Когда мы были традиционной редакцией, планерки я проводила 1 раз в неделю, где раздавала темы и выслушивала предложения журналистов о разработке каких-то тем. Как изменится стиль и методы работы редактора с внедрением конвергенции?
Вопросы планирования работы конвергентной редакции довольны многоаспектные и сложные. Постараюсь ответить кратко. О планерках 1 раз в неделю по часу, а то и по два-три придется забыть. Планерки должны быть ежедневными, очень краткими, очень содержательными. При конвергенции возникает другой тип планирования деятельности редакции и контроля. Много материалов по этой теме опубликовано на нашем сайте www.newreporter.org
Должен ли редактор газеты быть одновременно редактором интернет-ресурса?
Я бы не стал в данном контексте использовать слово «должен», а заменил его на «может». Яз знаю многие региональные конвергентные редакции в России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, где так и происходит редактор газеты или канала является одновременно редактором онлайн-версии. Там, где объемы производимого контента позволяют такое совмещение, будем считать это оправданным шагом.
Во многих СМИ (например, 64-полосное информационно-рекламное издание плюс сайт, для которого производится 2030 новостных постов в день) такое совмещение невозможно.
Сколько журналистов должны обслуживать интернет-ресурс? Должны ли это быть отдельные сотрудники или они одновременно собирают информацию и пишут и для газеты, и для интернет-ресурса? Нужно ли создавать отдельную редакцию для интернет-ресурса?
Это и есть основной вопрос конвергении. Если мы хотим не просто называться конвергентной редакцией, но и быть таковой объединение редакций неизбежно. Сохранение двух редакций традиционного СМИ и интернет-редакции тупиковый путь, это то, от чего мы пытаемся уйти.
Да, необходимо создавать единую редакцию, в которой журналисты производят контент на все каналы медиа-ресурса. Де-факто создается фабрика контента и ответственные редакторы «разбирают» этот контент в свои медиа: кто-то на сайт, потом в газету, кто-то на телеканал, радио.
Как разработать и внедрить эффективную гонорарную систему в конвергированной редакции?
Вопрос очень важный. Разработка гонорарной системы и системы мотивации и поощрения сотрудников краеугольный камень любой редакции, которая пытается перейти на конвергенцию. Здесь нет единого ответа для всех. По нашему опыту, такие системы разрабатываются индивидуально для каждого СМИ и зависят от размера СМИ, какое количество медиа-ресурсов приходится обслуживать журналистам, какая нагрузка приходится на каждого, каковы объемы работы... Но есть и общие тенденции. Например, уход от оплаты журналистам гонораров за слово, за объем, за строчку, за квадратный сантиметр....
Из нашего опыта могу привести в качестве примера перестройку гонорарной системы в одной региональной редакции. Новая система оплаты была завязана на изменении всего формата редакции, новых бизнес-процессов. У них система оплаты труда журналистов получилась такая: базовая зарплата плюс специальные коэффициенты за срочность, оперативность, инициативность и плюс премиальные. Система оплаты труда применялась с учетом классификации журналистов. То есть, если журналист обладал высоким уровнем профессионального мастерства, делал качественные материалы в соответствии с установленными в редакции стандартами, то имел определенную категорию, скажем, третью категорию. Поэтому все надбавки к базовой зарплате и премии оплачивались ему по третьей категории.
В другой редакции может быть принята другая система оплаты и мотивации работников. Общее правило для всех при конвергенции эту систему придется менять, реформировать для того, чтобы журналисты были более мотивированы создавать больше контента и создавать многовариантный контент, который можно будет легко адаптировать под разные каналы передачи информации.
Что делать, если часть журналистов сопротивляется нововведениям и игнорирует новые правила работы? Увольнять, убеждать или переучивать?
То, что в любой редакции обязательно найдутся несколько человек, которые сопротивляются нововведениям, это нормально. Такое есть и хорошо, если сопротивление исходит от журналистов. Сложнее, когда сопротивление конвергенции оказывает редактор. Но поговорим о журналистах.
Та часть редакционного коллектива, которая сопротивляется нововведениям это, как практика показывает, 2030% от общего количества сотрудников, то есть, треть редакции. Не тратьте время на этих людей. Работайте с теми, кто готов с вами идти дальше. Если вы хотите их уволить, то есть уровень их профессионализма не позволит создавать нужный вам продукт, увольняйте и набирайте новый штат. Это радикальный метод, конечно, поэтому самой первой моей рекомендацией будет работать с теми, кто разделяет ваши убеждения относительно конвергенции и готов вам в этом помочь. Давать им возможность публиковать свои материалы онлайн, смотреть и оценивать то, как отзывается аудитория на эти материалы, таким образом, показывать той части, которая сопротивляется как это классно и круто.
Неизбежно вы придете к ситуации, когда баланс популярности, если хотите «звездности» в обществе и востребованности журналистов, которые публикуют свои материалы каждый день и журналистов, которые публикуются раз в неделю, начнет склонятся в сторону первых. Начнут отличаться и ведомости по заработной плате. Надо сказать, что популярность журналистов, работающих в конвергентной редакции, возрастает за счет ежедневных публикаций, за счет интерактивного общения с читателями. Возрастает и заработная плата. И со временем, сопротивляющаяся часть журналистов начинает подтягиваться к ним и начинают находить какой-то консенсус.
В нашей практике было несколько случаев, когда «звездные» журналисты редакций сначала сопротивлялись или отказывались работать по новым правилам. Но сейчас ни осталось ни одной редакции с такими проблемами.
Вторая рекомендация обучать работать по-новому журналистов, безусловно, нужно, но только тех, кто готов обучаться и хочет этого. Но с теми, кто не хочет либо отсекайте «этот хвост», либо показывайте, что конвергенция может им дать на примере других сотрудников.