Internews Kazakhstan

Интернет в Казахстане. Блеск и нищета Казнета

Cоздан:   пн, 19/11/2007 - 15:07
Категория:
Тэги:

В первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов "Казахтелекома" выросло более чем в четыре раза. Конечно, прирост в 326%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, впечатляет. Правда, абсолютные показатели куда более скромные. И такая двойственность практически во всем, что касается казахстанского сегмента всемирной сети.

Сегодня база коммерчески активных пользователей широкополосного доступа в интернет, предоставляемого АО "Казахтелеком", составляет всего 59885 абонентов. При этом число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора гораздо весомее по итогам первого полугодия 2007 года оно достигло 241453 абонентов – против 176680 за аналогичный период 2006 года. Таким образом, ADSL-пользователей стало больше на 45821, а пользователей коммутируемого доступа – на 64773 абонента.

Отметим, что эти цифры относятся только к "Казахтелекому". Хотя он и занимает доминирующее положение на рынке, услуги доступа в интернет в Казахстане предоставляют несколько десятков провайдеров, наиболее крупные из которых – ASTEL, Golden Telecom, Nursat и др.

В самом АО "Казахтелеком" такой рост количества пользователей интернета объясняют модернизацией сети телекоммуникаций компании, внедрением новых технологий, а также проведением гибкой тарифной политики. Напомним, что расценки на Megaline Hit (услугу широкополосного доступа к интернету для физических лиц) в феврале 2007 года были снижены на 23% (и это при том, что за прошлый год тариф на данную услугу уменьшился на 76,5%). Кроме того, с 1 июня 2007 года тарифы на данные услуги были снижены и для "индивидуальных предпринимателей" за счет их приравнивания к тарифам для физических лиц. В результате эта услуга для ИП подешевела на 50%. К тому же в период с марта по август 2007 года подключение услуги Megaline осуществлялось с 50–100% скидкой. Если же говорить о коммутируемом доступе в интернет, то с 1 января нынешнего года тариф на него снизился на 5% (напомним, что в 2006 году он упал в среднем на 50%).

Учитывая, что рынок интернет-доступа является довольно конкурентным, действия "Казахтелекома" не могли не повлиять на других провайдеров, которые также были вынуждены пересмотреть свои тарифы. Однако значительное снижение цен пока не провоцирует лавинообразного спроса, и основная масса пользователей по-прежнему выбирает устаревший dial-up, а не современный ADSL. И это по меньшей мере странно, поскольку среднемесячные затраты на эти услуги практически сопоставимы, а уровень комфорта при использовании ADSL несравнимо выше (это и "свободный телефон", и отсутствие проблемы дозвона до провайдера, и гораздо более качественная связь). Возникает вопрос: почему?

Прежде всего процесс перехода на ADSL тормозят чисто технические причины: многие не могут подключиться к услуге из-за ветхости телефонных сетей – старые кабельные системы не могут обеспечить передачу сигнала должного уровня. Автор сам оказался в подобной ситуации полтора года назад, когда в подключении ему было отказано по причине "отсутствия технической возможности". В то же время и сам "Казахтелеком" продвигает услугу ADSL-доступа недостаточно активно. Многие просто не знают о преимуществах использования широкополосного подключения. И, напоследок, сказывается низкий уровень компьютеризации в целом по стране. Интернет без компьютера ни к чему.

Отдельно стоит вопрос интернетизации образования, на которое делается сегодня большая ставка. Открыв для себя возможности интернета, школьники и студенты будут стремиться расширить их, не ограничиваясь учебным заведением и стараясь организовать интернет-доступ и дома. Формально подключенным к интернету можно считать любое учреждение, имеющее телефон: наличие телефонной линии и компьютера является достаточным условием, чтобы иметь доступ к всемирной паутине. Не нужно заключать и договора – при использовании коммутируемого доступа через все тот же "Казахтелеком" стоимость интернета будет просто включена в единый счет за услуги связи. Более того, "Казахтелеком" обеспечил школам подключение к интернету со скидкой 50%, а также установил льготные тарифы на абонентскую плату. А для государственных школ, финансируемых за счет бюджета, с февраля 2007 года предоставление услуги коммутируемого доступа к интернету (правда, только к Казнету) вообще осуществляется бесплатно.

