Александр Роднянский выступил одним из создателей инвестиционного фонда объемом $120 млн, на которые в ближайшие годы планируется снять шесть полнометражных фильмов, предназначенных для американского кинорынка.
Как рассказал «Ъ» господин Роднянский, партнером его AR Films в фонде стала Media Talent Group Гайера Косински, известного, в частности, как агент Анджелины Джоли и продюсер фильма «Подмена». AR Films и Media Talent Group уже сняли в США один фильм — «Машина Джейн Мэнсфилд» режиссера Билли Боба Торнтона (производственный бюджет — около $12 млн). Премьера состоится в феврале на Берлинском кинофестивале. В 2012 году господа Роднянский и Косински выпустят еще один фильм — экранизацию романа «Козы» Брока Коула, — съемки которого сейчас заканчивает режиссер Ди Джей Карузо (бюджет — $6 млн).
Созданный фонд, который работает под маркой AR Films, позволит партнерам снять в 2012—2014 годах еще шесть фильмов с бюджетом до $20 млн каждый, подтвердил господин Косински. Это будут «качественные умные фильмы», уточняет господин Роднянский. При этом, обещает он, не называя имен, к работе будут привлечены «режиссеры мирового уровня и звезды первой величины».
Среди участников фонда преобладают частные инвесторы из Восточной Европы, Азии и Америки, но россиян среди них нет, продолжает господин Роднянский. По его словам, создатели фонда ориентируют участников на возврат инвестиций с премией не ниже 10—15%. Фонд будет работать по модели, которая иногда применяется в американском независимом кино: вся творческая группа — от режиссера до артистов — получает гонорары только после полного расчета с инвесторами. В случае успешного проката инвесторы могут рассчитывать еще до 20% премиальных.
Александр Роднянский с 2002 года был гендиректором канала СТС, а затем и всего холдинга «СТС Медиа». Покинув компанию в 2009 году, занялся развитием AR Films: приобрел контрольный пакет компании «Нон-стоп Продакшн» (среди проектов — «Обитаемый остров»), кинопрокатчика «Кино без границ», немецкую A Company, специализирующуюся на дистрибуции теле- и киноконтента в Восточной Европе, стал единственным владельцем фестиваля «Кинотавр».
Создание инвестфондов для финансирования кинопроизводства — распространенная практика. Специализирующаяся на независимом кино и торгующаяся на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи продюсерская компания Intandem (выручка в финансовом году, закончившемся 30 июня 2011 года, — примерно $726 тыс., чистый убыток — $718 тыс., капитализация вчера — $6,3 млн) в своей отчетности указывает, что изучает возможность создания такого фонда. Политика Intandem — не вкладывать собственные средства в производство, объясняет компания.
В 2010 году LA Times сообщала, что создать инвестфонд объемом до $100 млн для финансирования полнометражных проектов братьев Вайнштейн, основавших в свое время кинокомпанию Miramax, был готов Леонард Блаватник. Он друг Харви Вайнштейна, и сам инвестирует в киноиндустрию. В 2009 господин Блаватник купил 90% британского бизнеса Icon Group Мела Гибсона. Вчера в Access Industries отказались уточнить судьбу фонда.
В США инвестиции в кинопроизводство считаются низкорискованными, поскольку там фильм, как правило, продается еще до начала производства, напоминает президент «Системы Масс-медиа» Андрей Смирнов. Он обращает внимание, что заявленный бюджет до $20 млн позволяет окупить фильм за счет одних международных продаж — в прокат, на ТВ, DVD. Александр Роднянский это подтверждает, добавляя, что существенную экономию составляют налоговые льготы от штатов, где снимается кино. Например, на съемках «Машины Джейн Мэнсфилд» штат Джорджия вернул 25% инвестиций. Господин Роднянский обещает выпускать в год до трех картин и на русском языке. Уезжать из России продюсер не собирается.
Сергей Соболев, Седа Егикян
Источник: КоммерсантЪ