Законопроект «О телерадиовещании» пока еще не внесен на рассмотрение в Парламент РК, но споры и публичные дискуссии вокруг него не утихают. Наиболее проблемные аспекты этого законопроекта уже неоднократно отмечались как международными экспертами, так и казахстанскими медийными организациями и бизнес-ассоциациями. Article19 в своих рекомендациях еще раз акцентирует внимание на наиболее слабых сторонах законопроекта превышение государственного контроля над вещанием, недостаточная независимость органов контроля и их широкие дискретные полномочия, ограничения для иностранных каналов, и выражает озабоченность наличием этих положений в тексте законопроекта.
Article19
Контекст
Проект Закона РК «О телерадиовещании» является первым актом о трансляции в Казахстане. В настоящее время вещание регулируется Законом о средствах массовой информации, в то время как лицензионный режим для вещания обнародован в Законе о лицензировании, который регулирует все действия бизнеса, подлежащие лицензированию.
Проект закона был подготовлен группой экспертов, назначенных Министерством связи и информации РЕ. Принятие Закона намечается на 2012 год.
Сентябрьский вариант 2011 года проекта казахстанского Закона о вещании состоит из 42 положений, разделенных на 6 частей. Сюда входят основные положения; диапазон государственных полномочий по вещанию; распределение каналов зарубежного вещания; управление вещанием; нормы аналогового, цифрового, спутникового кабельного вещания, а также конечные и переходные нормы.
Проблемы
Article19 выражает озабоченность превышением государственного контроля над вещанием, недостаточной независимостью органов контроля и их широкими дискретными полномочиями. Администрирование вещательного сектора не подвержено юридическим нормам и зависит от команд и контроля правительства и уполномоченного органа в сфере вещания. Его отчетность перед обществом не обеспечена. В предложенном проекте закона недостаточно обеспечена защита прав пользователей и вещателей.
Article19 выражает озабоченность в отношении полномочий контролирующих органов над содержанием информации иностранных радио- и телевизионных каналов. Ограничения содержания широко определены и дают основания для отказа регистрировать иностранные каналы или отменить такие ограничения. Более того, предварительная цензура представляет особую угрозу для свободы выражения.
Article19 далее выражает озабоченность проектом Закона в отношении умалчивания вопросов разнообразия содержания вещания, редакционной независимости и равного отношения к вещателям. Вызывает сожаление тот факт, что законопроект не предусматривает трансформацию государственного вещателя в общественное средство массовой информации.
Рекомендации Article19:
- Полномочия контроля над телерадиовещанием должны быть переданы независимому органу; должны быть выработаны положения о независимости уполномоченного органа контроля от правительства: например, определить ряд «правил несовместимости» для кандидатов, претендующих на членство в совете, и разработать положения об отчетности органов контроля перед многопартийными органами.
- Все органы контроля должны быть официально подотчетны обществу через многопартийные органы, такие как законодательные органы, а не через министерства или другие ангажированные органы.
- Проект Закона должен гарантировать принципы редакционной независимости, разнообразие содержания и равное отношение ко всем вещателям.
- Органы контроля вещания не должны отказывать в регистрации иностранным каналам и не должны создавать препятствия в ограничении содержания.
- Проект Закона должен трансформировать органы государственного вещания в органы общественного телерадиовещания.
Предоставление материалов анализа законопроекта «О телерадиовещании» для общества состоялось
Article19 является независимой организацией по правам человека, которая работает по всему миру для защиты свободы выражения. Она получила свое имя на основе статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гарантирует свободу выражения мнений и свободу слова.
Источник: Аrticle19