Онлайн-вещатели убеждены в том, что слушатели вскоре забудут об обычных fm-станциях. Традиционные радийщики смеются в ответ на эти прогнозы.
Создатели сетевых радиопроектов уверяют, что слушатели вскоре выбросят приемники за ненадобностью. Основания есть: порталы вроде Finetune, Soundpedia, AOL Radio, Pandora привлекают миллионы слушателей. Самый популярный в Европе ресурс - британский Last.fm (по оценке экспертов, в месяц сайт посещают около 20 млн слушателей). Сервисы и принцип работы порталов схожи: пользователь создает собственное сетевое радио, основываясь на личных предпочтениях.
ради онлайн
'Музыкальная социальная революция' - гласит шапка сайта сетевой радиостанции Last.fm на одноименном ресурсе. Создатели Last.fm считают, что, начав пользоваться услугами их сервиса, потребитель уже не вспомнит о других кнопках. Онлайн-станция раскрутилась практически без всякой рекламы, как, например, это делают в сети многие музыканты, - из уст в уста, от одного юзера к другому Правда, такая сарафанная раскрутка закончилась в мае этого года - медийный концерн CBS Corporation купил Last.fm за $280 млн. Закончилась она, с одной стороны, революционно для сетевого радио, но с другой - вполне традиционно: подобными метаморфозами успешных интернет-проектов уже никого не удивить.
А ведь еще несколько лет назад онлайн-радиостанции мало чем отличались от традиционных. Они позволяли пользователям слушать то, что считали нужным их создатели, без предоставления каких-то дополнительных возможностей. Но сегодня ситуация изменилась. Индивидуальность при работе со слушателем - это основное преимущество онлайн-радио перед традиционным fm. Например, на Last.fm есть специальная программа, отслеживающая музыку, которую слушает пользователь на компьютере, и автоматически определяющая музыкальные пристрастия человека. Затем предлагается прослушать композиции, пользующиеся популярностью у других посетителей сайта с похожими музыкальными предпочтениями. Кроме того, пользователь Last. fm имеет возможность завести собственную страницу и общаться с другими пользователями. Last.fm уместнее называть даже не сетевым радио, а бесплатным музыкальным сервисом. Сейчас он становится еще и конкурентом YouTube - на Last.fm появилась возможность смотреть видеоклипы.
русская версия
К сентябрю 2007 года на Last.fm, на сайте которого есть русскоязычная версия, было зарегистрировано более 37 тыс. пользователей из России (считаные месяцы назад было менее 30 тыс.). В самой России также предпринимаются попытки самостоятельно сделать функциональные и конкурентоспособные сервисы. Два самых громких на сегодняшний день проекта - Bee.fm и Moskva.fm.
Bee.fm работает как 'радио на заказ'. В отличие от первопроходца Last.fm, Bee.fm позволяет составлять собственный плей-лист и бесплатно прослушивать композиции из коллекции ресурса, а не схожую по запросу музыку. Как указано на сайте Bee.fm, ежемесячная аудитория станции - 85 тыс. человек. При этом в полдень буднего дня, судя по замерам Bee.fm, число онлайн-слушателей не часто превышает 500 человек. Цифра более чем скромная. Однако рост аудитории заметен - в начале вещания в марте 2007 года среднее число пользователей не превышало 200.
Moskva.fm позиционируется как независимый аналитический ресурс, позволяющий в режиме реального времени получать и обрабатывать статистические данные о вещании всех московских радиостанций в fm-диапазоне. На сайте нет ссылок на разработчиков и владельцев, кто стоит за этим ресурсом, ИР узнать не удалось. Известно лишь, что домен зарегистрирован на некого Konstantin Smirnov и московский адрес в спальном районе Орехово-Борисово.
Появление сервиса Moskva.fm вызвало в блогах живую реакцию и детский восторг. 'Охрененная замутка', - выпадает в осадок kossmoss. 'Действительно, очень полезная штука', - вторит ему guruken. 'Обалдеть', - добавляет dt. 'Весчь!', - ставит точку typh00n.
Юзеров можно понять. Мониторинг 40 московских fm-радиостанций практически в реальном времени и другая музыкальная статистика - что еще нужно активному радиослушателю? На Moskva.fm можно слушать ранее вышедшие в эфир программы или идентифицировать любую композицию, транслируемую на том или ином радио в данный момент. Но перечисленными возможностями Moskva.fm, похоже, не ограничивается.
где деньги
Кроме музыкальной слежки, технически система Moskva.fm позволяет мониторить и рекламные ролики в эфире. Вслух об этом пока не говорится. Но, вероятно, на рекламном мониторинге создатели ресурса могут заработать больше, чем на любых других услугах. Но это в теории. На практике все обстоит не так привлекательно.
На Last.fm компаниям предлагают размещать баннеры на сайте в эфире. Насколько успешно - сказать трудно. Во всяком случае, рекламных баннеров на главной странице не видно.
