Будущее российской радиожурналистики за узкоспециализированными станциями. Музыкально-информационное вещание находится в глубоком кризисе такова позиция старожила профессии радиожурналиста Александра Юрикова. В интервью Лениздат. Ру он высказал мнение, что именно развлекательные станции повинны в повальном распространении «гнид русского шансона», а также поделился своим видением будущего профессии.
Российское
Разговор не случаен. Три недели назад
Александр, что вас подтолкнуло написать статью?
Я писал ее еще в декабре и приурочил к двадцатилетию
Когда, на ваш взгляд, все пошло не так?
Как ни странно, в музыкально-информационной журналистике картина стала меняться к худшему, когда владельцы радиочастот увидели, что радиостанции начали приносить прибыль. Раньше они казались собственникам по большей части имиджевым проектом, а для
Казалось бы, финансовое благополучие должно позитивно сказаться на развитии пионеров вещания.
Первый радийный конфликт на заре
Как ситуация с «Максимумом» соотносилась с происходящим на других радиостанциях?
Везде происходило
Чем плох формат «Дорожного»?
Я говорю не в осуждение. Просто, вероятно, руководство радиостанции достаточно быстро поняло: зачем вкладывать бабки в ведущих, зачем тратить время на модные джинглы, придумывать специальные программы, если есть более простые пути? Есть определенный сплав «музычки», который востребован определенной и достаточно большой аудиторией. Эта машина работает и приносит деньги. Вот и все. Кроме того, можно не просто обойтись минимумом сотрудников, но и взять тех, кто не будет выставлять завышенные требования
Вы как раз предвосхищаете следующий вопрос. В статье вы жалуетесь, что раньше, мол, ведущие были личности, за которыми было интересно наблюдать, а сейчас их нет. Они ушли, а их место пустует. Так, может, в таком авторском стиле аудитория просто не нуждается?
Вы знаете, я думаю, это связано с нежеланием руководства радиостанций заниматься черновой, подготовительной работой. Ведь смотрите, кто сегодня ведет эти эфиры? Говорят ведущие с фальшивой интонацией, порой с «местячковым» говором. Но на это уже, правда,
А куда делись те, кого удалось вырастить?
Я приведу только два примера. Вот радио «Максимум» на пике своем как раз было интересно не только музыкой оно привлекало именно личностями. Причем эти личности вырастали на глазах у слушателя. И мы ведь работали, чтобы создать этих ведущих. Вот, допустим, популярный телевизионный журналист Алексей Пивоваров (ведущий вечерних новостей и ряда авторских программ на канале «НТВ». Прим. ред.) пришел к нам на радио
А вам не кажется, что дело в профессиональных амбициях конкретного журналиста, которых у других просто нет?
Есть второй пример. Это Александр Абрахимов. Лауреат премии им. Попова, лауреат «Радиомании», получил в свое время премию «Овация» как лучший ведущий музыкальной радиостанции. Когда он пришел к нам, казался совершенно неподходящим для эфира у него был высокий, писклявый голос. Все считали, что человек просто не создан для радио. Но он хотел развиваться. А мы были заинтересованы в его внутренней эмоциональности. Доходило до смешного. В то время радио «Максимум» снимало в Клязьминском пансионате номер, куда можно было на день-два приехать и отдохнуть. Так вот, мы вывозили его туда, шли в лес и заставляли: «Саша, ори!». И Саша орал в лесу диким голосом, пугая всех в округе. Орал, потому что ему нужно было укрепить голос и работать в эфире. Он вошел в эфир и через некоторое время стал настоящей радийной звездой.
Так мы работали с ведущими. А у них, в свою очередь, работа над собой, над собственной формой входила в привычку. Вот почему они не останавливались, продолжали развиваться уже без нашего вмешательства. А сегодня, мне кажется, этим никто не занимается. Думают: ну ладно, если мне нужен будет яркий ведущий, я ему кину лишние несколько сотен долларов, и он ко мне придет.
Александр, как вы считаете: в чем главное отличие музыкально-информационного радиовещания тогда и сейчас? Может быть, задачи поменялись?
