Internews Kazakhstan

Саймиддин Дустов (Таджикистан): Любое воздействие малоэффективного госменеджмента пагубно для СМИ

Cоздан:   пн, 21/11/2011 - 09:34
Категория:
Тэги:

Участник Форума европейских и азиатских медиа в Астане Саймиддин Дустов, председатель совета редакторов еженедельника «Нигох» (Таджикистан), рассказал корреспондентам РИА Новости о роли СМИ и социальных сетей в Таджикистане.

— Какова в целом ваша оценка состояния (политического, экономического) постсоветского пространства?

— Общественно-политическая ситуация на территории бывшего Советского Союза имеет достаточно пестрый характер. В этом калейдоскопе странностей есть состоявшиеся государства с успешной экономикой и вполне демократической формой организации власти, такие как Латвия, Эстония, Литва, есть такие же стабильные, но фактически с диктаторскими режимами, как Узбекистан и Беларусь. Здесь же вполне парламентский Кыргызстан соседствует с нищим и авторитарным Таджикистаном и с более или менее благополучным Туркменистаном. С каждой из этих стран играет в свои игры Россия.

К сожалению, после двадцати лет госстроительства и будто бы осуществления глубинных реформ, тотальная коррупция, неэффективный государственный менеджмент, недифференцированная экономика, отсутствие веры в демократические ценности у большинства населения, низкий уровень жизни и социальная незащищенность, правовой нигилизм, национальный сепаратизм, ксенофобия и даже фашизм все еще объединяют эти страны и измученные народы. При этом, конечно же, есть малые истории успеха у каждой страны, и если не считать прибалтийские страны, думается, прежде всего у России, Казахстана, Грузии и Азербайджана. Хочется верить, что в условиях быстро меняющегося миропорядка каждый из этих народов, в рамках существующих границ и государств, все же найдет свое место.

— А какова роль СМИ в интеграционных процессах на пространстве СНГ?

— Роль СМИ в интеграционных процессах достаточно значима с точки зрения создания общественного мнения, но вопрос в том, сочтут ли нужным считаться с мнением своих народов авторитарные правители?

Я убежден, что большинство нерусскоязычных независимых СМИ в странах Центральной Азии (где они есть, конечно), будут противостоять проекту интеграции, и в т. ч. потому, что Россия пока не научилась работать с независимыми СМИ.

— Насколько независимы СМИ Таджикистана от политических и финансовых структур, государства. Возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?

— В Таджикистане, в отличие, скажем, от Казахстана, основные независимые печатные («Фараж», «Миллат» (Нация), «Нигох» (Взгляд), «СССР», «Озодагон», «Азия-плюс», «Вечерка») и электронные СМИ («Авеста», «Тоджньюс», радио «Имруз», радио «Ватан») организованы самими журналистами, и к тому же малобюджетны. Именно по этой причине они не зависят от политических партий, финансовых структур и не подвержены воздействию колебаний на рынках.

— Следует ли вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?

— Любое воздействие малоэффективного госменеджмента пагубно для СМИ, поэтому было бы целесообразно запретить любое госрегулирование в этом секторе.

— Каковы состояние национального сектора Интернета и роль социальных сетей в Таджикистане? Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или отдельных медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это в принципе?

— Таджнет, или таджикский сегмент Интернета, слабо развит в силу дороговизны доступа к Сети, ограниченности национального контента и т. н. «проблемы таджикского шрифта». Средняя цена доступа к Сети в 10 долларов за месяц неподъемна для 2 млн. экономически активного населения семимиллионного Таджикистана, где, по официальным данным, 45% населения живут за чертой бедности. Месячная аудитория Таджнета составляет чуть более 200 тысяч.

При этом 1 млн. 850 тысяч людей имеют техническую возможность доступа к Интернету, из них порядка 450 тысяч посредством мобильных устройств.

Таджикистан нуждается в большей вовлеченности в Интернет, но пока все идет самотеком.

Среди таджикистанских пользователей очень популярны российские социальные сети. В последнее время набирает обороты Facebook, там уже более 30 тысяч таджикистанцев.

Источник: РИА Новости