На Bee.fm пытались заработать на рекламе. До 1 августа 2007 года. С этого дня Bee.fm начал вещать без рекламных блоков, которые ранее вставлялись каждые 15 минут. Официальная причина – ради увеличения удовольствия от прослушивания музыки. Но есть и другая версия. Постоянные слушатели Bee.fm рассказывают, что в рекламных блоках постоянно рекламировалась российская IT-компания 'Вебальта', разработчик самой станции. Поскольку пользователей это раздражало, а рекламодатели не спешили вкладывать деньги в ресурс, от назойливой рекламы просто отказались. 'В первую очередь это был шаг навстречу пользователям', – объясняет отсутствие рекламы на Bee.fm исполнительный директор 'Вебальта' Алексей Чурбанов.
Среди доавгустовских рекламодателей Bee.fm Чурбанов смог назвать, помимо 'Вебальта', туроператора Joytours и компанию Altastat (система размещения рекламы). В Joytours не стали комментировать опыт работы с Bee.fm, объясняя это тем, что в данный момент реклама компании нигде не размещается, так как отдел рекламы в организации был ликвидирован. О мотивах второго рекламодателя Altastat несложно догадаться, если учесть, что ее продукт был разработан в партнерстве с 'Вебальта'.
На сайте Bee.fm до сих пор висит объявление с приглашением к сотрудничеству рекламных агентств. Алексей Чурбанов не исключает возобновления трансляции рекламных блоков через несколько месяцев, ориентировочно в ноябре.
Опыт Bee.fm и Moskva.fm показывает, что сетевые вещательные проекты в России не имеют достаточной популярности и, что может быть важнее, их разработчики четко не представляют, на чем могут зарабатывать. 'До сих пор самая большая проблема интернет-вещания – это отсутствие четкой коммерческой модели. Без ее реализации вещание в интернете можно рассматривать либо как сопутствующий проект эфирного вещания, либо как арт-проект', - убежден совладелец 'Русской Медиагруппы' Сергей Кожевников.
Поэтому участники fm-радиорынка сходятся на том, что fm-станции не воспринимают коллег из виртуального пространства как конкурентов в борьбе за рекламные бюджеты. 'Если рассматривать радио с точки зрения площадки для рекламы, то традиционному радио онлайн-вещание пока не угрожает, ведь рекламодатели покупают не проплаченные минуты и секунды, а аудиторию', - говорит директор по работе с клиентами рекламно-консалтингового агентства NAME Лариса Степанова.
радио с барьерами
Отсутствие четкой стратегии и малая аудитория у сетевых проектов - лишь вершина айсберга. Их развитию препятствует целый букет трудностей. Первая из них - недостаточное проникновение интернета в регионах - традиционно остро ощущается в России и других развивающихся странах. Аудитория Рунета, по данным 'Ромир', в первом полугодии 2007 года составила 22% от общего числа россиян в возрасте 18+ (25 млн человек). По прогнозу министра информационных технологий и связи России Леонида Реймана, к 2010 году каждая российская квартира будет обеспечена возможностью широкополосного доступа в интернет. А главный управляющий компании Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм прогнозирует, что число россиян, использующих широкополосный доступ в интернет, к 2010 году составит около 7,9 млн человек.
Пока за интернет-трафик пользователям приходится платить заметно больше, чем за прослушивание традиционных приемников. Так что популярность сетевого вещания - это вопрос коммерческий и… технический. 'Всерьез говорить о влиянии сетевых станций на радиобизнес можно будет тогда, когда интернет станет общедоступным, - уверен Сергей Кожевников. - Пока подобные рассуждения - это то же самое, что спорить, какие билеты лучше: железнодорожные или авиационные. Если в городе нет аэропорта, разговор может быть сугубо теоретический'.
Возможно, в ближайшем будущем вопрос доступа и снимется с повестки дня. Подвижки к этому уже есть. Например, в начале сентября компания 'Стрим' совершила мини-революцию на рынке, введя абонентскую плату в 29 рублей в месяц (тариф 'Деньги'). Но это локальный прорыв – предложение 'Стрима' ограничивается лишь Москвой, а включенный трафик всего 500 Мб.
Если предположить, что широкополосный доступ в интернет станет общедоступным и аудитории сетевых станций в России станут миллионными, у онлайн-станций появятся новые препятствия. IT-отделы многих компаний, возможно, станут просто перекрывать доступ к ресурсам, как это происходит с сервисом Livejournal.com, чтобы отсечь работников от доступа к некорпоративным интересам.
Таким образом, потенциальная аудитория проектов может значительно сократиться. Видимое спасение из этой ситуации – потребление сетевой музыкальной продукции с домашних компьютеров. Но вот неувязка: по данным 'Левада-центра', выход в интернет из дома имеют лишь 10% россиян.
