Internews Kazakhstan

Российское ТВ: аналитический эфир сдулся, ставка - на тотальные развлечения

Cоздан:   пн, 29/12/2008 - 09:34
Категория:
Тэги:

В размышлениях о любых итогах всегда следует обращать внимание на то, чего не было раньше. Аналитический эфир во всех основных его измерениях и трендах в минувший сезон как-то скукожился, потерял драйв. Можно сказать… сдулся. Такое ощущение, что, отбыв политическую барщину, российские телеканалы так и не смогли перейти на оброк. Нельзя сказать, что они только что обрели фигурное катание, подноготную жизнь звезд, замечательных бандитов или Сталина. Тут все – сплошь тиражирование прежнего опыта. Новое – это, безусловно, тотальная установка на развлечение, которое проникает сегодня во все сферы телевизионной вселенной.

Ситуация кризиса этот призыв только усилит. Если до сих пор развлечение было всепроникающим, то в следующем – 2009-м – оно будет востребовано в функции уже чуть ли не наркотического опьянения. Под видом борьбы с кризисом, с его реальными драмами, с психологической нестабильностью люди естественным образом начнут размышлять: а вдруг сама жизнь устроена как-то не так, и то, что с нами происходит, есть не только следствие американского финансового краха? А вдруг они являются жертвами собственных, а не только чужеземных проблем? В связи с этим телеразвлечение будет гипертрофированным. Станет даже не наркотиком, но самим воздухом нашей повседневной жизни, своего рода кислородом реальности. Зрители будут не способны считывать все то, что не обладает развлекательным началом.

А вот страхи по поводу отсутствия денег на телепроизводство кажутся сильно преувеличенными и очень удобными, поскольку при возможном 30-процентном сокращении рекламных бюджетов позволяют убеждать, что катастрофа исчисляется аж 70%. Тогда можно с легкостью отсечь всех тех, кто давно начальству не нравится, а не только тех, кто профессионально плох или не выдерживает конкуренции. И, конечно же, тех, кто не умеет "дружить" (мы ведь понимаем, что одни из главных типов коррупции в нашей стране – это блат и дружба). Так что ТВ воспользуется всеми теми индульгенциями, которые выписал ему экономический кризис.

Еще одна важная новинка – руководители телеканалов очень довольны собой, что видно по итогам сезона, которые они подвели в прессе. Они удовлетворены и тем, что, по их собственным оценкам, очень правильно распорядились предоставленными им ресурсами. Универсальная оценка: "Мы были почти безгрешны". Надо признать, что и им, и стране это несколько раз подтвердили: президент (когда он сказал, что у нас лучшее телевидение в мире), и премьер-министр (когда приехал с поздравлениями на самый "любимый" российской интеллигенцией канал треша и ужастиков – НТВ).

Кроме ледовых шоу все каналы весь год соревнуются в специальных комедийных форматах, скроенных таким образом, чтобы в них совсем затерялся смысл. Это специальные пустотелые конструкции, содержательная задача которых – заставить зрителя "забыться в ожидании скандалов". Из них выделяется "Большая разница" (Первый канал), в которой телевидение, надо признать, удачно смеется само над собой. Очень перспективная идея. В сущности, напоминает старые анекдоты про Политбюро. Они ведь были очень любимы советским народом. Издевка над ТВ перспективна еще и потому, что телевидение, как известно, – сфера табуированная, а значит, сильно зашлакованная мифами.

Поразительны в минувшем году суперэффективные (и опять это связано с Первым) технологии продвижения программ к высоким рейтингам. Раньше можно было представить, что телевизионщики гоняются за тем, чтобы людям нравились их передачи. Это было понятно, они старались: посмотрите, мы сделали выдающийся проект, лучшее ток-шоу, прекрасный конкурс. Такой подход уходит в прошлое. Сегодня людей к экранам нужно привлечь любой ценой, даже если они будут люто ненавидеть увиденное. Руководители каналов поняли, что компаниям, распространяющим рекламу, они продают вовсе не качество программ и даже не внимание зрителей – а большей частью скандал, ожидание шокирующего контента. Пример – фильм "Мой муж – гений" о жизни Ландау. Промоутеры вещателя стали искать тех, кого он будет предельно раздражать. Что они делают? За месяц до показа отправляют картину не просто ученым-физикам, а прямо – в президиум Академии наук, где сидят одни сподвижники Ландау, знаменитые академики: Гинзбург, Велихов, Алферов, Осипов… которые, разумеется, приходят в ярость. Продюсеры же прекрасно понимали, как вызвать такую реакцию. Их протест они направили во все центральные газеты и журналы, получив фантастический пиар. Затем весь набранный негатив объявили "различными точками зрения на проблему: был или не был выдающийся нобелевский лауреат сексуальным маньяком". Что это означает в переводе на русский? Главное для телевидения – сам интерес к событию вне зависимости и от его содержания, и от его оценки. А для того, чтобы не обвинили в аморализме, можно за день до выхода скандального проекта показать документальный фильм Льва Николаева "Дау великолепный". И повторить его после "Закрытого показа". Чтобы и волки были целы – и овцы сыты.

Таких схем раньше никогда не было. Это сверхмощная и успешная PR-работа, на которую пока способен только Первый канал. Известно, к примеру, что он является главным промоутером нового фильма Валерия Тодоровского "Стиляги". Поэтому в жюри суперрейтингового "Ледникового периода" приглашаются звезды этой картины – Ярмольник, Янковский, Гармаш – и там, то ли случайно, то ли нет, они рекламируют этот фильм, опираясь уже на вспученную страсть наших соотечественников, от членов правительства до бомжей, к публичной жизни на льду.

Телебоссов на самом деле теперь не интересуют зрители, а занимает лишь борьба с "обожаемыми" конкурентами: схватки на льду идут на трех каналах одновременно. А рейтинговые очки набираются, когда один выпуск программы ставится в то самое время, когда идут и аналогичные. Специально, чтобы зритель не имел возможности посмотреть все три. Главное тут – доля: 17,9 или все-таки 18,3. И никто не задает лишних вопросов, кроме критики, которая, как известно, никакого влияния на телевидение не имеет. Как, впрочем, и Академия российского телевидения со своей погибающей премией ТЭФИ. А ведь это была до недавнего времени единственная внерейтинговая оценка телепродукции. Теперь и ее превратили в жесточайшую конкуренцию между управляющими эфира. Может быть, Швыдкому удастся выскочить из этого тупика, но пока… Имя ТВ-России – рейтинг.

Весь год телезрители не имели никаких других, кроме лукавого рейтинга, инструментов влияния на родное ТВ. Профессиональные премии обезвожены, а новые технологии пиара способны так перепугать зрителей, что они не смогут отойти от экрана и будут стоять в ужасе возле него, держась за руки. Потрясающая психологическая обманка и эффективность.

Источник: ЦЭЖ