Главная задача, которая стоит перед арт-директором и теледизайнером обеспечить графическое оформление программ и межпрограммного пространства, а также оперативную разработку промо-роликов для выходящих в эфир новых программных продуктов. Можно смело сказать, что от результатов его работы зависит ни много ни мало имидж, а значит и успех всего телеканала.
О специфике рабочих будней теледизайнера Даниил ЛЕБЕДЕВ, арт-директор телеканала «Домашний» рассказал корреспонденту журнала «МедиаПрофи» Станиславу Чуруткину.
Даниил, по образованию Вы архитектор. Разве получение такого образования логично для становления дизайнера?
Вполне логично. Потому как, в принципе, оно является одним из самых универсальных образований, и подразумевает как минимум общую идеологическую и эстетическую подготовку.
И какие специальности пригодились Вам как дизайнеру?
Да все подряд. Есть, конечно, исключения, например, строительные конструкции. Знания по этой дисциплине я почти не использую в своей работе. А вот такие предметы, как рисунок, проектирование, история архитектуры или история культуры все это очень пригодилось.
После института я еще учился в Мастерской индивидуальной режиссуры мне была интересна сценография как образ деятельности, имеющий отношение не только к театру, но и к архитектуре, дизайну, кинематографу. Я там стажировался с 1996 года как художник-сценограф. Это образование дало мне очень мощную базу для дальнейшего развития.
Интересно. Значит, режиссура также связана с дизайном?
Да, напрямую. По сути, режиссура это как некая метафора управления любым процессом. Режиссура
С 1997 года Вы участвуете в разных телепроектах. Расскажите о самых первых...
Один из первых моих опытов теледизайна участие в оформлении заставки для передачи «До шестнадцати и старше», которая выходила на ОРТ. Партнером Мастерской индивидуальной режиссуры в то время был легендарный киноклуб «Сине Фантом», занимавшийся популяризацией независимого кино. У клуба была собственная студия. Вот как раз на базе этой студии я и начал заниматься телепроектами: участвовал в создании графики для телепередач, в съемках телевизионных фильмов и так далее.
Существует большой зазор между тем, что хочет видеть зритель, и тем, что хочет делать дизайнер. Как улаживаете такой «внутренний спор»?
Никакого «большого зазора» и тем более «внутреннего спора» не существует.
И как же лично Вы относитесь к ним?
Если моя работа делать болты, то глупо мне переживать, что я не могу делать гайки. Это моя работа, и такая она есть. Другое дело, что человек, который мне предлагает делать болты, имеет другие представления, как они должны быть отшлифованы. Но это уже вкусовые разногласия, и, кстати, убеждать заказчика это отчасти тоже моя работа как дизайнера. То есть, если мне удается подкорректировать вкусы заказчика, значит, моя работа выполнена хорошо.
Как происходит контроль Вашей работы?
Мы показываем свои идеи непосредственному руководству. Обычно после презентации приходят
Или есть, например, такие вещи как «упаковка» канала, которая продумывается несколькими людьми и проговаривается очень и очень подробно. Сначала идут долгие разговоры о том, что, как, в какой гамме и почему должно быть в кадре. Потом делаются эскизы. После этого происходит сама съемка. Потом идет постпродакшн: обработка, цветокоррекция и прочее. Таким образом, появляется некий визуальный образ, окончательная «картинка», которая уже не может быть другой в принципе.
Дизайнер на телевидении занимается свободным творчеством или все-таки выполняет некий заказ?
Профессия дизайнера подразумевает наличие художественного мышления, способного к творческому осмыслению и переосмыслению окружающей действительности. Но при этом любой дизайнер, в том числе и на телевидении, в первую очередь, выполняет некий заказ. Обслуживание заказа является условием этой профессии. Этим и отличается дизайн от так называемого свободного творчества, которое ничего не обслуживает и не имеет никаких внешних целей и задач, а, соответственно, не может выполнять какой бы то ни было заказ.
От кого Вам как дизайнеру поступает этот заказ?
Я сотрудник Департамента маркетинга. И в рамках канала я занимаюсь оформлением промоушена и межпрограммного пространства: все анонсы, промо, рекламные баннеры. Таким образом, мой непосредственный заказчик Департамент маркетинга, который в свою очередь формирует идеологию продвижения определенных телепродуктов и канала в целом. А в соответствии с этой идеологией уже формирует задание дизайнерам: этот сериал продвигаем вот так, а эту передачу вот так; тут акцент делаем на это, а вот это лицо показываем крупным планом. Так формируется задание для дизайнера, и я принимаюсь за работу.
Какие умения,
По моему мнению, подлинный класс дизайнера заключается в двух вещах.
Получается, что хорошенько попотеть придется только один раз, а потом можно курить бамбук?
Вещи, придуманные однажды в рамках моего примера это касается сценографии да, появляются после того, как хорошенько попотел, а потом просто грузчики перетаскивают их туда-сюда, и все работает статично. А вот многоуровневые и сложные вещи каждый раз в новом контексте должны работать
А как выглядит задача для дизайнера?
Есть две различных ситуации: первая ставят задачу мне как дизайнеру и вторая задачу ставлю я дизайнерам как арт-директор. Разница между этими ситуациями, как правило, в том, что когда ставлю задачу я, то мне уже примерно понятно как все должно выглядеть: в каком все должно быть стиле, в какой гамме и прочее. То есть дизайнерам я уже предлагаю некое визуальное решение или направление.
Когда же ставят задачу мне, то в большинстве случаев постановкой задачи является, собственно, просмотр самого продукта, будь то телепередача или анонс, к которым нужно сделать графическое оформление, или, реже, синопсис или описание этого продукта.
Когда передаете задачу дизайнерам, как это происходит собираете планерки или индивидуально с каждым разговариваете?
Как правило, индивидуально. Я понимаю, исходя из задания, кому и по какой причине это задание дать. И тогда я формулирую задание непосредственному исполнителю. То есть понимаю, кто на что способен, кто на какую деятельность больше «заточен». В подчинении у меня четыре человека, и у каждого есть своя специализация. Трое телевизионные дизайнеры, и еще один занимается полиграфией.
Они только обслуживают Вашу идею или могут предложить и свое видение?
Безусловно, могут. Диалог в этом случае имеет место.
Рубрика: Телевидение
Источник: МедиаПрофи