Следующая проблема – банальная лень. Вместо того чтобы просто нажать одну-две кнопки на приемнике, для работы в сети нужно регистрироваться, в некоторых случаях еще и скачивать программы. Действий слишком много. 'Радио – это фоновое прослушивание, – считает Сергей Кожевников. – Никто специально не парализует свою деятельность, чтобы послушать какую-то песню'. Возможно, создатели порталов будут решать эту проблему упрощением сервисов.
Еще одна проблема в России пока не слишком актуальна, но в Европе и США точно находится на первом месте. Это вопрос соблюдения авторских прав при проигрывании треков в онлайне. Самые горячие споры ведутся в США. Компании, представляющие интересы лейблов, требуют значительных отчислений. Радийщики не согласны, так как это путь к возможному уничтожению индустрии интернет-радио в США или к тому, чтобы на плаву остались лишь гиганты, ведь суммы могут превышать доходы станций. Пока точка в этом споре не поставлена.
Алексей Чурбанов из 'Вебальта' уверяет, что Bee.fm производит 'отчисления в организации, обеспечивающие коллективное управление авторскими и смежными правами'. По словам музыканта и генерального продюсера компании 'Снегири-музыка' Олега Нестерова, пока в массовом порядке от владельцев сайтов отчислений не поступает, 'хотя за использование в эфире фонограмм любая станция, в том числе и онлайн, обязана перечислять деньги в Российскую фонографическую ассоциацию. За публичное использование авторских прав – в Российское авторское общество'.
Еще одно больное место сетевых проектов – физически ограниченное число мест доступа к порталам. Сегодня станции можно слушать со стационарных компьютеров и ноутбуков. Bee.fm и некоторые другие проекты имеют мобильную версию, но очевидно, что пользоваться всеми сервисами ресурса с помощью телефона технически трудно и затратно. Обычное же радио можно слушать практически где угодно. С другой стороны, у каждой fm-станции есть пределы физической досягаемости сигнала. И выехав за пределы региона или страны, слушатель теряет возможность слушать любимую музыку.
вопрос жизни
В Москве, несмотря на доступность интернета, fm-кнопки могут составить бoльшую конкуренцию виртуальным, нежели в регионах. Причина - особенности местного радиорынка. В столице на fm 50 частот. Московский fm-рынок считается одним из самых плотных и конкурентных в мире. 'В Москве сейчас представлены станции почти всех возможных музыкальных направлений, - подтверждает Лариса Степанова. - Региональному российскому рынку есть куда развиваться'.
В целом, по мнению Степановой, слушание онлайн-станций часто является попыткой не нашедшей на fm любимую музыку аудитории сделать то же в интернете. Представители радиобизнеса полагают, что во многих странах fm-станции уже не отвечают запросам молодой аудитории, а потому при раскрутке ресурсов все технические трудности могут отойти на второй план.
Лариса Степанова считает, что перспективы имеют интернет-проекты самих радиостанций. 'Российский радиобизнес сам оказывает влияние на формирование музыкальных сетей в интернете - открывается онлайн-вещание известными радиостанциями, такими как 'Радио 101' (ВКПМ), 'Наше.Ру' ('Наше радио')', - отмечает Степанова. Но после появления Moskva.fm, где в одном месте собраны почти все цифровые аналоги московских fm-станций, перспективы влияния радиобизнеса кажутся сомнительными.
Как не исчезло радиовещание после появления телевидения, так и не исчезнут fm-станции с появлением онлайн-вещателей, уверен Сергей Кожевников. А Лариса Степанова называет интернет-вещание лишь дополнением к существующему fm.
Разговоры о судьбах массмедиа ведутся не только в формате ТВ-радио. В последние годы возникают споры о том, выживут ли печатные СМИ с усилением позиций электронных. Но в этом вопросе, похоже, поставлена если не точка, то запятая. Стороны вроде бы сошлись на том, что оба вида СМИ будут вполне мирно сосуществовать друг с другом, а медиаменеджеры воспринимают страницы печатных изданий или портал лишь как платформы для размещения контента.
Однако в отличие от газет, онлайн-версии которых практически идентичны печатным выпускам, интернет-вещание продвинулось заметно вперед по функционалу и удобству. Вот только оценит ли эти удобства массовый слушатель?
Эксперты утверждают, что зачастую человек воспринимает новую музыку до 23 лет. А Last.fm (в среднем возраст пользователей, по собственным оценкам, не превышает 30 лет) предлагает слушателям 'что-нибудь новенькое'. Захотят ли взрослые слушатели этого новенького или придется ограничиться молодежной аудиторией? Вопросов больше, чем ответов. Выходит, в споре между 'новыми' и 'старыми' радийщиками правы последние. И выкидывать приемники не нужно! Пока.
Сергей Суворов, «Индустрия рекламы» №21-22, 2007
www.ir-magazine.ru
Источник: Admarket.ru