Я думаю, что поменялась аудитория, в первую очередь. Создавая новые проекты, мы ориентировались на продвинутую часть слушателей, на молодежь, на уже состоявшихся людей, но тем не менее открытых всему новому. А у этой аудитории тогда было гораздо меньше возможностей слушать новую музыку. К тому же в то время радиостанции выполняли отчасти ту роль, которую сегодня выполняют социальные сети. К примеру, вокруг радио «Максимум» выстроилась целое сообщество поклонников. Они не только обсуждали радийные новости и музыку, но и общались между собой. Знакомились, переписывались, приходили на вечеринки радио «Максимум». Сейчас это все не нужно, так как: а) доступна любая музыка я знаю много молодых людей, которые в Интернете выстраивают собственную радиостанцию; б) радио потеряло свою социальную роль. Вот, мне кажется, первое, в чем изменилось само музыкально-информационное радиовещание размыта прежняя аудитория, она не сфокусирована сегодня. В результате радио вернулось к тому, с чего начинало оно опять пришло к маргиналам.
И куда в таком случае нужно двигаться?
Я думаю, что будущее
Например?
Если возьмем какой-нибудь маленький американский город а их история радиовещания насчитывает, в отличие от нашей, несколько десятков лет, в нем обязательно найдется
Также важный аспект платное спутниковое радиовещание. Через
Но при условии, что контент будет недоступен в Интернете, например.
Конечно.
Александр, какие лучшие радиостанции и ведущих вы бы назвали, оглядываясь на последние двадцать лет?
Я считаю, что в свое время в Петербурге блистательно работали Сергей Стиллавин и Геннадий Бачинский. Их утреннее шоу было ярким, скандальным, провокационным. Я со многим не соглашался, со многим внутренне спорил. Но! Оно было свободным, это шоу, оно было свободным и жизнерадостным. И я чувствовал, что люди сами получают удовольствие от своей работы. А если говорить о Москве, то я с огромным уважением отношусь к ведущему Константину Михайлову образован, остроумен, профессионален.
А станции?
Если говорить о музыкально-информационных станциях, то очень профессионально всегда работала «Европа+». Вот у нее есть определенный уровень, ниже которого она не опускается. Есть, правда, порой ощущение, что трудятся роботы. Но качественно трудятся!
Если говорить о Питере, то мне всегда нравилось радио «Рекорд». Я бы назвал эту станцию в числе лидеров вещания. Не столько по объему аудитории, сколько по соответствию посыла и ответной реакции аудитории. А позором нашего эфира считаю гнид русского шансона, которые буквально расползаются из нашего эфира развлекательных станций. Это наносит огромный вред нашим слушателям. У нас и так страна с давними зековскими традициями. Невозможно уже больше слушать про Колыму и Магадан!
Подводя итог беседы, можно ли сегодня говорить о кризисе отечественной радиожурналистики?
На мой взгляд, сейчас как раз расцвет информационной радиожурналистики. За последний год сильно прибавило «Эхо Москвы». Прекрасно работает «Русская служба новостей». Как бы я ни относился к Сергею Доренко, тот образ, который он создает сегодня в эфире одна из вершин отечественной радиожурналистики. И это образ человека жесткого, бескомпромиссного, знающего и эмоционального. Я считаю, очень неплохо работает в Москве «Сити FМ». Нет, я не вижу никакого кризиса в радиожурналистике. Наоборот, к ней сегодня прислушиваются. И тот факт, что контент потом появляется на сайтах, дает жанру долгоиграющий эффект и нужный резонанс. Кризис постиг именно музыкально-информационные станции. На мой взгляд.
И последний вопрос: есть ли что праздновать в юбилейный год
Конечно, есть. Нам нужно праздновать само появление
А еще мы можем отпраздновать то, что за эти годы у нас появилось свое радиосообщество. В котором, несмотря на разногласия, есть диалог. Мне кажется, это тоже хороший итог двадцатилетней работы.
-В общем, «радиобудущее» нас ждет светлое?
Да. Подрастает новая волна журналистов, которая рано или поздно наиграется в свое интернет-радио. И, как пробку из бутылки, вытолкнет нас
Юлия Мичурина
Источник: Lenizdat.ru