Internews Kazakhstan

Заявление НАТ Казахстана в связи с конкурсом на получение права на наземное телерадиовещание

Cоздан:   пт, 29/08/2008 - 10:34
Категория:

22 августа 2008 года в Астане состоялось заседание Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан под председательством Министра культуры и информации Республики Казахстан господина Кул-Мухаммеда М. А.

В связи с тем, что при проведении конкурса были допущены нарушения, Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) Казахстана подготовила обращение к Президенту Республики Казахстан Господину НАЗАРБАЕВУ Н. А., Помощнику Президента РК — Секретарю Совета безопасности господину СУЛЕЙМЕНОВУ К. Ш., Генеральному прокурору РКГосподину ТУСУПБЕКОВУ Р. Т., Ответственному секретарю Министерства культуры и информации РК Госпоже КУРМАНГАЛИЕВОЙ Ж. Д., Председателю Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Господину КАЛМУРЗАЕВУ С. С. 29 августа письмо отправлено адресатам.

Шолпан Жаксыбаева, Исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана, Член Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в РК выразила озабоченность неправомерными действиями Комиссии и отметила необходимость отменить итоги тендера и провести новый конкурс с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан.

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана обращается к Вам по факту грубейшего нарушения норм законодательства Республики Казахстан и процедуры проведения конкурса на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан, допущенных Комиссией под председательством Министра культуры и информации Республики Казахстан господина Кул-Мухаммеда М. А. при проведении Конкурса 22 августа 2008г.

Обращаем Ваше внимание на следующие нарушения Правил проведения конкурса на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан, утвержденных приказом Министра культуры, информации и общественного согласия РК от 12 февраля 2002 года № 32 (с изменениями в соответствии с приказом Министра культуры, информации и спорта от 10 ноября 2005 года № 286) (далее по тексту — «Правила») и закона РК «О СМИ»:

1. Грубо нарушен пункт 18 вышеназванных Правил, который предусматривает, что на один телевизионный канал должны претендовать как минимум два претендента, а не один.

Согласно объявлению, опубликованному 18 июля 2008г. в газете «Казахстанская правда», на конкурс были выставлены телевизионные каналы дециметрового диапазона в 18 городах Казахстана — Алматы, Астана, Талдыкорган, Кокшетау, Тараз, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Актау, Атырау, Уральск, Костанай, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей, Караганда, Жезказган.

Согласно протоколу вскрытия от 12 августа 2008г. на конкурс поступили только 4 заявки от юридических лиц:

1. ТОО «Zet-ТВ», г. Костанай — на Костанай
2. ТОО «Радиокомпания «Тандем» на Актау
3. ТОО «Телекомпания «Эра» на все города
4. КГП «Телерадиокомпания Атырауской области» на г. Атырау

К конкурсу не была допущена ТОО «Радиокомпания Тандем», г. Актау по причине не предоставления полного пакета документов.
То есть практически вскрытие конвертов выявило по 2 претендента — на каналы в г. г. Атырау и Костанай и по 1-му претенденту на каналы в 16-ти городах.

Вышеназванные Правила предусматривают следующее:
«18. Если в установленный срок на участие в конкурсе поступила заявка только от одного Претендента, то Комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся и проведении нового конкурса.»
Из этой нормы следует, что конкурс по 16-ти городам должен быть признан не состоявшимся, так как на телевизионные каналы в этих городах было заявлено только по одному претенденту.

Однако вопреки букве закона, в нарушение норм процедурного характера 22 августа 2008г. Комиссия большинством голосов проголосовала за то, чтобы 18 каналов, выставленных на конкурс достались ТОО «Телекомпания «Эра» (Против данного решения проголосовала член Комиссии, исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Ш. Жаксыбаева.)
Несоблюдение данного требования является грубейшим нарушением действующего законодательства со стороны комиссии и председателя.

2. Не соблюдены требования, изложенные в Приложении 2 вышеназванных Правил, касающиеся соблюдения претендентами законодательства об авторских и смежных правах.

В экспертном заключении Рабочего органа (Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации РК) не нашло своего отражения требование, предусмотренное данными Правилами.

