Internews Kazakhstan

Интернет в Казахстане. При всем богатстве выбора…

Cоздан:   ср, 12/11/2008 - 14:11
Категория:
Тэги:

В последние месяцы в Казахстане наблюдается значительный рост интереса к теме интернета. Проводятся различные исследования, снимаются передачи, организуются конференции и круглые столы. Интернет-рынок активно развивается, но пока все еще находится в начале своего пути. Основные вопросы, над которыми сейчас все бьются: как нам обустроить Казнет? как его развивать? как сделать отечественные сайты более посещаемыми? как увеличить уровень проникновения интернета в массы? Конечно, вопросы эти больше риторические, тем не менее давайте попробуем на них ответить.

Зерна от плевел

По мнению Аскара Есеркегенова, главного коммерческого директора АО "Казахтелеком", сегодня существует ряд основных причин, препятствующих широкому распространению интернета в Казахстане. Это невыразительный местный интернет-контент, отсутствие конкурентного хостинга, высокая стоимость регистрации доменных имен, слабое развитие системы электронных интернет-платежей.

Впрочем, наиболее серьезным и действительно оказывающим влияние на ситуацию видится лишь первый пункт (помимо тарифов на интернет-доступ, о которых представитель "Казахтелекома" почему-то не упомянул). Остальное – это скорее популистские заявления, поскольку реальное влияние этих факторов на интернетизацию близко к нулю.

Как отметил г-н Есеркегенов во время своего выступления на конференции "Интернет. Альтернатива 2008", большинство пользователей сети интернет в Казахстане используют российские и иностранные ресурсы, что создает их отток из Казнета. По его словам, в связи с этим казахстанские компании вынуждены выплачивать иностранным провайдерам значительные суммы за внешний трафик. Сравнивая российский рынок услуг доступа к сети интернет с казахстанским, можно выделить одно ключевое отличие – это развитый локальный контент, за который операторы в России не платят и, следовательно, этих затрат в себестоимости российских услуг попросту нет. Поэтому АО "Казахтелеком" ставит перед собой задачу улучшить контент Казнета и создать привлекательные условия для развития отечественных ресурсов. Пока же, по данным г-на Есеркегенова, около 80% трафика уходит за пределы Казахстана, и только 20% остается внутри страны.

Контент, конечно же, развивать надо, и к этому вопросу мы еще вернемся. Тем не менее такая постановка проблемы, когда все якобы упирается только в некачественный местный контент, тоже не совсем правильна. Представляется, что первоочередная задача – это все же приобщить людей к интернету в принципе. А уже потом, когда доля пользователей будет значительной, включатся и бизнес-механизмы. Начнется борьба за трафик, будет появляться адекватное растущему спросу контент-предложение. Сейчас же, если провести аналогию с телевидением, разговоры идут о том, чтобы делать качественные местные передачи в условиях, когда большинство населения телевизор вообще не смотрит. А у многих и "телевизора" (читай "компьютера") до сих пор нет.

С другой стороны, пускать процесс на самотек и ждать, когда люди придут в интернет сами, безусловно, нельзя. Это как раз тот случай, когда спрос надо активно формировать, предлагая удобные и интересные сервисы. Ведь насильно (как предлагают некоторые наши "деятели") людей в интернет все же не затащишь.

Хронический диагноз

Вообще, если шире взглянуть на вопрос отечественного контента, то мы поймем, что ситуация с интернетом далеко не уникальна. То же самое можно наблюдать и с печатными СМИ, и с телевидением. Большая часть трафика этих каналов коммуникации также приходится на зарубежные информационные продукты. И это неудивительно, поскольку они более конкурентны, более профессиональны. Почему? Потому что изначально рассчитаны на совершенно другую аудиторию, другой масштаб, в десятки раз превосходящий наши реалии. Соответственно, более высокие бюджеты на производство и более жесткие требования к конечному продукту.

