Мажилис Казахстана согласился с техническими поправками сенаторов в законопроект, получивший неформальное название «закон об интернете». Суть его проста: все сетевые ресурсы (форумы, чаты, блоги, сайты знакомств, виртуальные магазины, почтовые серверы и пр.) приравниваются к СМИ и, следовательно, обязаны соблюдать соответствующий закон.
Если размещенная в сети информация признается контролирующими органами противоправной и несоответствующей законодательству, то веб-ресурс блокируется вне зависимости от того, где он зарегистрирован. Для вступления в действие поправок предлагается внести изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, законы «О СМИ», «О национальной безопасности Республики Казахстан», «О связи», «Об информатизации» и ряд других. В российском Минкомсвязи утверждают, что рунету подобная участь не грозит: регулировать зону .ru в ведомстве планируют с помощью этического кодекса. Многочисленные обращения журналистов, правозащитников, экспертов, представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) к парламенту, правительству страны и лично президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву эффекта не возымели. Поправки были приняты. Единственное, из законопроекта исключили пункт, дающий генпрокурору Республики Казахстан (РК) право закрывать ресурс по своему усмотрению. Это право решено делегировать судам, которые будут принимать решение на основании информации от силовых ведомств.
Глава Агентства по информации и связи РК Куанышбек Есекеев видит в законопроекте один из своевременных и необходимых шагов, регулирующих размещение информации в сети с целью защиты конституционных прав граждан и юридических лиц.
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев оценил происходящее как похороны свободы слова в Казахстане: «Главных могильщиков этого я хочу назвать конкретно — это Агентство по информатизации и связи, Комитет национальной безопасности, Генпрокуратура, МВД».
Опыт блокировки ресурсов уже опробован: восемь месяцев местным пользователям недоступен LiveJournal. По словам Есекеева, доступ будет открыт, если администрация ресурса выполнит требования законодательства РК. Кстати, «Живой журнал» также заблокирован в Китае и Северной Корее.
Озабоченность без санкций
Возможная негативная реакция международного сообщества Астану не слишком беспокоит. Директор Института проблем информационного права, эксперт бюро представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ Андрей Рихтер пояснил, что законопроект подготавливался давно и ОБСЕ наблюдала за этим процессом.
«Если учесть, что в 2010 году Казахстан примет председательство ОБСЕ, этот законопроект может вызвать серьезное недовольство этой организации», — заявил он, добавив, что ОБСЕ разграничивает понятия «интернет» и «СМИ».
«Ставить знак равенства между этими понятиями опасно как с точки зрения теории журналистики, так и с точки зрения международного права, — заметил Рихтер. — Всемирная сеть — скорее техническое средство передачи информации. Мы же не говорим, что СМИ и почта — это одно и то же».
При этом Рихтер отметил, что ОБСЕ вряд ли будет применять какие-то существенные санкции против Казахстана. «Эта организация считает, что страны, которые она объединяет, следуют одинаковым общим принципам, — пояснил он. — И хотя этот закон вряд ли послужит поводом для исключения Казахстана из ОБСЕ, но станет кирпичиком, из которого между ними может вырасти стена непонимания».
Глава европейского отдела организации «Репортеры без границ» Эльза Видал считает, что приравнивание всех интернет-ресурсов к СМИ угрожает свободе слова. «Это означает, что любой интернет-пользователь может быть осужден за свой комментарий, — сказала правозащитник корреспонденту «Газеты». — Очевидно, что таким образом власти пытаются ужесточить контроль над онлайнпространством. Это негативный сигнал для председательства Казахстана в ОБСЕ, поскольку подобный шаг не отвечает стандартам организации. Кроме того, это решение противоречит конституции страны, 20-я статья которой гарантирует свободу слова и запрет цензуры».
Министерский этикет
В российских профильных ведомствах инициатива Казахстана ажиотажа не вызвала. Пресс-секретарь Минкомсвязи РФ Елена Лашкина пояснила корреспонденту «Газеты», что сегодня никаких разговоров о приравнивании блогов к СМИ в министерстве не ведется.
«В нашей стране регистрация интернет-СМИ является добровольной, — отметила она. — При желании блог можно зарегистрировать как СМИ. Прецеденты такие есть. Мы также полагаем, что вряд ли целесообразно вводить обязательную регистрацию в качестве СМИ всех интернет-ресурсов, которые содержат ленту новостей, периодически обновляемую информацию и так далее. Что касается регулирования работы блогов, информации, размещаемой в рунете, то она подпадает под действие российского законодательства, равно как и все действия россиян. То, что в действительности считается правонарушением, и в сети должно подпадать под это определение».
