не было нужной литературы. Какие компьютеры?(!) Кассеты, в лучшем случае CD. Никаких вокальных джинглов, форматов, генераторов плейлистов и т.д.
122-я Вега, Маяк, пульт «Электроника», микрофон, который нужно было держать одной рукой, а второй перематывать кассету – вот что засело в памяти из 96-го года.
Но больше всего в памяти осталось ощущение атмосферы влюбленности в работу абсолютно всех, кто занимался новым на тот момент делом.
Не пугала зарплата в 3 800 (P.S. тенге), с задержкой на 2 месяца, студия 2 на 3 метра и отсутствие выходных.
Ну, что было, то было. Сегодня на этом поприще все же лучше.
Всё (или почти), о чем мечталось (и даже не мечталось) 15 лет назад сегодня имеют в наличии практически все радийщики.
Вместо бытовых магнитофонов и CD проигрывателей – Power Gold, Sound Empire, Джинн и т.д.
На «Радио 7» с 2004 года используется Sound Empire.
Микрофоны «Shure», микшер «Sound Kraft», звуковые мониторы «Sony».
Впрочем подробно об оборудовании и не только можно прочитать на сайте http://www.radiostation.ru/
Лучше не экономить на условиях для сотрудников.
Предоставляя оптимальные условия для работы, можно смело требовать от сотрудника соответствующей отдачи.
Нет условий и мотивации для работы - О каком спросе может идти речь?
Ведущих утреннего, вечернего и ночного эфиров привозим и увозим за свой счет.
В плане инструментов для наполнения эфира – здесь тоже стараемся двигаться вперед.
SMS и голосовые порталы, RDS, Prodaction студия, эфирное оборудование – все по максимуму!
О людях
Работа на Радио (равно как и на ТВ, газете и т.д.) затягивает. Не всех, бывают исключения, которые составляют случайно попавшие сюда люди.
Но оставшиеся, как правило остаются в этой струе надолго, если не навсегда.
Здесь не существует понятия «рабочий день с 9-ти до 6-ти», это образ жизни.
Вы просто меняете месторасположения – дом-дорога-офис-студия-дом, но и в дороге и дома продолжается анализ и работа над сюжетом, идеей, статьей и т.д.
Часто это сопровождается бессонницей, головными болями, стрессами. Это обратная сторона медали.
Ведь многие приходят в медийные сферы для славы. А столкнувшись с рутиной, обычно уходят.
Эфир или статья, это труд целой команды, как минимум 2-3 человек. Сбой в одном звене, отразится на всей работе.
Работа с творческим коллективом (ведущие, креативщики, журналисты, звукорежи т.д.) особая.
Это не бригадой на стройке командовать. Здесь мат - перемат не поможет. Практически к каждому нужен индивидуальный подход. Конечно здесь тоже нужна мера – сюсюкаться и через чур баловать не лучший вариант.
Стоящий во главе коллектива сам обязан иметь опыт работы в данной сфере.
Изнутри знать, как строится эфир, как его вести, что из себя представляет.
Прошедший через все эти стадии при наличии организаторских способностей сможет руководить этой пирамидой.
Обращение к артистам
Уважаемые исполнители и продюсеры! Давайте дружить домами (вариант - семьями).
Хотя бы:
- Устраивать ID и пресс дни для радиостанций (особенно региональных);
- Рассылать новый материал (треки, альбомы, пресс релизы, ID);
- Делиться новостями в жизни группы (исполнителя);
В свое время периодически этим занимались «Уркер», «Перцы», Алтынбек, «Азия», «Пилот».
Обращение к коллегам
Друзья радийщики! К сожалению в последнее время нас очень редко собирают вместе. Раньше, как правило это были семинары в Internews. Они есть и сегодня, но в большинстве для журналистов. В свое время (в 2006 г.) с нашей стороны порталу KZMZ было предложено приглашать хотя бы раз в год региональных радийщиков на общее мероприятие (типа вечеринки). Хорошая и нужная возможность пообщаться с коллегами по цеху и конечно с артистами.
Пока в этом направлении тишина.
Такая же тишина в направлении «Синдикейшн».
В той же России полно компаний, занимающихся изготовлением и распространением программ, эфирного оформления и рекламы.
За деньги конечно, но качество того стОит.
Честно сказать мы пользуемся услугами парочки таких фирм.
Качество конечно устраивает.
Но будет здорово, если и в Казахстане появятся отечественные Синдикейшн компании, изготавливающие эфирный продукт для отечественного эфира.
Все-таки эфирный продукт Московских (Казанских и др.) компаний направлен на Российского слушателя, да и дороговато обходится.
Отечественному радиоэфиру не хватает звукового оформления с элементами и мотивами казахской музыки («Казахское Радио» не в счет).
Кроме нехватки форматного казахскоязычного музыкального материала, также недостаточно молодых казахскоязычных радиоведущих, говорящих грамотно и интересно.
А ведь сегодня они востребованы как никогда (см. поправки в законе о СМИ).
Отсюда мало интересных программ на казахском языке (особенно на радио).
Сегодня были бы полезны тренинги для казахскоязычных ведущих.
Кстати, почему бы не создать премию в области Радио. Есть же премия Попова, Казахстан тоже достоин подобной премии.
У нас тоже есть достойные представители теле и радиокомпаний.
Коллеги, пишите свои мнения.
Спасибо, что уделили время.
Мурат Мамбетов
Исполнительный директор «Радио 7»
г. Семей
очень
вс, 24/05/2009 - 23:05.
очень интересный пост, и много мыслей. Жалко длинный, боюсь не до конца дочитают. Но очень интересно