Поэтом можно считать (хоть и формально), что все наши школы и вузы являются "интернетизированными". Другой вопрос – как компьютеризация и интернетизация реализованы на практике. Есть ли у учеников реальный доступ к компьютерной технике или компьютерный класс вечно закрыт, чтобы "школяры ничего не поломали"? К сожалению, эту сторону процесса информатизации образования пока никто не изучал.

Так же, как никто не изучал количество пользователей интернета и не считал количество сайтов Казнета. Конечно, время от времени называются какие-то цифры, но те, кто их озвучивает, не могут сказать, как они были получены, а потому их адекватность вызывает большое сомнение. И все же мы можем попробовать оценить аудиторию по косвенным показателям. За отправную точку возьмем статистику "Яндекса", самого популярного поисковика в Рунете. Согласно этим данным, средняя дневная аудитория портала, приходящая из Казахстана, равна 40 тысячам пользователей, а средняя недельная – 170 тысячам. Ошибки здесь нет: из-за того, что в статистике учитываются уникальные пользователи, просто умножать дневную аудиторию на семь дней было бы некорректно. Зато из этих данных можно получить информацию о доле уникальных пользователей в общем трафике, равном 280 тысячам в неделю (40 тысяч умножаем на 7 дней). Разделив 170000 на 280000, получаем коэффициент 0,6, или 60%. Для грубого подсчета месячной аудитории можно воспользоваться этим же соотношением: если 40 тысяч пользователей умножить на 30 дней и на 0,6, то выйдет 720 тысяч.

Перепроверить полученные данные можно, если соотнести статистику "Яндекса" с точными данными о количестве интернет-пользователей в какой-нибудь другой стране, например Украине. Во-первых, мне как раз попалась информация об интернет-аудитории в этой стране. Во-вторых,
>ИТ-рынок Казахстана часто сравнивают именно с украинским, как наиболее близким по происходящим в нем процессам. Итак, согласно "Яндексу", его средняя дневная аудитория из Украины составляет 320 тысяч пользователей, а недельная – 1,02 млн пользователей. Таким образом, доля уникальных пользователей в общем трафике равна 45%. То есть месячная аудитория, согласно нашим предположениям, составит около 4,3 млн. В то же время, по данным интернет-агентства Sputnikmedia.net, аудитория украинского интернета в августе 2007 года составила 5,13 млн пользователей (http://index.bigmir.net).

Из этой проверки следует, что погрешность наших расчетов составила около 15%, что вполне приемлемо. Ведь не нужно забывать, что "Яндекс" хоть и самый популярный поисковик, но все же не каждый пользователь посещает его хотя бы раз в месяц. Выходит, что казахстанскую интернет-аудиторию можно оценить в 750–800 тысяч человек, а это не более 5% от всего населения республики. Учитывая, что в прошлом году была обнародована оценка уровня проникновения интернета в размере 4%, то годовой прирост соответственно составил 1 процентный пункт (25%).

Согласен, не много. С другой стороны, в ближайшее время нам следует ожидать экспоненциального роста этой аудитории. Ведь подобное уже происходило, например, с мобильной связью, уровень проникновения которой вырос с 18–20% в конце 2004 года до сегодняшних 60%.

Гораздо сложнее ситуация с сайтами. Например, если в каталоге CountZero на начало сентября этого года их было 4443 (на начало января – 4101), то каталог "Весь WWW-Казахстан" насчитывал только 3585 сайтов (на начало января – 3344). Конечно, далеко не все владельцы регистрируют свои сайты в каталогах, так же, как и не все зарегистрированные сайты – это "живые", регулярно обновляющиеся веб-ресурсы. Поэтому об истинном количестве сайтов в зоне ".kz" можно только гадать.

Мы не отметили еще одну, часто упоминаемую причину слабого развития Казнета, – отсутствие в нем качественного и интересного контента. Да, это действительно так: в отношении своего содержания Казнет в большей части неконкурентен. Однако это не причина, а скорее следствие. Будет спрос – будет и предложение. Пока вкладывать в развитие качественных проектов просто нерентабельно: при низкой посещаемости окупить хороший сайт за счет рекламных поступлений невозможно.

