Свобода слова – один из важнейших показателей того, что государство развивается по пути демократии. И показателем того, что в постсоветских странах есть свобода слова, можно считать Закон «О средствах массовой информации». Чем он демократичнее, тем больше у журналистов возможностей, чтобы безнаказанно говорить о недостатках общества, делая его лучше. Есть ли свобода слова в Казахстане? Когда у нас будет принят нормальный закон «О СМИ»? На эти и другие вопросы ответила президент Фонда защиты свободы слова «Адиль Соз» Тамара КАЛЕЕВА в ходе прошедшей в минувшую пятницу встречи, проведенной Дискуссионным клубом демократов, открытом при Обществе молодых профессионалов Казахстана.
– Сейчас нельзя однозначно сказать: есть ли свобода слова в Казахстане, или же ее нет. Дело в том, что какие-то характерные признаки свободы слова у нас, конечно же, есть. Но сказать, что она у нас наблюдается в полном объеме нельзя! Выходит, что свобода слова есть, но ее никто не видел! Все чиновники и журналисты прекрасно это понимают. У нас свобода слова только декларируется. В угоду Западу, который требует от властей нашей страны проводить серьезные демократические реформы. А на деле же вся свобода слова в Казахстане ограничивается Законом «О средствах массовой информации». К слову, среди стран, соседствующих с Казахстаном, самый хороший закон, регламентирующий деятельность изданий, принят в Узбекистане! У нас, к примеру, лишь один Закон «О СМИ», а у них еще и закон о доступе к информации, и о защите профессиональной деятельности журналистов! Словом, все для журналистов! Но практика показывает, что законы эти не работают. И свобода слова в Узбекистане мало отличается от таковой в Туркмении. У нас же закон более репрессивный, чем у соседей, но журналисты чувствуют себя свободнее.
– Тамара Мисхадовна, вы в этом уверены? Ведь, почитав нынешний Закон «О средствах массовой информации» приходишь к выводу, что тебя могут привлечь к ответственности практически за любой материал!
– Да, и привлекают! Но сейчас делают это немного реже, чем раньше. Все дело в том, что теперь журналисты стали более осторожны и разбираются в законах лучше, чем несколько лет назад. Хотя сам Закон «О СМИ» стал куда жестче, чем несколько лет назад! К примеру, в том законе, который действует сейчас, убрали годичный срок исковой давности. Выглядело это как простая случайность: вроде как выпала эта строчка из закона, ну и бог с ней. То есть, если раньше человек мог подать иск о взыскании морального и материального вреда со средства массовой информации в течение года после публикации материала, то теперь это можно сделать спустя много лет после публикации! В ныне действующем законе исчезли и все антимонопольные ограничения. Раньше один человек или одно юридическое лицо могло иметь не более одного средства массовой информации. Теперь же один человек может владеть хоть несколькими телевизионными каналами.
– Все мы помним, какие дополнения и поправки были внесены в Закон «О СМИ» после прихода в 2006 году на пост министра информации Ермухамета Ертысбаева. Как вы думаете, возвращение на пост его предшественника Мухтара Кул-Мухаммеда скажется на политике государства в отношении средств массовой информации?
– Ертысбаев повысил ответственность журналистов за свои слова, ввел уголовную ответственность для журналистов, ужесточил условия регистрации средств массовой информации, с его легкой руки было внесено еще множество других дополнений. В том числе и об административной ответственности журналистов. Кстати, это основное оружие чиновников против неугодной им прессы. И благодарить за него чиновникам-сутягам стоит Ермухамета Кабидиновича. Основными его доводами в пользу ужесточения законодательства были информационная и национальная безопасность страны. Выходит, что ужесточение Закона «О СМИ» сделано сугубо для обеспечения стабильности в стране? Бред! Я думаю, что с приходом Кул-Мухаммеда мало что изменится в лучшую сторону. Такие выводы я делаю потому, что в свое время наш фонд защиты свободы слова пытался работать и с ним. Но, несмотря на все наши усилия, действовавший на момент его министерских полномочий закон мягче не стал!
– Кстати, в прошлом году изменений в закон почти не вносилось! Почему?
– Это объясняется очень просто. В прошедшем году Казахстан боролся за пост председателя ОБСЕ. Поэтому и репрессивных изменений в Закон «О средствах массовой информации» чиновники Министерства информации и культуры не предлагали. Да к тому же в прошедшем году на удивление легко парламент взял на рассмотрение наш законопроект «О СМИ». Мы этому удивились, но, правда, долго удивляться нам не пришлось. Спустя несколько месяцев, уже в этом году, наш многострадальный проект закона был из парламента отозван. А чиновники министерства заявили, что внедрение данного законопроекта повлечет за собой расходование дополнительных бюджетных средств. Поэтому в дальнейшем рассмотрении нам было отказано, и депутат мажилиса Дарья Клебанова отозвала его из парламента.
Причем, получилось так, что 30 ноября прошлого года было принято решение о том, что Казахстан будет председателем ОБСЕ. Одним из аргументов в пользу этого было то, что появился наш проект закона «О СМИ». А буквально пару месяцев спустя, Министерство начало нас постепенно готовить к тому, что законопроект отзовут! Конечно, особого оптимизма у нас по поводу нашего законопроекта не было. Наши ожидания много раз обманывали. Но все же надежда была. Но с другой стороны мы рады, что наш законопроект не изуродовали, как это было со многими другими. Ведь работа над законопроектами в парламенте выглядит так: проект подают в парламент, там его рассматривают несколько комитетов и комиссий, каждый депутат в меру своей безграмотности вносит свои поправки. В итоге из стен парламента выходит какое-то уродство, отдаленно напоминающее начальный вариант.
– Тамара Мисхадовна, по нашей информации, вы работаете над новым проектом закона «О средствах массовой информации». Неужели у вас еще есть надежда на то, что ваши старания увенчаются успехом?
– Как бы это смешно ни звучало, мы действительно сейчас работаем над новым проектом закона! Правда, теперь уже в составе рабочей группы самого Министерства информации и культуры. Что касается надежд, то, когда мы готовили свой проект закона отдельно, они были. А сейчас, когда за это взялось министерство, этих надежд не стало совсем. Мы даже обсуждали вопрос о том, что, может, нам демонстративно выйти из состава рабочей группы? Но решили остаться. Потому что если не будет нас, конечный вариант министерского законопроекта будет еще хуже. К тому же, тут есть очень важный фактор, который дает шанс, что новый проект закона «О СМИ» будет более человечным. Это председательство в ОБСЕ и те обязательства, которые мы перед Западом должны выполнить.
Максим СКВОРЦОВ
«Тасжарган» № 24 (101) от 25 июня 2008 г.
26 Jun 2008
Источник: Eurasia Internet