Многим это кажется удивительным, но факт есть факт режиссер монтажа есть! На первый взгляд это действительно странная штатная единица. Вроде есть режиссер, а есть монтажер зачем еще нужен третий, который делает и ту, и другую работу? Разбираем историю появления этой специальности и поясняем нюансы.
Можешь вези
У каждого работника телекомпании есть свои функции, обязанности и ответственность. Режиссер решает творческие задачи, анализирует материал. Потом он сам (или его ассистенты) готовят материал к монтажу, составляя документацию (монтажный лист, раскадровки, расшифровки). Используя эти материалы, монтажер собирает готовый фильм. Что произошло и зачем понадобилась новая профессия?
Как говорили революционные теоретики, к революции приводит ситуация, когда «верхи не хотят, а низы не могут». Это и произошло в телевизионном процессе. Можно назвать это революцией, а можно хаосом или кризисом, но, если откровенно, то это просто жизнь.
Когда старая советская телевизионная система стремительно развалилась, потребность в современном телевизионном продукте возросла. Выросла и его сложность. Рынок телевизионных услуг внезапно вырос, на нем появилось множество игроков самого разного уровня.
История в деталях
Что же происходило в этот момент в монтажных? В страну стремительно хлынули новые современные технологии. Прежде всего, это был нелинейный монтаж, который практически перечеркнул все отработанные годами приемы и методы, которые применялись до этого. В качестве режиссера я некоторое время руководил процессом постпродакшна в линейных монтажных, в частности, на канале ТВЦ. Такие монтажные там оставались дольше, чем на других каналах.
Сейчас себе такое сложно представить, но попробуйте: большая комната, условно разделенная на три части. В одной стоят стол и стулья, где сидит ассистент режиссера, редакторы, сценаристы. Другая зона отдыха, отделенная ширмой. В ней есть диван и столик с чайником, микроволновкой и прочим. И третья, собственно, монтажная. Это несколько столов, соединенных вместе. Несколько стоек с оборудованием, в том числе для коммутации и синхронизации. Четыре видеомагнитофона (не считая VHS или DV), восемь мониторов, три клавиатуры (отдельно для титров и спецэффектов) и специальный монтажный пульт. Обслуживающий персонал три человека. Два монтажера и начальник смены, он же часто и технический администратор.
Как это все работало? Самая главная проблема для монтажера сделать склейку. Существовал план, где указывалось, сколько склеек должен был сделать монтажер за смену. Косая склейка считалась уже спецэффектом. Ее мог сделать только опытный монтажер, и сам процесс занимал минут пять. Прибавьте к этому проклятие режиссера и редактора то, что в хронометраж нужно было укладываться сразу, и вы поймете обстановку, царившую в этих местах. Теперь сравните это с хорошо всем знакомой сегодня нелинейной монтажной. Ключевой фактор здесь то, что все стал делать один человек. Нетрудно догадаться, что весь процесс изменился радикально и бесповоротно. Естественно, что за компьютеры сели те, кто умел с ними обращаться (или хотя бы говорил, что умеет). Было, конечно, очень много курьезных ситуаций. Монтировать садились, кто попало секретарши, охранники и курьеры. Результат нетрудно представить...
Грузди в кузове
Но время было жесткое. Высокая конкуренция быстро выдавливала из профессии тех, кто не мог справиться с техникой или с самим монтажом. Почти все монтажные были в частных руках и, что естественно, владельцы не были склонны оплачивать простои или брак. Конкуренция была и между самим монтажными, которые боролись за каждый заказ. Мне лично известно несколько случаев, когда владельцы монтажных реально разорялись, теряя клиентов
Обычно монтажером руководит режиссер. А как быть, если режиссера нет? Что делать, если режиссер запил или проспал? Как быть, если практически все старшее поколение режиссеров вообще перестало понимать, куда оно попало? Ну ладно, если собирается простой новостной сюжет. Там была технология, когда режиссер вообще не нужен. Корреспондент, наговаривает в микрофон текст, а потом его надо просто «перекрыть по видео». Но как быть, если ситуация значительно сложнее? Например, нужно собирать ток-шоу или документальный фильм.
Зона ответственности
Чтобы проиллюстрировать типичную ситуацию в монтажных того времени, я вспомнил такой случай. Во время монтажа передачи «Последний герой» я работал с молодым режиссером выпускником ВГИКа. У нас была ночная смена. Все устали, все хотят спать, но мы уже третий час никак не можем уложить сюжет в хронометраж.
Измученный режиссер никак не может принять решение, где и что отрезать. Мне, с одной стороны «по барабану». Мне платят по часам, поэтому пусть хоть всю ночь мучается я деньги получу, а за передачу он отвечает. Причем
Конечно, я к этому времени уже освоил профессию режиссера и лишь во время очередного экономического кризиса стал работать режиссером монтажа, но многие коллеги и без этого опыта поступали так же. Должность определяется ответственностью.
Таким образом, сейчас режиссер монтажа полностью отвечает за монтаж, выполняя множество функций, которые до этого выполнял режиссер. Режиссер монтажа чаще всего работает самостоятельно и может влиять не только на монтаж, но и на сценарий и даже съемку.
Подводя итог, я еще раз хочу подчеркнуть, что режиссер монтажа и монтажер разные профессии. Сегодня, это уже официально признанная должность. Нравится это
Автор: Максим Бухтеев, МедиаПрофи
Источник: МедиаПрофи