Более 40 региональных телеканалов живут в тревожном ожидании принятия первого в Казахстане закона о телерадиовещании. Будущее представляется им весьма неопределенным.
Казахстанские телезрители находятся в слепом неведении, еще не подозревая о том, как изменятся их привычные телевечера уже с октября этого года, если законопроект «О телерадиовещании» будет принят.
Прояснить картину скорого будущего казахстанского медиапространства мы попросили юриста Интерньюс Казахстан Ольгу Диденко.
Какая необходимость была принять новый закон о ТРВ?
Министерство решило объединить эти две задачи и в связи с этим разработать законопроект по телерадиовещанию.
Когда мы встречаемся с представителями министерства на различных публичных мероприятиях, они озвучивают еще несколько причин, которые тоже являются, с их точки зрения, важными и основополагающими для принятия этого закона.
Еще разработчиков законопроекта очень сильно волнует наличие в информационном казахстанском пространстве иностранных каналов, и, соответственно, большая доля иностранного, в первую очередь, российского телевизионного контента..
Министерство связи и информации считает, что именно они несут негативное воздействие на общество, в том числе на подрастающее поколение: содержат сцены насилия, жестокости, агрессии. С этим тоже решено покончить, в том числе, с помощью этого закона.
Но, на мой взгляд, это довольно спорные требования, которые вряд ли приведут к желаемому результату, поскольку Казахстан открытая страна, а информационное пространство это вещь такая, что там никаких физических границ поставить нельзя.
Чьи интересы затрагивает закон?
В том, что медиапространство будет стремительно меняться в ближайшее время, сомнений нет. Причины принятие законопроекта «О телерадиовещании» и переход на цифровое вещание. На одном из последних публичных мероприятий по обсуждению заокнопроекта вице-министр Нурай Уразов назвал эти перемены революционными и, пожалуй, с ним можно согласиться, имея в виду то, что во время революции всегда есть те, кто проигрывает, и те, кто побеждает.
Кто проиграет? В первую очередь, это потребители информации телезрители и радиослушатели.
Естественно, если закон будет принят в таком виде, в котором он сейчас обсуждается, и если никаких кардинальных мер по его улучшению не будет принято, можно говорить о том, что после его принятия количество доступных и альтернативных источников информации для населения уменьшится.
Из текста законопроекта уже понятно, что Национальный оператор телерадиовещания будет иметь колоссальные преференции от государства, и через некоторое время сможет диктовать условия остальным участникам рынка, в первую очередь телекомпаниям, которые будут вынуждены заключать договоры с на распространение их теле-, радиоканалов.
Для иностранных телекомпаний будет введена процедура обязательной регистрации их в качестве СМИ. Это требование включено в законопроект по аналогии с российским законодательством, но если иностранные компании проходят эту процедуру в России, это не значит, что они будут проходить ее и в Казахстане. Рынок телевизионной рекламы в России и Казахстане несопоставим.
Но в общем, для потребителей это будет означать одно: выбор будет не между дешевым кабелем и дорогим спутниковым или дорогим цифровым телевидением, а между дорогим кабелем, дорогим спутником, дорогой цифрой.
[О1] Таким образом, телезритель проиграет трижды: источников информации будет меньше, каналов получения информации будет меньше, и, возможно, услуги подорожают.
Что ждет телекомпании?
Новый закон затронет интересы кабельных операторов.
Маленькие кабельные компании, особенно в регионах, уже подумывают о продаже, о закрытии бизнеса, потому что с теми требованиями, которые содержатся в законопроекте, им не справиться это однозначно.
У крупных кабельных операторов, наверное, будет возможность выполнить эти требования, но, естественно это удорожит их производство и, соответственно, пакеты для простого потребителя.
Пока неопределенно складывается ситуация для региональных частных компаний. После полного перехода на цифровое вещание, действующие сейчас лицензии, которые дают им право трансляции своего канала через определенную частоту, аннулируются. Включение региональных частных телеканалов в цифровые мультиплексы, дорогостоящее мероприятие и не каждая телекомпания «осилит» такие расходы.
Вице-министр связи и информации Н. Уразов на прошедшем 25 февраля в Астане круглом столе сказал, что для региональных компаний он видит всего три выхода, три пути, как им строить свою стратегию развития с переходом на цифровое вещание.
И третий вариант стремительно наращивать собственное производство, чтобы к 2015 году они стали полноценными телеканалами, с небольшой долей ретрансляции или с полностью собственным вещанием.
Помимо этого, в последнее время звучит предложение о создании единого регионального канала, который мог бы называться
Но телевидение это бизнес. У всех телекомпаний есть оборудование,
Неясно, как без каких-либо гарантий продолжать дальше деятельность. По сути, у них есть, конечно, время для
Что изменится для государственных и республиканских каналов?
Кто выиграет от принятия этого законопроекта, так это, республиканские каналы и региональные каналы с муниципальным участием. Они, как получали бюджетные деньги, так и будут получать. Как были в приоритете по формированию всех этих пакетов, которые бесплатно распространяются, так и будут побеждать на всех конкурсах, без проблем получат все лицензии, которые требуются. Они будут
Кроме того, для них конкуренция снизится. Если раньше в регионах можно было говорить о том, что государственные телеканалы не смотрят, а смотрят региональные частные каналы и иностранные каналы в кабельных сетях, то сейчас такой перспективы не будет. Республиканские каналы будут навязаны потребителю.
Представители медиа сферы называют новый Закон запретительным. Почему?
Как раз потому, что законопроект уникален сам по себе. Большая часть его состоит из статей, которые касаются государственного регулирования в сфере телерадиовещания. Это означает наличие технического контроля, государственного контроля, проверок, конкурсных процедур и так далее. В законопроекте содержатся различные требования, которые накладываются на телерадиокомпании.
Так, нужно поддерживать отечественного телепроизводителя, в этой связи вводится требование о наличии программ отечественного производства в еженедельном объеме вещания (к 1 января 2015 года не менее 50%). Государственный язык должен присутствовать в объеме не менее 50% от суммарного еженедельного объема вещания. Введено требование об обязательном присутствии отечественных телеканалов (не менее 50%) в базовом пакете.
Интернет-вещание будет лицензироваться. Не будем останавливаться на вопросе, соответствует ли это международным нормам и правилам это спорное требование. Но все понимают, что это серьезный удар по альтернативным телеканалам, которые вещают сейчас только в интернете.
К индивидуальным спутниковым тарелкам теперь очень серьезно будут подходить службы сертификации и контроля. В продаже будет только такое оборудование, которое не создает помех для цифрового вещания и соответствует закону о техническом регулировании. То есть, китайские «тарелочки», которые принимали,
Это означает, что, скорее всего, будет один или два поставщика сертифицированных разрешенных спутниковых тарелок, и только они могут, естественно, устанавливать свои цены, которые будут на порядок больше, чем сейчас.
Ограничения на бизнес накладывают очень серьезные. Телевещателям придется выполнять столько требований, что собственно говоря, вся их деятельность будет заключаться не в том, чтобы произвести интересные новости или интересные программы, а в том, чтобы выполнить все требования, которые содержатся в законопроекте.
Если продолжать сравнивать переход на цифровое вещание с революцией, хотелось бы, чтобы она была «бескровной» и не оставила после себя большого количества «жертв».