Уровень журналистского образования в среде профессионалов уже давно вызывает нарекания. Изменит ли ситуацию введение образовательного стандарта третьего поколения об этом в интервью РИА Новости рассуждает председатель Межгосударственной телерадиокомпании «МИР», заведующий отделением деловой и политической журналистики
Радик Ирикович, сегодня часто говорят о низком качестве журналистского образования. С чем это связано, на ваш взгляд?
Прежде всего, с историческим процессом. Первые отделения журналистики создавались в России при филологических факультетах. И это было оправдано компетенции, которые они давали, были необходимы для работы в медиа. Модель, предложенная в 1950
После 1991 года СМИ стали более конкурентными и независимыми, отрасль развивалась быстрыми темпами число предприятий в этой сфере увеличивалось до 35% в год. Журналистика стала более специализированной, потребовались специалисты с конкретными навыками, а не просто с базовой теоретической подготовкой.
Во многих странах эти навыки даются на курсах переподготовки стоит ли обучать им четыре года в бакалавриате?
Конечно, работодателю всегда хочется начать с конца. Хочется, чтобы приходил человек с готовыми навыками, чтобы ему можно было тут же выдать камеру для съемки, усадить за монтаж, верстку сайта, интерактивной ленты и так далее. Чтобы корреспондент, выехав на место события, мог не только записать видео, звук, но и нарисовать потом интерактивную схему, допустим, крушения вертолета на соревнованиях в Белоруссии...
Но наш опыт показал: все-таки надо начинать не с навыков, а с базы.
Сейчас вводятся федеральные образовательные стандарты третьего поколения,
Но разве все это нельзя было реализовать в рамках нового госстандарта? Предполагается, вузы могут теперь менять содержание программ...
Госстандарт позволяет вузу больше маневрировать, но маневрировать в рамках... Можно модернизировать отечественный танк
Нас поражало чрезмерное количество дисциплин, предлагаемых госстандартом, при отсутствии возможности перенаправить часы на исследовательскую работу студентов то, чем мы усиленно сейчас занимаемся.
Неужели журналистика такая серьезная наука, что требует особых исследований? И с учетом развития Интернета будут ли и дальше нужны профессиональные журналисты?
Да, многие считают, будто это ремесло, по значимости равное производству ботинок. Но когда говорят, что журналистика не наука, я задаю вопрос: а управление трубопроводным транспортом в области газоснабжения это наука? Да. Тогда почему журналистика не может быть такой же прикладной наукой?
Проблема журналистского образования в нашей стране связана не с кризисом в современных медиа. Да, все говорят о наступлении Интернета и других мобильных средств «доставки контента» (передачи содержания), но мы, люди, работающие в традиционных медиа, пока не особенно это ощущаем. Есть некоторый переход части рекламного бюджета из печатных СМИ в область Интернета, но пока лавинообразное наступление последнего можно оценить лишь по исключительному росту венчурных проектов.
Материал подготовила Мария Салтыкова
Источник: РИА Новости