В Приложении № 2 Правил, где говорится о творческих предложениях претендентов, указывается, что претендент должен предоставить «гарантии соблюдения законодательства об авторских и смежных правах». Ни один из четырех претендентов, и это следует из экспертного заключения Рабочего органа, таких гарантий не предоставил.

3. Грубо нарушены требования, предусмотренные Правилами в отношении опубликования информационного сообщения о проведении конкурса.

Информационное сообщение о дате и условиях проведения конкурса не содержит в себе всей полноты информации, предусмотренной вышеназванными Правилами.

Так в информационном сообщении «Конкурсное объявление» (газета «Казахстанская правда», 18 июля 2008г.) не указаны следующие сведения, предусмотренные пунктом 4 Правил:
«4) размер и сроки внесения гарантийного взноса на получение права на наземное телерадиовещание;
5) банковские реквизиты для оплаты взноса победителями конкурса».

Отсутствие в объявлении сведений о размерах и сроках внесения гарантийного взноса может являться почвой для коррупции, ведь тем самым нарушается принцип прозрачности, открытости в проведении конкурса, и общественность, да и сами претенденты не знают об истинных размерах денежных средств, которые необходимо вносить для участия в конкурсе.

В этой связи информационное сообщение «Конкурсное объявление» о проведении конкурса 22 августа 2008г., опубликованное в газете «Казахстанская правда» 18 июля 2008г. следует считать недействительным.

4. Особо обращаем ваше внимание на то, что пункт 3 Протокола № 15 заседания Комиссии по проведению конкурса на получение права на наземное телерадиовещание в РК от 22 августа 2008 года предусматривает замену одних частот на другие без проведения конкурса, а это является вопиющим нарушением действующего законодательства

В пункте 3 Протокола заседания Комиссии написано следующее: «В случае необходимости при согласии победителя конкурса выигранные частоты могут быть заменены на иные частоты в городах Алматы, Астана, Талдыкорган, Кокшетау, Тараз, Шымкент, Кызылорда,Актобе, Актау, Атырау, Уральск, Костанай, Петропавловск. Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей, Караганды, Жезказган».

Это противоречит пункту 2 вышеназванных Правил и пункту 3) статьи 4—3 закона «О средствах массовой информации РК» согласно которым получение права на наземное телерадиовещание осуществляется на конкурсной основе

5. В экспертном заключении по конкурсным документам на получение права на наземное телерадиовещание, подготовленном Рабочим органом (Комитетом информации и архивов Министерства культуры и информации) сделан вывод, который можно расценивать как давление на членов Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в РК в принятии решения. Рабочим органом сделан следующий вывод: «С точки зрения развития отечественного телевизионного пространства наиболее приемлемыми являются предложения телекомпании «Эра». Вывод в пользу «победителя» сделан однозначный.

6. Во время проведения заседания конкурсной комиссии не соблюдена процедура принятия решения по предоставлению права на наземное телерадиовещание по каждому конкретному телевизионному каналу в каждом конкретном городе. Голосование было осуществлено одним списком по всем 18-ти городам и это не позволило принять объективное решение в распределении частот.

Тем самым были ущемлены права других претендентов — ТОО «Zet-ТВ» и КГП «Телерадиокомпания Атырауской области» по городам Атырау и Костанай.

Считаем, что грубейшие нарушения, допущенные Комиссией при проведении конкурса 22 августа 2008г. дают нам право поставить под сомнение итоги конкурса, потребовать необходимости пересмотра его результатов и проведения повторного конкурса.

На протяжении нескольких последних лет у малого регионального бизнеса нет даже шансов на получение ТВ и радио частот в своих городах. Частоты, как и в этом случае, заранее распределяются и отдаются с соблюдением внешних признаков конкуренции и прозрачности, но на самом деле волевым решением, собственникам крупных национальных сетей. А это, как правило, люди, имеющие влияние в правительстве.

Местный бизнес, имеющий желание создавать и развивать вещательные компании на местах, фактически лишен такой возможности. А это значит, что население областных центров и малых городов не получает тех информационных услуг, которые могло бы иметь.

По нашему глубокому убеждению, состоявшийся 22 августа 2008 года Конкурс на получение права на наземное телерадиовещание может существенно повредить репутации государства, подорвет веру в справедливость и прозрачность правительственных решений. Мы также убеждены, что несправедливое перераспределение частот в пользу крупного бизнеса, наносит ущерб как бизнес интересам малого и среднего бизнеса в областных центрах и малых городах Казахстана, так и интересам населения.

