Internews Kazakhstan

Сафарбек Солиев: «…каждый настоящий фильм - это частица души и сердца автора, если их нет, фильм не будет иметь успеха»

Cоздан:   чт, 20/03/2008 - 14:56
Категория:

С чем связан возросший интерес к документальному кино стран Центральной Азии, с какими трудностями сталкиваются документалисты и кто готов оказать им помощь и поддержку, где и кем востребовано их кино - об этом мы поговорили с Сафарбеком Солиевым таджикским режиссером, продюсером, сценаристом, постоянным участником международных кинофестивалей. Недавно Сафарбек вернулся с 14-го Международного фестиваля Азиатского кино, который проходил во Франции в городе Везуль.

По гранту Представительства Интерньюс в Таджикистане Сафарбек Солиев снял документальный фильм "Нусур", который в рамках турне режиссера также увидели европейские зрители. Пожалуйста, подробнее о документальном фильме: http://www.internews.kz/node/1994 Для участников проекта "ТВ-обмен" фильм предоставляется для показа на безвозмездной основе.  

Правда ли, что в мире вырос интерес к документальному кино вообще и к документальному кино Центральной Азии в частности, с чем это связано?

В последнее время действительно во всем мире уделяют большое внимание документальному кино. Тому подтверждение - гран-при Каннского фестиваля и другие престижные премии документальным фильмам Майкла Мура, Альберта Гора, французскому документальному фильму о путешествии пингвинов. Я думаю, это связано с тем, что сама жизнь намного интереснее и богаче придуманных историй. Если режиссер может профессионально рассказать какую-то реальную человеческую историю, это всегда интересно. Наш регион очень интересен миру, потому что про нас очень мало знают. Это уникальный своеобразный мир богатой и неповторимой культуры разных народов, мир бескрайних степей и высоких гор. Об этом может рассказать именно кинематограф. Поэтому такой интерес к нашим фильмам. Особенно – документальным. 

Как ваши фильмы принимали в Европе? Что отметила и выделила критика? Как реагировали зрители?

Была ретроспектива моих фильмов в рамках Международного Кинофестиваля Азиатского Кино  в городе Везуль во Франции, а также показы в Париже и Берлине. Мне кажется, европейский зритель более подготовлен к просмотру фильмов (и не только документальных), чем наши зрители в странах Центральной Азии. Европейцы воспитаны на изобразительном искусстве. Это имеет очень сильное влияние на восприятие кинематографа. Кино, прежде всего, это изображение, а потом уже все остальное. Глубокие фильмы несут колоссальный объем информации, поэтому они и интересны. Показ наших фильмов дал европейцам возможность познакомиться с нашей повседневной жизнью и культурой. Все показы были организованы так, что до начала и после сеанса фильмов проходили встречи автора со зрителями, была возможность ответить на вопросы зрителей. Я думаю, в основном, зрители во всем мире хотят только одного - хорошего кино. Если фильм сделан профессионально, он всегда найдет своего зрителя. Вы, наверное, видели на сайтах много статьей, интервью, мнение простых зрителей, - ради таких минут стоит рисковать и терпеть все наши производственные и другие проблемы. 

Насколько сложно сейчас документалисту работать в Центральной Азии? Кто поддерживает производство документального кино? В какой из стран Центральной Азии документалистика наиболее развита?

Насколько мне известно, во всем мире документальное кино, в основном, производится по заказам телеканалов. Существует ряд телеканалов, которые специализируются на производстве и показе документальных фильмов. В Казахстане, Узбекистане, в Кыргызстане уже начали уделять особенное внимание развитию кино, в том числе и документальному.  Катастрофическая ситуация остается в Таджикистане, где кино в профессиональном понимании этого слова исчезает. Кризисное состояние экономики влияет на все сферы жизни общества, в том числе, на развитие кинематографа. Кино - это результат работы группы профессионалов. Когда их нет, нет и кино. Профессионалы вынуждены покидать Таджикистан и  искать работу в других странах. Когда-то мы имели очень сильную документалистику, это - работы, Кузина, Худоназарова, Садыкова, Ахматова, Юсуповой. Все эти мастера сейчас живут не в Таджикистане.

Если помните мои последние работы, они были созданы при технической поддержке Интерньюс Нетуорк в Таджикистане. Без их поддержки я не смог бы снять и мой игровой фильм «Календарь ожидания». Я делаю кино на энтузиазме моих друзей, временами за свой счет, или кто-то захочет поддержать наши идеи. Последние 10 лет ни одна структура, занимающаяся кинематографом или телевидением в моей стране, ни разу не предложила мне что-нибудь снимать. Конечно, очень сложно в такой ситуации снимать что-то полноценное.     

Каким образом ваши документальные ленты доходят до зрителя? Насколько они востребованы или чаще ложатся «в стол»?

Как могут доходить мои фильмы до зрителя, если у нас не работают кинотеатры? Их показывают на Международных кинофестивалях, на больших экранах. Кстати, 22 мая «Календарь ожидания» покажут во Франции, сейчас мы работаем над французским переводом. А здесь и сейчас они не нужны. 

В документалистике появилось новое кинематографическое направление - Реальное кино, когда кино сохраняет право на авторскую субъективность. Насколько в ваших фильмах сильно авторское начало? В каком кино, на ваш взгляд, нуждается зритель в Центральной Азии?  

Мы нуждаемся в реальном кино, в правдивом кино, где люди увидят и почувствуют правду, недостатки, проблемы, красоту и вкус жизни. К моему большому сожалению, в наших странах действуют правила двойных стандартов, где круглые сутки по ТВ идут концерты и развлекательные передачи, а о проблемах людей региона предпочитают не говорить. А проблемы есть у всех, и решать их надо. Я считаю, каждый настоящий фильм - это частица души и сердца автора, если их нет, то такой фильм не будет иметь успеха. В этом деле очень редко бывают случайности. Да, меня считают представителем авторского кино, и это мне нравится. Прекрасное российское документальное кино всегда было авторским, и я, как выпускник Московской школы кинематографии, горжусь этим. У нас из-за проблемы с цензурой режиссеры очень тщательно работали над своими фильмами, искали способы и образы, всегда старались высказать свое мнение по важным вопросам нашей жизни. Поэтому наше документальное кино - это не просто констатация фактов, а еще и отношение автора к ним.