Развитие интернета вплотную подвело к вопросу об измерениях новых медиа. И тот же самый интернет выбивает
В давние времени в ботанике бытовала типология, в которой бабочки и вороны были объединены в один класс, потому что летают.
***
Классическая типология СМИ проста и стройна. Есть два отряда: электронные и печатные. В каждом есть по два класса: там телевидении и радио, а там газеты и журналы. Дальше идут типообразующие характеристики: аудитория, тираж, тематика, формат, периодичность и т. п. Приложив все характеристики, можно было описать конкретное СМИ с точностью портрета. И, соответственно, понятно, что как считать и, главное, что с чем сравнивать.
Теперь в эту стройную систему вмешались, как минимум, два возмущающих фактора: собственность и платформа.
О собственности. Консолидация медиа-активов приводит либо к афилированности разных брендов, либо к сложносоставности одного бренда. Что считать объектом измерения, к какой группе относить объект? Огурцы, афилированные в холдинге со слонами, могут занимать очень высокие позиции в нише земноводных. А вопрос медиаметрик ведь не всегда сводится к состязанию понтов и рангов. Он еще определяет рекламные бюджеты, стоимость и влияние.
Проблема смутного воздействия собственности на рэнкинг существует во многих отраслях. Например, крупный банк состоит из пучка региональных юрлиц, то есть отдельных бизнесов, но считает сам себе общий портфель и получает соответствующее место в рэнкинге. Или собственники страховых компаний обменялись пакетами. При этом бизнесы остаются раздельными, но они предъявляют рынку суммарный портфель, и в рэнкинге прыгают на несколько позиций вверх. Красота. Однако такая высокая позиция, мягко говоря, не совсем адекватно отражает реальное положение каждого входящего в группу бизнеса (все-таки отдельного) на рынке. И соответственно, есть риск искаженной оценки стоимости или устойчивости.
Похожая неразбериха с платформами. Давно стало нормой наличие нескольких платформ у одного бренда: бумага, сайт, порой еще и радио
Или вот крупное агентство заявляет о наличии 9 платформ, считая, в том числе, и информационные панели на вокзалах. Там тоже новостная лента, упакованная немного
***
Старая типология, по сути, подразделяла СМИ по каналам доставки. Один канал одно СМИ. Теперь контентная «душа» СМИ легко отделяется от «тела» канала.
В новых условиях старые методы измеряют, по сути, транспортную ипостась медиа, но уже не контентную. Измеряют способ довезти продукт до читателя. Конечно, использование самолетов, паровозов, газелей или камазов отражает охват и скорость доставки, но и только. Чистая способность контента собирать аудиторию при этом
Чем дальше будет идти развитие платформ и их конвергенция, тем больше будет обостряться «измерительное» противоречие между контентом и каналом. Моноплатформенные бренды будут возмущаться, что их считают вместе с мультиплатформенными. А бренды-принципалы будут скандалить, когда их измерят в одной нише с афилированными брендами или брендами-агрегаторами. Хотя с точки зрения старой типологии они вполне логично могут попадать в одну нишу, как бабочка с вороной.
Можно было бы попробовать модернизировать типологию и учесть новые обстоятельства. Но сами эти типологические характеристики (собственность и платформа) не то что несоразмерны старым (вроде тиража или тематики), но и противостоят им. Старые типологические характеристики фиксировали СМИ в нише. Теперь же холдинговая собственность с конвергенцией делают и аудиторию, и контент текучими как между брендами, так и между платформами.
Конкретное СМИ становится неконкретным. Пойди улови, в каком из своих состояний оно сейчас находится. Его посчитают как волну, а оно будет настаивать, что оно корпускула. И наоборот. Строго говоря, имеет право. Потому что СМИ теперь, по желанию, может быть и волной, и корпускулой, и плазменной панелью. Конфликты между считающими и считаемыми неизбежны.
Вероятно, объективная типологическая модель, одобренная теорией, больше невозможна. Она останется лишь базой для некой новой типологии, которая может быть легализована не наукой, а только методом отраслевого консенсуса. Или методом конкуренции различных метрик: к какой метрике присоединится большинство рынка, та и станет qwerty-стандартом.
Сейчас, кстати, самое время выводить такие стандарты. Тот, кто угадает и склонит весь или большую часть рынка, тот получит лавры Чурова и рейтинговый бизнес.
***
Но и это не удовлетворительное решение. Возможно, меняется само представление о СМИ как особи. Вместо «средства массовой информации», где основным конституирующим фактором был способ транспортировки, появилась новая сущность медиа-бренд. Медиа-бренды, кстати, считать можно маркетинг это умеет.
Конечно, при измерении брендов нужно будет учитывать и их транспортную политику: кто хаб, а кто полустанок. Понадобятся поправочные коэффициенты или подрейтинги.
Или же надо идти не от производства, а от потребления медиа-контента. Публика все меньше потребляет «средства массовой информации», она даже не очень четко потребляет бренды. Она потребляет некие единицы контента не всегда статью или заметку, а абзац, заголовочный комплекс, фото с подписью, или фрагмент текста определенной длины, просмотренный по диагонали. Демьян Кудрявцев метко назвал этот феномен квантом информации.
Поле каждого медиа-бренда напряжено определенным количеством потребленных квантов информации. Вот это, пожалуй, самый адекватный объект для измерения и сравнения медиа. Но как считать пока непонятно.
Другой возможный подход единица авторства. Сила медиа вполне может быть измерена звездами. Подобно тому, как телеканалы бились за Галкина, так и медиа-потребление концентрируется по золотым перьям. При этом единица авторства может иметь дроби, позволяющие учитывать вес вовлеченных авторов, из публики. Так как понятно, что медиа будущего это платформа для симбиоза авторов профессиональных и самодеятельных.
Можно привязать вес авторства к условной единице в 1 кашин, например. И считать СМИ в кашиных. Это получится даже весомее, чем в попугаях.
В общем, такая узкая и специфическая сфера, как медиа-измерения, теперь тоже становится средоточием неопределенности. И творческого поиска. Заинтересованные могут дерзать. В любом случае, новые методики потребуют не только разработки, но и принуждения рынка к миру. То есть к консенсусу и признанию общего qwerty-стандарта (или, скорее всего, нескольких).
Андрей Мирошниченко
По мотивам круглого стола «Новые метрики для новых медиа что измерять, как измерять, зачем измерять», организованного Медиа Лабораторией РИА «Новости» и факультетом медиакоммуникаций ВШЭ 21 февраля 2012 года.
Источник: Школа эффективного текста