Считаем, что состоявшийся 22 августа 2008г. конкурс на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан, не должен считаться легитимным.

С учетом вышеизложенного, просим Вас потребовать от Министерства культуры и информации Республики Казахстан отменить итоги конкурса, проведенного 22 августа 2008г. и провести новый конкурс с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан.

С глубоким уважением,
Исполнительный директорНациональной АссоциацииТелерадиовещателей Казахстана

Член Комиссии по проведениюконкурсов на получение правана наземное телерадиовещание в РК 

Ш. Жаксыбаева

К сведению: Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана (НАТ Казахстана) является независимым общественным объединением телерадиовещателей республики. На сегодня объединяет 57 представителей медиаиндустрии, включая республиканские и региональные теле- и радиокомпании, операторов кабельного телевидения. Миссия НАТ Казахстана — создание благоприятных и равных условий развития для всех участников рынка вещания республики.

Александр

Александр Ягодинцев
Вице-президент НАТ Казахстана

Я являюсь вице-президентом НАТ Казахстана по направлению кабельного телевидения. Специфика нашего бизнеса в меньшей степени зависит от распределения радиочастот. Тем не менее, в своей деятельности, а также из общения с коллегами-телевизионщиками, мы очень часто сталкиваемся с вольным толкованием нашими госорганами законодательных актов, нормативных документов. Зачастую это граничит с прямым нарушением законов, что, ни для кого не секрет, имеет под собой коррупционную основу.
Считаю, что нарушение проведения конкурса по распределению частот, состоявшегося 22 августа 2008 года, являются недопустимыми. Безальтернативное участие компании "Эра" в конкурсе на 16 городов Казахстана являются прямым нарушением п.18 Правил проведения конкурса на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан.

«Заявление»

«Заявление» вызвало резонанс в профессиональных кругах. Публикуем комментарии, полученные редакцией сайта Интерньюс

Мурат Бекбаев – ТВК «Туран-Туркестан»

Время, выбранное для проведения конкурса, на мой взгляд, было не очень удачным, так как большинство людей, пользуясь затишьем на ТВ рынке, в это время находится в отпусках или в разъездах, Факт поступления всего четырех заявок говорит сам за себя. Хотя, право выбора времени проведения конкурса и остается за комиссией.

Если взять предыдущий конкурс, проведенный в конце 2006 года, в котором участвовало порядка ста региональных телерадиокомпаний, то он наглядно показал, что на региональном уровне достаточно много потенциальных конкурсантов, как среди частных предпринимателей, так и со стороны местных и региональных акиматов, заинтересованных в проведении государственной политики на местах.

Что касается сроков подготовки конкурсной документации, то я думаю, что у тех, кто имеет намерение принять участие в конкурсе, все документы должны быть готовы заранее и только скорректированы в случае необходимости.

В то время, когда президент и правительство неустанно говорят о борьбе с коррупцией и прозрачности проведения различных тендеров и конкурсов, было бы хорошо, если бы комиссия установила какие-то минимальные требования к финансовым предложениям, которые могли бы быть документально подтверждены. Иначе часто возникает соблазн дать любые финансовые предложения, и их нельзя ни проверить, ни доказать.

Если говорить о том, что у компании ЭРА были лучшие заявки по производству собственных программ, а это очень большие объемы в 85%, то было бы неплохо дать фактические данные на месяц, предыдущий проведению конкурса.

Думаю, что конкурс на распределение частот может повлиять на передел казахстанского медиа-рынка. Появится еще одна компания-телесеть, которая будет бороться как за финансовые ресурсы республиканских рекламодателей, так и за ресурсы ограниченного круга региональных рекламодателей. Также будет расти демпинговая составляющая в регионах, для того, чтобы переманить наработанных клиентов. И в этой ситуации, в первую очередь, свои интересы придется отстаивать региональным телекомпаниям. Выживут только те из них, кто сможет решить свои финансовые и кадровые вопросы.

В этой ситуации небольшим региональным каналам остается только либо войти в одну из действующих сетей и скорее всего на экономически не очень выгодных условиях, либо объединяться между собой, что при разносторонних интересах каждого из участников и разного уровня развития будет нелегко.