Internews Kazakhstan

Олег Гант: ЕСЛИ Я — ИЗДАТЕЛЬ...

Cоздан:   вт, 03/07/2012 - 14:07
Категория:

— Я — издатель классической еженедельной информационно-рекламной газеты с устоявшимся ритмом редакционной жизни, определенным тиражом и устойчивым кругом рекламодателей. Конвергенция поможет мне увеличить тираж бумажной версии газеты и увеличить рекламные доходы? Как быстро это может произойти?

— Если было бы все так просто... Начнем с того, что главная цель конвергенции — это не столько увеличение тиражей, сколько оптимизация процесса производства контента. Это — насущная потребность в уменьшении расходов в издательском бизнесе и создании системы, которая будет наиболее эффективно отвечать потребностям рынка в современном мире. Я не могу однозначно ответить на вопрос и сказать —  да, тираж вашей газеты увеличится, и через один месяц вы станете зарабатывать больше. Или сказать —  нет, тираж вашего издания не увеличится. Это очень индивидуальный процесс. Действительно, в истории нашего проекта есть и такие прецеденты, когда и тираж увеличивается и доходы от рекламы повышаются. Но, во-первых, очень часто сам переход от традиционного к конвергированному СМИ и отладка бизнес-процессов может занять определенное время и довольно длительное. А во-вторых, далеко не всегда конечным и ожидаемым результатов конвергенции будет являться повышение тиража классического издания.

 Каковы расходы (единовременные и постоянные) на конвергенцию одной редакции? Каковы основные статьи расходов? Могу ли я с помощью внедрения конвергированной редакции снизить ежемесячные расходы?

— Это очень хороший вопрос, но на него нет однозначного ответа. Может произойти как уменьшение, так увеличение расходов. Если на момент создания конвергентной редакции ваше предприятие издавало газету, имело телеканал и сайт, то, несомненно, вы снизите свои расходы за счет создания более эффективных механизмов управления редакционным коллективом, объединения нескольких редакций, возможно, сокращения каких-то позиций. В таком случае, ваши расходы уменьшаться. Но, представьте, то вы — газета и вы решили пойти дальше... Вы начали создавать онлайн-издание. В таком случае ваши расходы на первоначальном этапе увеличатся в среднем, по нашим оценкам, на 12—35% в месяц. Расходы в данном случае неизбежны ввиду того, что ваши журналисты будут загружены большим объемом работы, они будут производить больше продукции, им придется больше платить. Кроме того, вам придется реструктуризировать вашу редакцию, реформировать ее и в данном случае расходы, конечно, увеличатся. Но со временем, когда вы начнете зарабатывать на онлайн-рекламе и задействуете другие механизмы монетизации онлайн-издания, ваши расходы, если не снизятся, то останутся на прежнем уровне. В современных реалиях это неплохо.

— Повлечет ли конвергенция увеличение (или сокращение) штата редакции или увеличение трудовых обязанностей имеющихся журналистов (или сокращение численности)? Увеличатся/уменьшатся ли затраты на содержание штата? Нужно ли будет оплачивать или организовывать специальное обучение имеющихся журналистов и/или повышение их квалификации?

— Ответы на эти вопросы зависят от тех стартовых условий, с которых вы как издатель начинается двигаться в сторону конвергенции. Если до начала конвергенции у вас работали две с половиной или три отдельных редакции, которые создавали контент для газеты, телеканала и сайта, то сокращение штата и уменьшение расходов на содержание штата неизбежно. И это хорошая новость для вас. Однако если вам необходимо создавать онлайн-ресурс, то прием некоторых дополнительных сотрудников, а, значит, и увеличение штата и расходов — необходимое условие конвергенции.

Разумеется, при конвергенции необходимо будет вкладывать средства в обучение сотрудников или в повышении их квалификации. С конвергенцией вы начинаете новый бизнес. Онлайн-медиа и онлайн-СМИ — это другой тип бизнеса. И хотя это все еще средства массовой информации (или лучше сказать средства массовой коммуникации) — вместе с тем это новая их форма. Она требует новых знаний, умений, новых подходов. Все этому ваших журналистов придется обучать, они не смогут работать по-новому, только потому, что вы решили открыть новый бизнес. В обучение и в повышении квалификации придется вкладываться постоянно, так как эта сфера постоянно меняется, дополняется новыми инструментами, методами, возможностями.

— Не снизится ли тираж бумажной версии нашего издания? Как удержать подписчиков и читателей?

— Это вечная боязнь редакторов и издателей, которые начинают конвергенцию с создания онлайн-издания с конвергентной редакцией. Как показала практика, ответ на этот вопрос однозначный —  нет, тираж издания не уменьшится, прежде всего потому, что аудитория, которая потребляет контент в интернете и аудитория, которая предпочитает классическую форму, — она разная. И пересечение этих аудиторий очень маленькое, практически незначительное.

Конечно, со временем эти две аудитории будут совмещаться, но сколько пройдет лет и сколько потребуется времени для того, чтобы тираж печатного издания начал падать за счет того, что вы публикуете контент в интернете, пока об этом сказать никто не может. Можно лишь сказать, что на сегодняшний день, процесс совмещения этих двух аудиторий идет медленно. Практика показала, что тиражи печатных изданий с началом созданий онлайн-версии не уменьшаются, и эти опасения безосновательны.

— Доходы от рекламы — что будет с ними? Смогут ли они увеличиться за счет развития интернет-ресурса? Как быстро? Будут ли объемы рекламы из бумажной версии «перетекать» в Интернет? Не сократит ли это общий объем рекламных продаж?

— Да, доходы от рекламы будут повышаться. Насколько быстро — зависит от нескольких факторов. Прежде всего, от того насколько ваши рекламные агенты и менеджеры быстро бегают по городу. Зависит этот и от того, какой контент вы будете производить для вашего онлайн-издания и какое количество посетителей к вам придет. На сегодня практика такова, что если у вас на сайте меньше 3000 уникальных посетителей в день, то рекламодатели не рассматривают вас как площадку для продвижения своих товаров и услуг. Но эта ситуация несколько иная для региональных СМИ. Для них не требуется достижения такого уровня посещаемости своего онлайн-издания. Поэтому просто запустив онлайн-издания с интересным и востребованным контентом вы можете с этим идти к рекламодателю, рассказывать про свою аудиторию и про свои рекламные возможности.

Мы создаем новомедийные СМИ только для того, что мы хотим донести свою информацию до большего количества читателей. Все-таки медиа- это бизнес, хоть и специфический, со своими особенностями и законами. Но, тем не менее, это бизнес и мы должны зарабатывать на нем, для того, чтобы наши редакции могли развиваться и устойчиво существовать. Поэтому важнейшая задача, когда мы создаем онлайн-медиа, это — создать свою аудиторию, представить и «продать» ее рекламодателям.

Мы не наблюдаем при конвергенции печатных СМИ перетока объема рекламы из бумажных версий в онлайн-издание. Это разные типы аудитории (об этом говорилось выше), а значит, это разные непересекающиеся целевые группы, с разными потребностями, с разными реакциями на рекламу. И, как показывает практика, конвергенция на сократит общий объем рекламных продаж. Кризис может сократить, закрытие каких-либо предприятий может влиять на общую ситуацию с рекламными продажами. Но конвергенция только увеличивает ваши возможности и шансы занять лидирующие позиции на рынке рекламы.