После свержения в начале 2010 года Курманбека Бакиева новое правительство Киргизии объявило о намерении превратить государственный телеканал в общественную вещательную компанию. На этом процессе сказались действия парламента и отсутствие нормативной базы для осуществления неподцензурного общественного вещания.
В Кыргызстане полным ходом идет подготовка к выборам президента страны. Это означает, что государственный телеканал, из которого черпает новости большинство жителей этой центральноазиатской страны, превращается в арену сражения.
После бурных событий весны 2010 года, приведших к падению администрации Курманбека Бакиева, новое руководство Кыргызстана решило преобразить Общественную телерадиокомпанию (ОТРК), превратив ее в общественную структуру, независимую от политического влияния. Шаги, предпринятые в этом направлении, удостоились похвалы со стороны медиа-аналитиков. Однако ставки в грядущих в конце октября выборах крайне высоки, и обозреватели опасаются, что политическое давление на государственный канал вкупе с нерешенными структурными проблемами могут сорвать этот эксперимент по созданию общественного вещания.
Законодатели уже спровоцировали полемику своим скандальным решением приостановить на время выборов прямую трансляцию зарубежных информационных программ. Этот запрет похоронил надежды на то, что в ходе выборов удастся сохранить либеральную медиа-обстановку. По словам законодателей, запрет вводился с целью помешать России повлиять на электорат путем манипулирования подконтрольными Кремлю СМИ.
Пока же опыт ОТРК являет собой отчасти успешный пример предпринимаемых в Кыргызстане усилий, направленных на то, чтобы проститься со своим непростым прошлым и создать устойчивую парламентскую систему правления. Однако недоработки в законодательной базе, вызванные поспешностью принятия законов, оставляют большое пространство для маневра на этом направлении.
Вскоре после свержения Бакиева временное правительство своим декретом учредило наблюдательный совет, в который вошли эксперты в области СМИ. Впоследствии члены совета разработали стратегию развития телерадиокомпании и избрали генерального директора, подчиняющегося совету, а не президенту страны. Однако, по словам члена наблюдательного совета Бегаим Усеновой, выработанное в спешке постановление не предоставило вещательной компании подлинной защиты от чиновников, желающих оказывать влияние на освещение событий.
"Когда мы [с временным правительством] работали над положениями этого декрета, мы должны были действовать быстро, чтобы воспользоваться поддержкой представителей временного правительства, выступавших за реформы", – вспоминает Бегаим Усенова, возглавляющая бишкекский общественный фонд "Институт медиа полиси". "С течением времени мы осознали, что некоторые аспекты указа нуждаются в доработке, дабы защитить государственное телевидение от вмешательства извне, но тогда на это не было времени", – рассказывает она EurasiaNet.org.
Главную проблему для государственного телевидения в процессе укрепления своей независимости создали депутаты парламента. 9 июня этого года законодательный орган принял закон, позволяющий распустить совет, являющийся, по словам Бегаим Усеновой, "независимым, насколько это можно себе реально представить", и заменить его другим, состав которого будет избираться парламентом.
"Частично сложность состоит в том, что … реформирование вещания в Кыргызстане не сопровождалось параллельными реформами в других сферах – судебной, правоохранительной, – говорит Бегаим Усенова. – Сами же правительственные чиновники остались теми же. Мы начинаем жаловаться и они прекращают вмешиваться в нашу работу. А через несколько недель все начинается сызнова".
Мария Раснер (Mariya Rasner), возглавляющая кыргызское представительство финансируемой Вашингтоном организации по поддержке независимых СМИ Internews, наблюдала за экспериментом за созданию общественного телевидения с самых первых его шагов. Как и Бегаим Усенова, она отметила, что некоторым правительственным чиновникам сложнее дается решение не оказывать влияние на бывший государственный орган вещания, чем другим.
"Бывали случаи, когда сотрудникам [гостелевидения] открыто звонили и говорили: "Поставьте такой-то сюжет в новости первым или вы уволены, – рассказывает она EurasiaNet.org. – Люди, облеченные властью, привыкли угрожать журналистам, работающим в органах вещания, по-прежнему финансируемым из госбюджета и являющимся собственностью государства, а журналисты привыкли их бояться".
И так, скорее всего, будет продолжаться, полагает Мария Раснер, потому что "идея общественного вещания интуитивно непонятна людям из бывшего СССР".
Подобное глубоко укоренившееся отношение официальных лиц к телевидению иллюстрирует обнародованная недавно WikiLeaks дипломатическая депеша. Бывший посол США Мари Йованович (Marie Yovanovitch) назвала государственный телеканал "динозавром…мамонтом, как по размеру, так и по уровню досягаемости". В своей депеше от 14 декабря 2006 года она подробно остановилась на безуспешных попытках оппозиции передать телеканал в общественное управление.
По словам медиа-эксперта и бывшего руководителя канала Александра Кулинского, из-за распространенной на канале самоцензуры, являющейся побочным продуктом постоянного вмешательства со стороны властей, государственный телеканал не может удержать у себя талантливых журналистов. Будучи крупнейшей отечественной вещательной компанией, "ОТРК должна служить частным телеканалам примером. Вместо этого работающие на канале профессионалы стремятся уехать куда-нибудь в Казахстан или Россию", где им будут больше платить, говорит он.
Пока ОТРК не преодолеет свои "структурные проблемы", такие как раздутый штат и жесткий бюджет, "мы будем наблюдать, как журналисты пиарят политиков, которые им платят, – добавляет эксперт. – Так было в ходе парламентских выборов [в октябре 2010 года]".
Хотя "финансы и влияют" на то, как журналисты освещают тех или иных политиков, директор кыргыского представительства Internews Мария Раснер надеется, что выработанные наблюдательным советом правила освещения избирательной кампании позволят искоренить коррупцию и не дадут превращать информационные сюжеты в проплаченную рекламу. Но это отнюдь не означает, что представители власти, заинтересованные в исходе октябрьских президентских выборов, станут воздерживаться от вмешательства в работу канала, говорит она.
"Идея о том, чтобы власти отказались от контроля над структурой такого размера и влияния, как ОТРК, еще очень нова, – говорит Мария Раснер. – Ожидать, что государство не попытается повлиять на главный информационный ресурс, довольно наивно".
Источник: ЦентрАзия