Телевидению необходимо вернуться к просвещению, истокам, с которых общество начинало лет 20 тому назад, считает Юрий Мамин. В интервью корреспонденту Лениздат. Ру российский режиссер, ведущий программы «Дом культуры» на ночном информационно-публицистическом канале FM TV, поделился соображениями относительно развития телевидения и рассказал, почему современные сериалы существуют вне категории искусства.
Юрий Борисович, что изменилось на телевидении за последние годы?
Оно стало более трепливым. В СССР телевидение было явлением поднадзорным. Каждое слово вычитывалось. Только дикторы могли говорить напрямик, да и то эфир всегда на две минуты запаздывал была возможность внести цензурные правки. Потом с перестройкой пришла свобода самовыражения. В эфире появилось много умных, интересных людей. Но вместе с этим пришли пошлость и порнуха. Мы пережили время, когда вечером на телеэкране можно было увидеть полнейшую порнографию, от которой волосы просто вставали дыбом. Сейчас возникло новое поветрие: люди могут с утра до вечера чесать языками в эфире, как у себя на кухне с подругами или приятелями. Работая ведущим программы «Дом культуры» на ночном информационно-публицистическом канале FM TV, я тоже немало разговариваю. Однако стремлюсь сообщить зрителям нечто для меня важное и содержательное, чтобы передача была просветительской и давала повод для размышлений. А когда трепотня бессодержательна, то это растранжиривание дорогого эфирного времени и, что еще хуже, засорение мозгов слушателей и зрителей. Летом на даче частенько слушаю радио «Маяк» или «Россия», где в прямом эфире на протяжении целого дня безостановочно болтают пары или группы молодых ведущих, сообщая зрителям всякую чепуху: что им снилось, что они съели на завтрак, какой анекдот услышали на вчерашней тусовке, от какого фильма балдеют и какой шлягер их достал. Поражает развязность этих болтунов, которые не сомневаются в своем праве трепать языком, засоряя эфир. При этом молодые люди мало в чем разбираются и мало что знают, поскольку
Как вы пользуетесь своей свободой как телезритель? Что смотрите и смотрите ли вообще?
Любимый канал Меццо«, где постоянно звучит классическая музыка и джаз в лучшем мировом исполнении, где показывают современные балетные и оперные постановки. Кино я смотрю после двенадцати ночи, потому что именно тогда начинают показывать хорошие фильмы. В прайм-тайм идет в основном всякое барахло. Создается ощущение, что создателями телевизионных проектов взят расчет на очень невежественную и невзыскательную публику. И вместо того чтобы поднять зрителя на более высокую ступень знания и вкуса, что,
То есть телевидение должно взять на себя воспитательную функцию?
Сегодня необходимо просвещение. Надо вернуться к тем истокам, с которых мы начали лет 20 тому назад, в годы перестройки. Главная цель воспитание гражданского общества, когда публика будет не толпой, а содружеством личностей со своими художественными вкусами, нравственными принципами, способных отстаивать убеждения и совершенствовать себя. Лично я ищу в зрителе собеседника, а сегодняшний продюсер долларовую купюру. Это принципиально разный подход.
Расскажите о своей авторской программе «Дом культуры».
Прежде о названии. В советские времена существовали клубы, дома и дворцы культуры. В них люди самых разных профессий и возрастов могли проявить свои способности или просто тягу к различным видам искусства, занимаясь в коллективах художественной самодеятельности. Такие учреждения были везде, возникая в самых отдаленных уголках страны, и в них занимались творчеством десятки тысяч людей. И хотя слово «самодеятельность» часто произносится с пренебрежительным оттенком, сегодня остро ощущается нехватка этих самых домов культуры, без которых образовался вакуум в заполнении досуга. Театральные, хоровые, танцевальные, кино-, фотолюбительские и эстрадные коллективы художественной самодеятельности канули в прошлое. А параллельно с этим стремительно снизилась общая культура общества: соотечественники любого возраста не стесняясь матерятся в общественных местах, студенты не могут без ошибок составить предложение или даже написать слово. Чтение художественной литературы стало редкостью, классическую музыку слушают единицы, историей не интересуются. Вот поэтому мы и назвали нашу программу «Дом культуры». А говорим в ней со зрителями в прямом эфире о том, что имеет отношение к культуре то есть практически обо всем.
Юрий Борисович, на DVD вышел
В 2002 году мы предложили телеканалу СТС готовый блок из пяти серий «Русских страшилок». Они были приняты, и телеканал заказал нам еще 13 серий. Таким образом, получился
А почему такое название?
По двум причинам.
Можно ли вообще назвать искусством те сериалы, которые сегодня создаются для телевидения? И могут ли они вообще быть таковыми?
Сериал может быть искусством. Западные компании прекрасно понимают: для того чтобы создать качественный сериал, нужно вкладывать значительные финансовые средства и приглашать серьезных режиссеров. Сериал «Рим», созданный
Как вы оцениваете колоризацию «Семнадцати мгновений весны»? Ведь разразился скандал, когда в счет возмещения морального вреда активисты Движения против колоризации и искажений советского кино потребовали взыскать с руководства 1 млрд рублей.
Скандал должна была бы учинить Татьяна Лиознова, которая снимала сериал. Когда она работала, можно было снять и цветную ленту. Но режиссер выбрала именно черно-белый формат, чтобы создать ощущение документальности. Однако сегодня стремление обогатиться перевешивает и художественные принципы, и авторскую концепцию. Хотя, почему бы еще раз и не заработать на старом сериале, которые все видели сто раз? Не думаю, что его можно этим сильно испортить. Я лично его не смотрел, но полагаю, что сдержанный цвет здесь возможен, как и в сериале «Ликвидация», претендующем на документальность.
Это примеры талантливых сериалов в основном то, что снималось раньше. Почему?
Талантливые сериалы сегодня исключительная редкость. Наиболее удачным в последнее время можно было бы назвать «Границу» Александра Митты или ту же «Ликвидацию» Сергея Урсуляка, если бы последними сериями он не испортил то, что так старательно и талантливо наработал в первых. Возможно, виноваты в этом требования нетерпеливых и лишенных понимания и вкуса продюсеров. Но исключения лишь подтверждают общее правило: достойных сериалов сегодня почти нет. Впрочем, они и не могут появиться в ситуации, когда главная цель решение коммерческой задачи. А это не имеет отношения к искусству. На канале
Подпись: Беседовала Алиса Кустикова
Источник: Лениздат