Internews Kazakhstan

ПРОДАВЕЦ ЭФИРА

Cоздан:   пт, 27/05/2011 - 11:07
Категория:
Тэги:

Главная задача, которая стоит перед арт-директором и теледизайнером — обеспечить графическое оформление программ и межпрограммного пространства, а также оперативную разработку промо-роликов для выходящих в эфир новых программных продуктов. Можно смело сказать, что от результатов его работы зависит ни много ни мало имидж, а значит и успех всего телеканала.

О специфике рабочих будней теледизайнера Даниил ЛЕБЕДЕВ, арт-директор телеканала «Домашний» рассказал корреспонденту журнала «МедиаПрофи» Станиславу Чуруткину.

Даниил, по образованию Вы — архитектор. Разве получение такого образования логично для становления дизайнера?
Вполне логично. Потому как, в принципе, оно является одним из самых универсальных образований, и подразумевает как минимум общую идеологическую и эстетическую подготовку.

И какие специальности пригодились Вам как дизайнеру?
Да все подряд. Есть, конечно, исключения, например, строительные конструкции. Знания по этой дисциплине я почти не использую в своей работе. А вот такие предметы, как рисунок, проектирование, история архитектуры или история культуры — все это очень пригодилось.
После института я еще учился в Мастерской индивидуальной режиссуры — мне была интересна сценография как образ деятельности, имеющий отношение не только к театру, но и к архитектуре, дизайну, кинематографу. Я там стажировался с 1996 года как художник-сценограф. Это образование дало мне очень мощную базу для дальнейшего развития.

Интересно. Значит, режиссура также связана с дизайном?
Да, напрямую. По сути, режиссура — это как некая метафора управления любым процессом. Режиссура по-английски звучит как directing, а моя должность — art-director. То есть даже этимологически эти два термина связаны между собой: или ты сам себя направляешь, или направляешь кого-то, или направляешь некий процесс. Режиссура, занятие дизайном, арт-директорство. Как хотите.

С 1997 года Вы участвуете в разных телепроектах. Расскажите о самых первых...
Один из первых моих опытов теледизайна — участие в оформлении заставки для передачи «До шестнадцати и старше», которая выходила на ОРТ. Партнером Мастерской индивидуальной режиссуры в то время был легендарный киноклуб «Сине Фантом», занимавшийся популяризацией независимого кино. У клуба была собственная студия. Вот как раз на базе этой студии я и начал заниматься телепроектами: участвовал в создании графики для телепередач, в съемках телевизионных фильмов и так далее.
Существует большой зазор между тем, что хочет видеть зритель, и тем, что хочет делать дизайнер. Как улаживаете такой «внутренний спор»?
Никакого «большого зазора» и тем более «внутреннего спора» не существует. Во-первых, в наше время говорить о том, что хочет видеть зритель — не очень актуально, как бы цинично это не звучало, но то, что хочет видеть зритель решает система под названием маркетинг, и дизайнер — часть этой системы. Таким образом, дизайнер сам отчасти и формирует вкусы и потребности зрителя. Пример: недавно на Первом канале показали фильм «Плесень». Его так раскрутили за месяц, что его посмотрело 35% аудитории. Это несколько странно для псевдо-науч-поп фильма. Все дело в том, как телепродукт раскрутить и преподнести. Так вот, возвращаясь к «внутреннему спору». Во-вторых, дизайнер выполняет некие поставленные перед ним задачи и находится в рамках определенных условий. И в этом его работа, вне зависимости от того, как он к этим задачам и условиям относится.

И как же лично Вы относитесь к ним?
Если моя работа делать болты, то глупо мне переживать, что я не могу делать гайки. Это моя работа, и такая она есть. Другое дело, что человек, который мне предлагает делать болты, имеет другие представления, как они должны быть отшлифованы. Но это уже вкусовые разногласия, и, кстати, убеждать заказчика — это отчасти тоже моя работа как дизайнера. То есть, если мне удается подкорректировать вкусы заказчика, значит, моя работа выполнена хорошо.

Как происходит контроль Вашей работы?
Мы показываем свои идеи непосредственному руководству. Обычно после презентации приходят какие-то комментарии: эту фотографию использовать нельзя потому-то, а здесь надо крупнее представить такую-то информацию, а тут добавить гламура и так далее. На самом деле, цепочка в этом случае сложная, и окончательное решение принимает не только Департамент маркетинга.
Или есть, например, такие вещи как «упаковка» канала, которая продумывается несколькими людьми и проговаривается очень и очень подробно. Сначала идут долгие разговоры о том, что, как, в какой гамме и почему должно быть в кадре. Потом делаются эскизы. После этого происходит сама съемка. Потом идет постпродакшн: обработка, цветокоррекция и прочее. Таким образом, появляется некий визуальный образ, окончательная «картинка», которая уже не может быть другой в принципе.

