Александр Гронский стал победителем конкурса World Press
Серия «Пастораль» создана специально для конкурса World Press Photo?
Нет, это мой главный проект за последние
«Пастораль» не совсем фотожурналистика, однако World Press Photo это не только смотр достижений в этой сфере, но и определение задач на будущее для мастеров в этой области. Выбор победителей своеобразное заявление о намерениях. Фотожурналистика постепенно движется в сторону художественной фотографии, и это отражается в результатах конкурса.
Вы поэтизируете уголки природы среди каменных джунглей или, наоборот, хотите показать наступление асфальта на природу и человека?
Определений и оценок предпочитаю не давать. Мои фотографии не социальное заявление и не протест против загрязнения окружающей среды. Окраины интересное пространство, я любуюсь им, чувствую себя комфортно. Все началось с моего интуитивного интереса, а история и формулировки темы пришли потом.
Герои вашей серии выпивают, выгуливают собак на пустырях, купаются в сомнительной чистоты речках.
Пустыри, конечно, производят довольно депрессивное впечатление, отдыхать там с друзьями не хотелось бы. Я там шашлыки не жарил ходил, скорее, как на работу. Для пикника предпочел бы опушку леса. Однако я не оцениваю: мол, это плохие места и глупые люди, или, наоборот, красивые места и люди-молодцы. Фотография для меня больше символ, чем описание реальности, это мой способ исследовать окружающий мир.
Борьба за экологию не ваша тема?
Если быть до конца честным нет. Не могу сказать, что лучше: если бы природа осталась нетронутой, или если бы все закатали в бетон и построили больше квартир для москвичей. В мегаполисе, где живут 15 млн. человек, неизбежно будут районы побогаче и победнее, пустыри, окраины, огромное количество отходов.
Организации экологов могут попросить ваши фотографии для своих изданий. Дадите?
Хотелось бы избежать интерпретации моих фотографий в духе социальной критики, поэтому я отказал бы.
Насколько российская фотожурналистика сегодня вписана в мировую?
Вопрос о странах и национальностях стал неактуальным. Интересно говорить, что снимает Юрий Козырев
Вы сотрудничали с Geo, Elle, Wallpaper, Le Monde, The Sunday Times. Российское отношение к фотографии и фотографам отличается от зарубежного?
Это сотрудничество было лет
Российские журналы не имеют «лица необщего выраженья»?
Собственных макетов и дизайна у российских изданий нет: после развала Советского Союза к нам пришла западная культура работы с изображением. Александр Родченко и компания сильно повлияли на журнальный дизайн во всем мире собственно, они и изобрели его. Но в СССР их находки не развивались.
Вы работали по заказу рекламных агентств. Тяжелый труд?
С рекламными агентствами я давно не работаю: приходилось слишком радикально переключаться. Рекламный фотограф как можно точнее отражает то, что хочет арт-директор, получает подробный эскиз снимка: что должно попасть в кадр, при каком свете, какая эмоция должна быть запечатлена. Мне это не интересно.
Фотографией года World Press
В области фотожурналистики странно называть «фотографией года» художественный портрет или пейзаж. В традициях World Press Photo отмечать главное событие периода, а не просто исключительной красоты кадр. Одна из задач World Press Photo создать «икону» года. Например,
Фотография Аранды, на ваш взгляд, отсылает к «Пьете» Микеланджело и другим изображениям снятия Христа с креста?
Да, только скорее не к самому сюжету, а к традиции изображения материнское горе и человеческое страдание. Поэтому рассуждения критиков о столкновении христианства и ислама в этом снимке кажутся мне демагогией. Полагаю, что эта символика восходит к западноевропейской культуре в целом. Цитаты в искусстве не бывают буквальными.
Справка
Ежегодный смотр фотожурналистики во многом определяет стандарты профессии. Международное независимое жюри, состоящее из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов
В этом году фотожурналисты, агентства, газеты и журналы представили на суд 101 254 фотографии 5 247 авторов из 124 стран. Победителями признаны 57 фотографов из 24 стран, в том числе трое россиян: Юрий Козырев, Александр Гронский и Александр Таран.
Лауреат первой премии «Фотография года» фотограф Самуель Аранда (Samuel Aranda) из Испании. Фотография сделана в превращенной в госпиталь мечети в городе Сана в Йемене 15 октября 2011 года. Жюри сочло, что уличные демонстрации против правления президента Али Абдуллы Салеха отражают характер «арабской весны», включая события в Сирии, Ливии, Тунисе и Египте.
«Путешествующая» выставка открылась в Москве в арт-центре «Ветошный» 18 мая. После российской столицы почти 200 работ-победителей престижного конкурса фотожурналистики поедут в Екатеринбург и Казань.
Источник: Лениздат