И все же интерес к Казнету стабильно растет, о чем свидетельствует и масса косвенных показателей. Одним из главных является интерес коммерческий – регулярно появляются новые интернет-магазины, в том числе и в регионах. Растет также количество бизнесменов, воспринимающих интернет как действенный инструмент рекламы. В начале сентября алматинским интернет-агентством "PROFIT Online" было зафиксировано более 50 компаний, размещающих свои баннеры в Казнете. Сегодня рекламодателями востребованы все рейтинговые казахстанские сайты.

Другой показатель – количество доменов, подаваемых на регистрацию в зоне ".kz": за 1 полугодие 2007 года оно составило 6010 против 5350 заявок, поданных за тот же период 2006 года (подробнее – см. табл. 1). Причем, по субъективным наблюдениям автора, выросло и качество заявок – то есть большинство доменов регистрируется под реальные проекты, а не просто как красивые имена с целью последующей перепродажи.

Радует и тот факт, что все больше СМИ обзаводится собственными электронными представительствами, ведь, как свидетельствует мировая статистика, именно информационные ресурсы являются наиболее востребованными. Ярким примером служит резкий рост посещаемости сайта kurs.kz, предоставляющего информацию о курсах валют в обменных пунктах Алматы и других городах Казахстана. В период "валютной лихорадки" конца августа она достигала нескольких тысяч посетителей в сутки (против нескольких сотен в обычные дни).

Кроме того, впервые в этом году весьма активно шагнули в интернет и различные политические партии Казахстана, что также говорит о его возрастающем влиянии на общественную жизнь. Практически ни одна партия, участвовавшая в выборах депутатов мажилиса парламента, не обошла вниманием интернет-пространство. Многие из них обзавелись собственными сайтами, на которых была представлена исчерпывающая информация: от общих данных и основных идеологических установок до уставных документов, политических программ и предвыборных платформ.

Также на базе веб-портала "электронного правительства" был создан специальный сайт "Парламентские выборы-2007", который стал основной площадкой освещения предвыборных процессов в интернете. Ежедневно на сайте размещались новостные сообщения, статьи и аналитические комментарии, касающиеся выборов, а также результаты социологических исследований и рейтинги политических партий. Главной особенностью стали интернет-конференции лидеров партий, в ходе которых они отвечали на вопросы посетителей сайта.

Личный пример подает и глава государства – в начале июня Нурсултан Назарбаев провел интернет-конференцию, а 3 сентября принял участие в интерактивном уроке.

Положительно на развитии интернета в Казахстане должен сказаться и приход новых игроков. Так, недавно стало известно о выходе на наш рынок канадской компании Netbundle, которая будет предоставлять в Казахстане услуги беспроводного интернета. Беспроводной доступ выбран не случайно: ведь вся кабельная инфраструктура находится в собственности АО "Казахтелеком", и реальной альтернативой могут стать только беспроводные технологии. Netbundle готова поставить все необходимое оборудование и инвестировать в проект в общей сложности около $500 млн. Компания планирует начать работу с тарифного плана, эквивалентного $20. По мнению президента Netbundle Артура Терпла, это будет приемлемым для каждого жителя Казахстана. Возможно, что данный проект послужит толчком и для отечественных компаний.

В заключение хочу привести официальную статистику, касающуюся сферы телекоммуникаций. Всего казахстанскими предприятиями связи в 1 полугодии 2007 года было оказано услуг на сумму 190,4 млрд тенге (на 32,7% больше, чем за тот же период 2006 года). В том числе населению – в объеме 77,2 млрд тенге (на 31,8% больше, чем за январь–июль прошлого года).

В структуре доходов от услуг связи на мобильную связь пришлось 50,8% (в январе–июле 2006 года – 48%), междугородную телефонную стационарную – 16% (17,8% соответственно), местную – 6,9% (6,9%), интернет – 5,8% (5,1%), радиосвязь, радиовещание, телевидение – 3,3% (3%), почтовую и курьерскую связь – 3,1% (3,3%).

Как видим, доля интернет-услуг пусть незначительно, но все же растет. Для того чтобы добиться более внушительных показателей, нужна дальнейшая компьютеризация и информатизация нашего общества, более активное продвижение услуг интернет-доступа и, как ни крути, качественный контент, который бы стимулировал к использованию возможностей, предоставляемых Казнетом.

Источник: MediaNet