«Инициатива о приравнивании Интернет-изданий к СМИ исходит от властей страны, чтобы контролировать web-пространство», - заявил сегодня, 27 января 2009 года, на круглом столе в BPC старший советник Freedom House в КР Алмаз Эсенгельдиев.
По его словам, законодательство о СМИ позволяет узнать, кто учредитель средства массовой информации, редактор, его реквизиты и.т.д. «Имея эту информации, власти могут привлекать к ответственности учредителя, давить на него или вообще закрыть издание. А также, согласно закону обязать газету, например, опубликовать опровержение. Таким же образом власть хочет контролировать и Интернет-пространство», - заявляет А.Эсенгелдиев.
Как считает юрист, в Кыргызстане возможны два способа контролирования виртуального пространства. Первое - приравнять Интернет-издания к СМИ и второе - техническим путем блокировать сайты по зоне .kg. Представитель Freedom House уверен, что «власти страны рано или поздно приравняют к средствам массовой информации web-издания и, возможно, блоги, и контроль коснется в основном популярных, имеющих большое число посетителей».
Некоторые Интернет-ресурсы, как считает юрист, сами захотят зарегистрироваться как СМИ. Это, по его словам, ставшие популярными Интернет-источники, которые имеют имя, и хотят выходить под постоянным web-адресом, коммерческие источники, которым важно сохранение постоянного адреса, и третья категория добровольцев - государственные web-ресурсы.
Тем Интернет-изданиям, не желающим подпадать под контроль государства, А.Эсенгелдиев дает следующие рекомендации:
- Интернет-изданию, которое блокируется и вынуждено постоянно менять свои адреса, -
размещать свои ссылки и баннеры на популярных Интернет-сайтах;
- Хранить информацию на зарубежных Интернет-серверах. Издания, которые хранят информацию на местных серверах, рискуют, поскольку жесткие диски могут быть изъяты из компьютеров;
- Регистрировать ресурс не на домене .kg. Так как если сайт закроют, доступа к нему не будет как внутри страны, так и за ее пределами.
- Журналистам Интернет-изданий писать под псевдонимом;
- Широко использовать Интернет-рассылки, поскольку их очень сложно отследить и признать средством массовой информации;
- Интернет-изданиям создавать зеркальные сайты.