Именно поэтому главным конкурентным преимуществом отечественного контента должна стать местная привязка. Не нужно копировать раскрученные проекты, рассчитанные на массовую аудиторию, типа "Одноклассники". Пользователям из Казахстана вполне уютно на существующих проектах. Не нужно изобретать местных "яндексов" – задачи поиска отлично решаются уже доступными поисковиками. Нужны сервисы, имеющие прикладное значение именно для казахстанцев, помогающие решать какие-то конкретные проблемы.

Достаточно посмотреть на лидеров рейтинга CountZero. Это сайты газет "Колеса" и "Крыша" (облегчающие процессы покупки-продажи автомобилей и недвижимости), доступная в любое время афиша кинотеатров Kino.kz и конференция "Центр тяжести", ставшая уже своеобразной базой знаний в самых разных аспектах жизни казахстанцев. Это сайты по трудоустройству, другие различные справочные ресурсы, новостные порталы и т. д. Все они позволяют своим посетителям решать определенные задачи с минимальными временными затратами. При этом все они являются образцами удобных сервисов. И когда человек в полной мере осознает все удобства и возможности, которые открывает перед ним интернет, вопрос его проникновения в массы будет решаться естественным путем.

Широкополосный прорыв

Конечно, не стоит забывать и о доступности интернета в финансовом плане. Именно высокие тарифы долгое время являлись серьезным сдерживающим фактором для распространения в Казахстане всемирной паутины. Это подтверждает и лавинообразный рост количества абонентов услуги широкополосного доступа Megaline, предоставляемой по технологии ADSL компанией "Казахтелеком", после поэтапного снижения ее стоимости и довольно агрессивного продвижения на рынке. Так, на конец первого полугодия 2008 года количество пользователей интернет-услугами в сети АО "Казахтелеком" составило 847 426 человек, включая 456 260 абонентов широкополосного доступа. Для сравнения: в середине 2007 года у компании было лишь 57 858 пользователей высокоскоростного интернета. Таким образом, всего за год база ADSL-абонентов выросла почти в 8 раз!

Такого взрывного роста рынка даже в самых смелых прогнозах не ожидал никто. Например, согласно оценкам международного аналитического агентства iKS-Consulting, количество абонентов широкополосного доступа в Казахстане должно было превысить цифру в 480 тысяч лишь в 2010 году. Очевидно, что этот рубеж только за счет абонентов "Казахтелекома" будет преодолен уже в самое ближайшее время. А ведь на рынке работает еще несколько крупных интернет-провайдеров.

И все же этот неудавшийся прогноз не умаляет интереса к исследованию iKS-Consulting "Рынок услуг интернет-доступа в Казахстане 2007–2010: текущее состояние и перспективы развития". Так, по оценкам агентства, в 2007 году емкость рынка услуг доступа в интернет в нашей стране приблизилась к $175 млн, из которых более $140 млн (80,2%) составили доходы от услуг выделенного интернет-доступа, которые являются драйвером роста всего рынка. В I квартале 2008 года доходы от предоставления услуг интернет-доступа в Казахстане составили 7415,2 млн тенге. При этом 80,6% всех доходов (5976,65 млн тенге) было сгенерировано абонентами широкополосного и 19,4% (1438,55 млн тенге) – коммутируемого доступа. Количественные оценки рынка выглядят следующим образом: на конец I квартала 2008 года к сети широкополосного интернет-доступа были подключены 29,7 тыс. предприятий и 148 тыс. домохозяйств Казахстана.

Как указывается в отчете iKS-Consulting, 2006–2007 годы стали периодом первоначального насыщения рынка. К этому времени высокодоходный, но незначительный по объему сегмент крупных и средних предприятий оказался практически полностью охвачен широкополосным интернет-доступом. Это означает, что новые возможности роста рынка следует искать в сегменте частных потребителей и предприятий малого бизнеса. Для сохранения существующей динамики роста абонентской базы интернет-провайдерам необходимо активно продвигать массовые предложения, характеризующиеся прежде всего привлекательной ценовой составляющей. Что, собственно, и делает "Казахтелеком".