Лашкина также сообщила, что сегодня в рамках Совета по массовым коммуникациям при Минкомсвязи РФ ведется работа по разграничению ответственности провайдеров доступа, хостинг-провайдеров и пользователей за размещение противоправного контента. «Очевидно, что мы пришли к осознанию того, что необходим некий сетевой этикет. То есть речь фактически идет о саморегулировании», — резюмировала она.
Схожей позиции придерживаются и в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Пресс-секретарь ведомства Евгений Стрельчик пояснил корреспонденту «Газеты», что Роскомнадзор вовсе не выступает за обязательную регистрацию блогов.
«По нашему мнению, регулировать надо лишь те блоги и форумы, которые размещены на сайтах периодических изданий, агентств, новостных порталов и других информационных ресурсов, официально зарегистрированных как СМИ», — пояснил он.
Киберпреступность в России
В 2008 году в России было совершено более 14 тыс. преступлений с использованием информационных технологий. Это на 50% больше, чем в 2007 году. Число вредоносных сайтов увеличилось в три раза, опасный спам рассылается в пять раз чаще, а хакерские атаки на web-ресурсы происходят каждые 4,5 секунды. Ущерб электронным системам за год составил $1 млрд. В этой связи появляется все больше уголовных дел, связанных с киберпреступностью. 13 февраля 2009-го к двум годам в колонии-поселении приговорен 24-летний житель города Саров Нижегородской области, который незаконно подключался к интернету, используя регистрационные данные клиентов провайдера «ВолгаТелеком». Также он должен компенсировать материальный ущерб компании — 3 млн рублей. 30 января 2009 года 19-летний москвич Максим Белов был осужден за размещение детского порно в интернете, получив три года лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года. 15 января 2009 года к полугоду исправительных работ условно был приговорен 20-летний житель Томска Георгий Романченко, разместивший в интернете ролик под названием «Он плохо кончил» с избиением двух гастарбайтеров. Как определил суд, видеоролики содержат высокий уровень насилия и поощряют расправу над представителями другой расы. 15 октября 2008 к штрафу в размере 20 тыс. рублей приговорил суд Перми Дмитрия Ширинкина за сообщение в его личном блоге. Он написал там, что приобрел пистолет ТТ с большим количеством патронов. Также он заявлял о своей ненависти к окружающим и к органам государственной власти, угрожал массовым расстрелом студентам местного вуза. Суд признал его виновным в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (статья 207 УК РФ). 3 октября 2008-го наказание в виде два года лишения свободы условно назначил Новосибирский суд экс-милиционеру Александру Будникову за публикацию в интернете антисемитских материалов. 7 июля 2008 год условно получил сыктывкарский блогер Савва Терентьев, пожелавший милиционерам мучительной смерти в огне в одном из комментариев в «ЖЖ». Его осудили по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Он стал первым осужденным в России блогером. 8 апреля 2008 года к шести месяцам исправительных работ приговорен несовершеннолетний студент Пензенского приборостроительного колледжа за оскорбительные высказывания в адрес своих преподавателей в интернете. Он разместил на одном из сайтов звуковой файл, в тексте которого содержались нецензурные выражения, которые унижали честь и достоинство педагогов.
В Госдуме ждут закон об интернете не раньше осени
В российском законодательстве упоминание об интернете встречается только в постановлениях правительства, касающихся информационно-справочной поддержки граждан. В законе о СМИ под интернет-СМИ подразумевается распространение массовой информации через телекоммуникационные системы. Внутрисетевые правила законом не устанавливаются, отмечено лишь, что в отношении «иных СМИ» действуют те же нормы, что в отношении теле-и радиопрограмм. Депутаты Госдумы несколько раз предлагали свои версии законодательства об интернете. В октябре 2008 года член Совета федерации Владимир Слуцкер внес поправки в закон о СМИ, которые приравнивают к интернет-изданиям все онлайн-версии газет, журналов, радиои телеканалов, а также те интернетресурсы, которые зарегистрированы в установленном для СМИ порядке. К ним сенатор предлагал применять общие для СМИ законы. Разработкой отдельного закона об интернете занялся и комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В рамках специально созданной рабочей группы под руководством единоросса Ольги Носковой депутаты и приглашенные эксперты подготовили проект документа, регулирующий как гуманитарную виртуальную сферу, так и экономическую. К первой отнесены бесплатные познавательные, образовательные, научные и профессиональные сайты, ко второй — онлайн-магазины, платные сайты и т.д. В этом проекте впервые появились такие термины, как «глобальная компьютерная сеть интернет», «информационная сеть», «электронная экономическая и электронная коммерческая деятельность». Основная идея законопроекта — все, что запрещено или ограничено в обычной жизни, должно быть запрещено или ограничено в киберпространстве. Это относится к таким нормам, как клевета, призывы к насилию, обману и мошенничеству. При этом положение о добровольной регистрации интернет-ресурса в качестве СМИ сохраняется. Основной разработчик законопроекта — директор Международного исследовательского института Астамур Тедеев — предложил ввести принцип мирового преследования. Когда правонарушение затрагивает интересы российских граждан, уголовная или административная ответственность будет грозить владельцам сайта независимо от того, на территории какой страны их ресурс зарегистрирован. Для этого планируется внести сопутствующие поправки в Уголовный, Налоговый кодексы, в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ольга Носкова заявила корреспонденту «Газеты», что этот законопроект обсуждается в Госдуме более полугода, но вряд ли будет внесен на пленарное заседание раньше осени.