Дизайнер на телевидении занимается свободным творчеством или все-таки выполняет некий заказ?
Профессия дизайнера подразумевает наличие художественного мышления, способного к творческому осмыслению и переосмыслению окружающей действительности. Но при этом любой дизайнер, в том числе и на телевидении, в первую очередь, выполняет некий заказ. Обслуживание заказа является условием этой профессии. Этим и отличается дизайн от так называемого свободного творчества, которое ничего не обслуживает и не имеет никаких внешних целей и задач, а, соответственно, не может выполнять какой бы то ни было заказ.
От кого Вам как дизайнеру поступает этот заказ?
Я — сотрудник Департамента маркетинга. И в рамках канала я занимаюсь оформлением промоушена и межпрограммного пространства: все анонсы, промо, рекламные баннеры. Таким образом, мой непосредственный заказчик — Департамент маркетинга, который в свою очередь формирует идеологию продвижения определенных телепродуктов и канала в целом. А в соответствии с этой идеологией уже формирует задание дизайнерам: этот сериал продвигаем вот так, а эту передачу — вот так; тут акцент делаем на это, а вот это лицо показываем крупным планом. Так формируется задание для дизайнера, и я принимаюсь за работу.

Какие умения, по-Вашему, подтверждают подлинный класс дизайнера?
По моему мнению, подлинный класс дизайнера заключается в двух вещах. Во-первых, в отвязности, умении легко, свободно и непринужденно обращаться как с собственными знаниями, талантом, умениями, так и с материалом, инструментом и ситуацией, находясь при этом в рамках поставленной задачи. А во-вторых, если говорить предметно, класс дизайнера — в умении создавать вариативные, универсальные, саморазвивающиеся вещи, по сути — конструкторы, трансформеры, способные органично подстраиваться под изменяющиеся условия и существовать в различных контекстах, не теряя при этом своей сущности. Это относится к любому виду дизайна — от верстки журналов до дизайна самолетов. Ярче всего это можно проиллюстрировать на примере сценографии, театрального дизайна. Можно, допустим, наделать кучу декораций для спектакля, для каждой сцены: это у нас гостиная, а это, к примеру, сад с деревьями, это стул, это стол, а здесь лестница. И все это добро должно пылиться за кулисами между спектаклями и выноситься по очереди на сцену. А можно — и это лучший вариант — разработать некую многофункциональную штуковину или несколько, которые в разных сочетаниях будут работать во всех сценах. Предположим, вид сбоку — это стол, а вид сверху плюс другой свет — это уже крыльцо дома. Я, естественно, утрирую, но суть именно такова: современный, высококлассный дизайн — это и есть разработка таких многофункциональных, многоуровневых штуковин.

Получается, что хорошенько попотеть придется только один раз, а потом можно курить бамбук?
Вещи, придуманные однажды — в рамках моего примера это касается сценографии —  да, появляются после того, как хорошенько попотел, а потом просто грузчики перетаскивают их туда-сюда, и все работает статично. А вот многоуровневые и сложные вещи каждый раз в новом контексте должны работать по-новому. Это и есть одна из задач дизайнера — чтобы это заработало в новых условиях новыми гранями.

А как выглядит задача для дизайнера?
Есть две различных ситуации: первая — ставят задачу мне как дизайнеру и вторая — задачу ставлю я дизайнерам как арт-директор. Разница между этими ситуациями, как правило, в том, что когда ставлю задачу я, то мне уже примерно понятно как все должно выглядеть: в каком все должно быть стиле, в какой гамме и прочее. То есть дизайнерам я уже предлагаю некое визуальное решение или направление.
Когда же ставят задачу мне, то в большинстве случаев постановкой задачи является, собственно, просмотр самого продукта, будь то телепередача или анонс, к которым нужно сделать графическое оформление, или, реже, синопсис или описание этого продукта.

Когда передаете задачу дизайнерам, как это происходит — собираете планерки или индивидуально с каждым разговариваете?
Как правило, индивидуально. Я понимаю, исходя из задания, кому и по какой причине это задание дать. И тогда я формулирую задание непосредственному исполнителю. То есть понимаю, кто на что способен, кто на какую деятельность больше «заточен». В подчинении у меня четыре человека, и у каждого есть своя специализация. Трое — телевизионные дизайнеры, и еще один занимается полиграфией. Кто-то лучше справляется с 2D и 3D графикой, кто-то лучше работает на съемочной площадке как художник-постановщик и так далее.

Они только обслуживают Вашу идею или могут предложить и свое видение?
Безусловно, могут. Диалог в этом случае имеет место.

Автор: Станислав Чуруткин
Рубрика: Телевидение

Источник: МедиаПрофи