«К сожалению, при этом основная масса ратующих за общественное телевидение не имеет четкого понимания о всех подводных камнях данного процесса», сказал ВРС Илим Карыпбеков, директор Института консалтинга и права.
ВРС: Насколько и как скоро, по вашему мнению, в Кыргызстане возможно создание действительно общественного телевидения? Что может затормозить данный процесс?
Илим Карыпбеков: На днях Роза Отунбаева утвердила состав Наблюдательного совета Общественной телерадиокорпорации Кыргызской Республики (НС ОТРК), состоящий из 15 человек, предложенных некоммерческими организациями.
По профессиональным и личностным качествам к членам нового НС придраться сложно. В основном были выбраны достаточно профессиональные, активно вовлеченные в общественную деятельность личности, которые могут полноценно работать и оказывать влияние на развитие телерадиокомпании.
Однако задача создания общественного телевидения на базе НТРК, поставленная перед НС является сложной и в ближайшее время практически невыполнимой.
Не секрет, что вопрос о негативной роли НТРК в общественно-политических процессах в стране стоял давно. Практически все значимые события, начиная с «аксыйских» подавались однобоко, что раздражало не только оппозицию, но и все население страны.
В качестве «лекарства» против негативного влияния НТРК и в дальнейшем на политическую ситуацию в стране, представители политических кругов, общественных организаций выдвинули идею превращения НТРК из государственной телерадикорпорации в общественную.
К сожалению, при этом основная масса ратующих за общественное телевидение не имеет четкого понимания обо всех подводных камнях данного процесса.
Практика показывает, что заинтересованность в «коллективизации» НТРК у политических сил теряется сразу же после прихода к власти. И при Акаеве и при Бакиеве вопрос реформирования НТРК в общественное телевидение поднимался неоднократно, но так и не был доведен до конца.
Это произошло
Всю свою историю существования НТРК служила непосредственным рупором власти, пропагандистской машиной властвующей политической группы и инструментом подавления их оппонентов. Осознание этого подавляло всякую политическую волю по реформированию телерадиокомпании.
Деятельность НТРК с момента событий 7 апреля 2010 года до настоящего дня также показывает, что ничего в политике НТРК не изменилось, а действующая власть также крайне осторожно делает шаги в направлении реформирования НТРК. Тем не менее, указ об утверждении 15 членов НС уже подписан, прошло первое заседание НС, на котором избраны председатель и секретарь.
Но сам процесс работы НС по превращению НТРК в общественное, видится долгим и сложным. Одним из первых вопросов после утверждения регламента Наблюдательного совета, станет вопрос выбора генерального директора ОТРК, который избирается на 5 лет и освобождается от должности также НС.
Выборы гендиректора ОТРК будут первым серьезным испытанием для Наблюдательного совета. Они покажут, насколько власть серьезно решила создать общественное телевидение на базе НТРК.
Тем более учитывая тот факт, что приближаются исторически важные выборы в парламент.
НС должен принять решение либо выбирать нового генерального директора по конкурсу до выборов, либо после выборов. В обоих случаях есть свои риски. В первом случае это риск по принципу «коней на переправе не меняют», а во втором новая власть может попытаться вмешаться в процесс выбора гендиректора. НТРК еще потребуется достаточно долгое время, чтобы лица, принимающие решения в администрации президента, привыкли к независимому статусу генерального директора.
Однако следует понимать, что власти необходим информационный ресурс в виде НТРК или равноценный ему.
Вряд ли вновь сформированная власть останется безразличной к новому статусу основного информационного ресурса. При таком варианте возможны применение различных уже всем известных вариантов, начиная с административного ресурса, заканчивая принятием соответствующих изменений и дополнений в нормативно-правовые акты.
Учитывая то, что основную часть доходов НТРК составляет финансирование из государственного бюджета, власти могут прекратить или уменьшить финансирование с постепенным прекращением. При этом власть может увеличить финансирование и улучшить техническое оснащение другого государственного канала «Общественного телевидения ЭлТР». На сегодняшний день охват населения у ЭлТР практически равнозначен НТРК. При таких условиях конкурентоспособность НТРК сводится к минимуму и основной задачей канала может стать не создание общественного телевидения, а вопрос выживания. А принципы общественного телевидения и законы рынка в Кыргызстане практически несовместимы.
Известно, что коллектив НТРК достаточно сложный, раздутый. К тому же у журналистов разный профессиональный уровень. У всех руководителей НТРК были проблемы с сокращением штата, набором профессиональных сотрудников. Проведению реформ основная часть штата НТРК препятствовала через акции протеста, голодовки, лоббирование интересов через «Белый дом» и др. Представители власти практически всегда шли на уступки недовольной части коллектива в ущерб интересам канала.
Общепризнанные стандарты общественного телевидения требуют наличия следующих принципов:
идеологическая и финансовая независимость от государства, финансово-промышленных и
политических групп;
управление каналом через особо избираемый общественный орган контроля, чтобы быть
потенциально доступным для каждого отдельного индивида;
защита национальных интересов, и при этом освещение событий объективно, предоставляя
площадку для широких дебатов, обслуживая интересы всех групп населения;
вещание на всю страну.
Сегодня соблюсти все указанные принципы в наших условиях очень сложно. Однако общественное телевидение и не должно появиться в один миг по решению одного человека или группы лиц. Необходимо совпадение следующих факторов: политической воли и желания руководства страны, профессионализма сотрудников НТРК и членов НС, глубокое понимание роли и необходимости общественного телевидения в стране.
Источник: Бишкекский пресс клуб