В рамках 68-го Венецианского кинофестиваля состоялась дискуссия «Будущее кинофестивалей», в которой приняли участие международные эксперты — критики, историки кино и фестивальные отборщики. Некоторые из них высказали сомнение в необходимости проведения фестивалей в Берлине и Москве.
Участники дискуссии согласились, что фестивальное движение становится альтернативой прокату — в маленьких городах это часто единственная возможность увидеть неголливудские фильмы.
«Важно, что фестивали дают равный статус всем фильмам в конкурсе, — сказал главный редатокр французского журнала Positif Мишель Клеман, — Терренс Малик ты или загадочный дебютант – тебя показывают в одно и то же время, одинаковому количеству журналистов».
В качестве примера Клеман привел картину румынского дебютанта Кристиана Мунжу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» и привлекла в залы 400 тысяч французских зрителей.
Одной из главных проблем фестивального движения Мишель Клеман назвал фестивального движения избыточность в программировании, которая не позволяет уделить внимание всем достойным фильмам.
Вместе с тем, по его мнению, у критиков больших изданий остается все меньше возможностей публиковать рецензии на фильмы, в которых не участвуют большие звезды: «Итальянская пресса печатает интервью с Моникой Белуччи и обзоры двух конкурсных фильмов в день. Фестиваль делает свою работу, но все это насмарку. Это лицемерие фестивального руководства, говорить: "Смотрите наши прекрасные параллельные программы". Если ты не в конкурсе, на тебя никто не обращает внимание».
Критик журнала Time Ричард Колисс, однако, заметил, что интернет-версия его журнала публикует столько обзоров с крупных фестивалей, сколько критик в состоянии написать.
В ответ британский критик и историк кино, один из организаторов Лондонского кинофестиваля Дерек Мальком (The Evening Standard) привел статистику интернет-изданий, которые продают свой контент по подписке: за материалы о культуре готовы платить только 10% читателей.
Он рассказал, что также испытывает проблемы с публикацией рецензий на фильмы без участия звезд и отметил, что в мире слишком много фестивалей с конкурной программой и слишком мало хороших фильмов: «Зачем фестивали продолжают делать вид, что у них пристойный конкурс? Я не говорю о Каннах. Я говорю о Берлине, Карловых Варахили Москве. Вы едете в Москву и видите в конкурсе 15 чудовищных картин. Нам нужны два фестиваля в начале и середине года с осмысленным конкурсом».
Также в ходе дискуссии было отмечено, что призеры больших фестивалей часто плохо проходят в традиционном прокате: дистрибьюторы не используют рекламный потенциал полученных наград и выпускают картины в прокат спустя много месяцев после фестиваля.
Источник: Opens
Space.ru