В то же время не нужно забывать, что рост абонентов широкополосного доступа происходит не только за счет подключения новых пользователей, но и во многом за счет их перехода с доступа коммутируемого. Поэтому увеличение общей численности интернет-пользователей идет более скромными темпами. Зато заметно растет их качество: ведь абоненты широкополосного доступа гораздо более активны и проводят в интернете больше времени.

Абсолютное лидерство "Казахтелекома" на рынке интернет-услуг подтверждают и исследования компании TNS Gallup Media Asia (данные получены от респондентов, проживающих в городах Казахстана с населением более 200 тыс. человек, использовавших услуги интернета за 6 месяцев, по состоянию на сентябрь 2007 года). Согласно его результатам (см. график) "Казахтелеком" имеет большой отрыв от других провайдеров по таким ключевым показателям, как знание провайдера (88% опрошенных), использование его услуг (67%) и намерение воспользоваться ими в будущем (40,7%). При этом среди всех услуг самого "Казахтелекома" именно Megaline занимает лидирующие позиции по уровню знания и использования.

Беспроводные конкуренты на старте

В качестве основной альтернативы проводному широкополосному доступу к сети интернет можно рассматривать беспроводной доступ. К тому же он позволяет обойти проводную инфраструктуру, принадлежащую преимущественно "Казахтелекому". И хотя количество Wi-Fi-точек постоянно растет, появляются Wi-Max проекты, основная надежда все же возлагается на технологию 3G (стандарт сотовой связи GSM-1800). Это связано с высоким уровнем проникновения мобильной связи (в нашей стране он уже близок к 100%) и широким распространением абонентских устройств (практически любой современный сотовый телефон поддерживает стандарт GSM-1800). Таким образом, все, что потребуется от абонента, это просто подключить услугу скоростного интернет-доступа. Главное, чтобы тариф его устраивал. Долгое время дело оставалось за "малым" – получить лицензию. Тендер на частоты GSM-1800 откладывался несколько лет, хотя сотовые операторы уже неоднократно заявляли о своей готовности к развертыванию сетей третьего поколения.

И вот, наконец, столь долгожданное событие произошло! Правда, частоты было решено распределить между действующими операторами без тендера. В ответ на официальный запрос сайта Cnews.kz представитель Агентства РК по информатизации и связи Айнагуль Жунубаева заявила: "Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан (протокол заседания от 28 мая 2008 года №17-37/И-321) в отношении вопроса распределения радиочастот в диапазоне 1800 МГц принято решение поручить Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи до 1 сентября 2008 года распределить частоты по 5 МГц (прием/передача) между действующими операторами сотовой связи стандарта GSM в Республике Казахстан в диапазоне 1710-1730.2 МГц, 1805-1825.2 МГц с внесением разовой платы в размере 2 500 000 000 тенге и с дополнительными лицензионными обязательствами. На основании вышеизложенного, конкурс по распределению частот не проводился".

Текущий уровень насыщенности отечественного сотового рынка предполагает развитие операторов уже не столько за счет наращивания абонентской базы, сколько путем улучшения качества связи и развития сервисов. Поэтому его игроки не раз выражали готовность пойти на любые условия госрегулятора. Эти условия приняли вид 2,5 млрд тенге ($20,83 млн) в качестве платы за предоставление лицензии. Правда, как сообщает Cnews.kz, АИС РК не смог уточнить, является ли это совокупной стоимостью пакетов либо стоимостью каждого из трех лотов в отдельности. Для сравнения: в 2007 году при проведении конкурса на GSM-1800 в России лицензионный сбор в каждом из 100 лотов составлял 45 тыс. рублей, или около $180 тыс. за весь пакет лотов.

Первой о получении официального разрешения на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM-1800 на территории Республики Казахстан заявила компания "Кар-Тел" (торговая марка Beeline). Другие операторы о покупке лицензии пока не сообщали.

Таким образом, уже в ближайшее время от сотовых операторов стоит ждать интересных предложений по подключению к интернету. А учитывая высокую узнаваемость и лояльность абонентов, у "сотовиков" есть все шансы "отхватить" заметный сегмент на интернет-рынке.

Александр Васильев, главный редактор сайта PROFIT

Источник: CentrAsia