С начальством он дружит. Дружит не напоказ много лет. Группа, работающая с этим человеком, его боготворит. Коллеги не всегда жалуют, часто завидуют. Пародисты легко находят слабое место специфическую манеру речи. А он, Дмитрий Дибров, не Аполлон, не секс-символ, 30 лет стоит у телевизионного станка, посмеивается, придумывает и воплощает новые проекты и живет в «полный шаг».
При довольно частых встречах мы давно не обсуждали (со времен вашей работы на НТВ) трансформацию СМИ, в частности, телевидения. Как вы это видите и что думаете по этому поводу?
Действительно, во все времена ТВ было именно таким, каким оно является сегодня. Говорят, нынешнее телевидение скверное, а я хотел бы спросить вы где-нибудь когда-нибудь видели иное телевидение? Вспомните большевистское ТВ ведь это же был настоящий кошмар! Я не апологет сегодняшних «букиных»
Это, кстати, одна из немногих не купленных, а оригинальных программ собственного изготовления?
Те, кто придумывает программы, это «палубная авиация». Было бы очень хорошо, если бы мы сами все придумывали, но тогда надо бы «придумать» порох, велосипед и галстук... Обидно, конечно, но надо признаться: ну не мы придумали нашу письменность. Нельзя отрицать, что на современном ТВ выходят важные вещи и, думаю, в такой же пропорции, как всегда. ТВ может быть в одном лице и амвоном, с которого несутся высокие проповеди, и филиалом местного борделя. В равной степени! Все зависит от того, во что его превращает проповедующий. Признаю, что среди моих коллег великое множество прощелыг, использующих сие электронное СМИ для собственного обогащения. Но есть и проповедники.
Без ложной скромности к проповедникам. Хотя, наверное, наши проповеди смешны и наивны. Вполне осознаю свою ничтожность в сравнении со светочами духа.
Как бы ни было престижно вести «Кто хочет стать миллионером?», не думаю, что это равноценные вещи в сравнении с вашей знаменитой «Антропологией», полуночной программой лучших времен НТВ. Ведь вы заставляли не спать всю интеллигенцию. Ностальгии не испытываете?
Происходит своего рода сюрреалистическое действо. Ведь я не был в тени и не молчал все эти годы ни на один день не покидал Останкино. В 2001 году перешел на Первый канал и стал делать программу «Ночная смена», до сих пор не оцененную попытку переделать ночное вещание. Она была в эфире года полтора. После нее стал делать программу «Апология» это был пока еще единственный пример, когда мы энергию улицы хотели «затянуть» в прямой эфир. Это
Дело в том, что телевизионщик, в отличие от писателя, художника, композитора, не сам себе основание. За нами есть только одна мощнейшая сила сейчас, в эту секунду, когда ты в эфире, энергия масс. Весь ужас в том, что человек на экране соответственно ходу времени теряет «товарный вид», происходит плавная ротация. И здесь не надо кокетничать, ведь даже в духовную семинарию идет отбор и по принципу внешнего благообразия тоже. А когда нас перестают показывать, мы теряем это единственное, чем интересны энергию миллионов. Если показывать одно и то же время, то часы будут соответствовать его закономерности хотя бы дважды в сутки. Видимо, на своих часах я показывал всегда одно и то же время. Наверное, телевизионный бог обернулся вокруг своей оси, и я снова стал нужен программе «Кто хочет стать миллионером?». Одновременно канал ТВЦ пригласил меня попробовать поэкспериментировать в рамках старой задумки ночных программ. И сегодня я нахожусь примерно в идеологии 1999 года, когда по ночам служил интеллектуалам, с Гаспаряном «вгрызался» в историю дудука, демонстрируя его музыкальные возможности, а вечером раздавал деньги в «Миллионере», стараясь это делать не вульгарно.
Сегодня иначе, более ревностно, относятся к работе на разных конкурирующих каналах. Насколько я знаю, Эрнст «не терпит суеты»?
Ну я же Дибров! Неужели ко мне, давнему труженику телевизионного станка
Это будет собственное детище?
Да, через несколько дней пойду подписывать документы. В свое время я придумал новую манеру вещать утром все, что нельзя изложить в три минуты, не достойно высказывания с телеэкрана. Мне говорили, что это неправильное направление, «пурга» на экране, и я не смогу таким образом перекрыть всепобеждающее обаяние госпожи Ермиловой, воркующей в кадре минут 15 как минимум. Однако мы начали вещать
Точно так и сегодня хочу начать вещание для интеллектуалов. Некоторым кажется, что это нечто нудное, с библиотечным сколиозом. За аксиому принимается, что молодые люди совершеннейшие остолопы, а старые устали и не угонятся за современным ритмом. Я хочу сломать эти псевдопостулаты. Молодые вовсе не остолопы, знаю не понаслышке (одна такая вообще в моей постели лежит). Пожилые тоже не все с перхотью на вышедших из моды пиджаках
Прорваться в Москву и утвердить себя в ней вам помогла в свое время амбициозность и напор, и сегодня у вас присутствующие. А кем вы себя видите в ближайшие
Не удивляйтесь, писателем. Еще отцом во мне было заложено, что литература высшая форма служения. Но, к сожалению, писательская самодисциплина это очень жестокая вещь, а я изрядный ленивец. С другой стороны, немного успокаивает замечание Шкловского, что писательская профессия хорошая, она позволяет ставить перед собой задачи, как будто ты все еще молод. Так что, думаю, у меня есть на это еще время.
В последние годы в вашей личной жизни многое изменилось рядом очаровательная молодая жена, ожидается пополнение семейства. В это же время сегодняший мир, по общему мнению, все дальше от совершенства. Что будете говорить своему ребенку, на что настраивать, чтобы направить к жизни, а не к разочарованию?
То же, что делал в свое время мой отец играть песни Окуджавы. Я не понимал многого, даже не думал, что Окуджава вообще человек. Мне казалось, он нечто среднее между памятником и роскошной гитарой.
Вы же,
По иронии судьбы, да. Странная
Хорошо, и вы считаете, что Окуджавы достаточно, чтобы вселить жажду жизни, постулаты порядочности в своего ребенка?
Хочу сказать, что в моих руках сейчас инструментов гораздо больше, чем было у моего отца. У него были только пишущая машинка, библиотека и гитара. У меня, кстати, целая коллекция потрясающих гитар.
Да, вы оперируете еще и телевидением.
Что такое телевидение? 24 кадра в секунду?
Вы такой прагматик, и вдруг наивный романтизм?
А я заработал себе право быть наивным идеалистом.
Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для Журнала «Профиль»
Источник: Репортер.TJ