«Что говорить о региональных газетах, у которых доступ к рекламному рынку очень маленький, если даже в Бишкеке некоторые газеты вынуждены закрываться. Для этого достаточно вспомнить ситуацию с газетой “Мой микрорайон”», - сказал сегодня в интервью ВРС председатель ОО «Журналисты» Марат Токоев, давший свою оценку нынешнему состоянию региональных государственных газет Кыргызстана.
Отвечая на вопросы, Марат Токоев отметил, что поездки по регионам и его личное общение с редакторами региональных изданий свидетельствует о том, что в Кыргызстане газеты, финансируемые из местных бюджетов, испытывают серьезные трудности.
«В целом эта проблема не нова, финансирование местных бюджетов не может полностью покрывать расходы региональных газет. Кроме того, в настоящее время она усугубилась под влиянием мирового финансового кризиса. Что говорить о региональных газетах, у которых доступ к рекламному рынку очень маленький, если даже в Бишкеке некоторые газеты вынуждены закрываться. Для этого достаточно вспомнить ситуацию с газетой “Мой микрорайон”», - сказал Токоев.
«В России, как во время своего недавнего визита в Бишкек отметил глава ВГТРК Олег Добродеев, нет ни одного издания, которое могло бы себя окупить. Они выживают исключительно за счет дотаций. В России газетам легче выжить, так как у них большой рынок потребления, также там государство дает СМИ дополнительные преференции. У нас же газеты не имеют никаких льгот, к ним относятся, как к любому хозяйствующему субъекту», - отметил эксперт.
«В Кыргызстане очень мало СМИ, которые бы окупались полностью. За счет подписки и рекламы сейчас выживают Супер-Инфо, Автогид и еще несколько газет, все же остальные из-за уменьшения потока рекламы и снижения покупательской способности населения испытывают серьезные затруднения. Учитывая разворачивающийся в стране экономический кризис, следует ожидать изменения количества выпускаемых в стране газет», - считает Токоев.
Эксперт подчеркнул, что в нынешних условиях продолжат свою деятельность только сильнейшие издания: «Сегодня выживут только те газеты, которыми управляют опытные руководители, в которых работают профессиональные медиа-менеджеры, способные найти источники доходов и оригинальные подходы для привлечения общественного внимания к изданию».
«С одной стороны, в этом есть и положительный момент: газетный рынок перейдет на более качественный уровень. Так, например, конкуренция между кыргызскоязычными газетами привела к тому, что они стали выходить в цветном варианте, а их дизайн заметно изменился в лучшую сторону», - сказал Марат Токоев.
«В нынешних условиях газета - наиболее востребованное СМИ. Во-первых, ее можно всегда отложить и дочитать. Во-вторых, в них представлены более развернутые обзорные материалы. В-третьих, для просмотра телевидения или прослушивания радио необходимо электричество, которое сегодня у нас постоянно отключают», - отметил эксперт.
«Между тем, есть и свои проблемы. На региональные газеты нет большого спроса, нередко они распространяются по принудительной подписке. В этом плане можно говорить о том, что государственная газета больше обуза, нежели полезная вещь. Неслучайно мы долгие годы заявляем о необходимости отказа от государственных изданий. В Кыргызстане достаточно одной газеты, где можно публиковать нормативные акты. Мы за здоровую конкуренцию на газетном рынке», - заключил Марат Токоев.
Источник: ЦЭЖ