Возможно ли в россии регулирование интернета по казахстанской модели?
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности
Какое-то регулирование в блогосфере должно быть. Например, не решена проблема авторских прав, да и много другого. Но эти проблемы развиваются так быстро, что пока не подлежат опережающему регулированию. Так что пока оно будет только выстраивать преграды на пути развития интернета. Надо дать интернету какое-то время для того, чтобы развиваться дальше. И тогда будет понятно, какие именно его части можно будет регулировать.
Михаил Федотов, руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Государственном университете — Высшей школе экономики, министр печати и информации в 1992—1993 годах, один из авторов закона «О средствах массовой информации»
Я надеюсь, что у наших руководителей хватит ума не идти по этому пути. Более того, я надеюсь, что и президент Назарбаев (я знаком с этим мудрым человеком) не поддастся на соблазн таких элементарных решений, которые на самом деле оборачиваются элементарными ошибками. Попытка регулировать интернет методом, когда все подгоняется под одну гребенку и запрещается, просто бессмысленна. Проще вообще отключить весь Казахстан от интернета и снова отправиться в ХХ век. Я уверен, что Нурсултан Абишевич этого совсем не хочет. Конечно, любая власть не довольна тем, что в интернете раздается критика в ее адрес. Но ничего, надо терпеть и учиться на нее отвечать. Запрещать — это, конечно, дело простое. Но бессмысленное и не приводящее ни к какому положительному результату. Когда в Казахстане говорят, что все сайты должны быть приравнены к СМИ, то возникает вопрос: а с какой стати, скажем, российские или узбекские сайты должны этому соответствовать и подчиняться казахстанским законам? Это уже будет вмешательством во внутренние дела наших стран. И я не представляю, как они смогут отделить казахстанские сайты от неказахстанских. Ведь доменная зона .kz — это же не национальная территория Казахстана, а всего лишь условное деление в списке адресов. Бессмысленно пытаться накинуть платок на каждый роток. Если говорить о правонарушениях в глобальной сети, то они, безусловно, совершаются во всем мире. Но их совершают конкретные физические лица, и где бы они эти правонарушения не совершали (в интернете, на заборе, на улице — где угодно), их за это должны наказывать. Но именно их, правонарушителей, а не сайты, не провайдеров доступа и не редакторов сайтов. К тому же государство просто не справится с огромным количеством сайтов. Я представляю, как будут ломать себе голову казахстанские контролеры (раз уж там взяли на себя такую функцию), когда будут отслеживать, скажем, малазийские или индонезийские сайты. Смешно пытаться поставить под контроль весь интернет. Это под силу только международному сообществу.
Эрнест Мизак, член правления правозащитной комиссии «Мемориал»
Инициатива казахстанских парламентариев показывает их желание вернуться в тоталитарное советское прошлое, где на любой свой чих гражданин должен был получать разрешение властей. Думаю, это естественная реакция варваров на ту свободу слова, которая подарила миру комический образ казахстанского журналиста Бората Сагдиева. Но Россия всетаки цивилизованная страна, участвующая в Европейской конвенции о защите прав человека. Последняя гарантирует свободу выражения мнения, которую власти могут ограничивать лишь в пределах, необходимых в демократическом обществе. Думаю, что казахстанская схема в эти самые пределы никак не впишется. Сложно же придумать рациональное обоснование тому, почему каждый, кто хочет открыть сайт в интернете, должен при этом стать журналистом.
СЕРГЕЙ РАСОВ, АЛЕКСАНДРА МЕРЦАЛОВА, ИВАН СОТНИКОВ, ИГОРЬ КРЮЧКОВ
Источник: ЦЭЖ