Internews Kazakhstan

«Живой журнал» — это какая-то вторая Россия». SUP презентовал книгу об истории ЖЖ

Cоздан:   ср, 19/05/2010 - 09:05
Категория:
Тэги:

Презентация книги Андрея Подшибякина «По живому. 1999—2009: LiveJournal в России» стала прекрасным поводом для ЖЖ-пользователей и руководителей компании SUP встретиться и поговорить. Есть ли у компании доступ к паролям, что делать с авторскими правами и воровством контента, как работает рейтинг и что нового ожидает пользователей «Живого журнала»?

По данным, приведённым руководителем проекта LiveJournal Russia Борисом Овчинниковым, Россия сегодня занимает второе место среди всех стран по числу пользователей ЖЖ — 1,5 млн, русскоязычных блогов в мире — в два раза больше. Зато по количеству читателей Россия занимает первое место — 10 млн посетителей в марте 2010-го, в то время как в США всего лишь 8 млн.

Однако если в США дневник в «Живом журнале» ведут, в основном, ради общения с друзьями, то в России ЖЖ стал более универсальным инструментом. Именно об этом и написал в своей книге Андрей Подшибякин «По живому. 1999—2009: LiveJournal в России», на презентацию которой собрались ЖЖ-юзеры и руководители управляющей компании SUP.

О своём видении «Живого журнала» рассказал и заглянувший ненадолго на встречу тележурналист и ЖЖ-пользователь Леонид Парфёнов:

— Я не вполне ЖЖ-юзер. Дневник завёл с прагматичной целью формировать тома «Намедни». ЖЖ как СМИ я не очень хорошо чувствую, отравлен другими форматами. Не понимаю, как можно ЖЖ-жить в ежедневном формате. Но даже при ограниченном использовании смог кое-что прочувствовать. В России ЖЖ так популярен, потому что бесконечно огромная коммуникация страны, массовое одиночество и большое количество оригиналов. Нет такого увлечения, на которое не существовало бы ЖЖ-сообщества. У нас нет реальных клубов, нет этой американской или английской страсти. Невозможно представить, чтобы, предположим, любители советских автомобилей 1935—1955 годов выпуска арендовали помещение раз в три недели и собирались обсудить своё увлечение. А вот в ЖЖ это есть.

Когда ЖЖ стартовал, не было ощущения, что именно так всё будет. Казалось, что людям делать нечего, что это какие-то графоманы, девичьи альбомы. А потом оказалось, что это страшно нужно. Почти всем. Это какая-то вторая Россия или, как пишут в художественных проектах, «Россия-2».

ЖЖ —  это, по сути, единственное место, где есть пресловутое и обычно пишущееся в кавычках «гражданское общество в России». Вот там действительно видно, что человек уважает себя как индивидуальность, ищет себе подобных и готов отстаивать права.

Действительно, последние годы «Живой журнал» стал площадкой как для политических выступлений, так и для крика о помощи, когда только благодаря общественному вмешательству и широкому обсуждению можно остановить чиновничий беспредел или не дать затихнуть скандальному событию. Пример тому — ДТП на Ленинском проспекте или ситуации на шахте «Распадская».

Именно общественный и политический окрас ЖЖ в России заставил русскоязычных пользователей с недоверием отнестись к компании SUP, поначалу взявшей на себя руководство кириллическим сектором, а потом и всей платформой. Пользователи боялись, что компания передаст пароли и адреса правоохранительным органам или закроет неугодные кому-то дневники.

На этот вопрос генеральный директор SUP по России и СНГ Аннелис ван ден Бельт отвечает довольно лаконично: «У компании прозрачная позиция. ЖЖ — американский сайт, сервера находятся в США. Закрыть дневник или удалить запись можно, только если пользователь нарушил правила ЖЖ. Никто из правоохранительных органов к нам никогда не обращался, не оказывал давления. Все вопросы решает Конфликтная комиссия».

Однако в 2007 году ЖЖ-пользователь Савва Терентьев за комментарий в ЖЖ был обвинён в разжигании социальной ненависти к сотрудникам МВД и осуждён на год условно. Это был первый случай, когда за запись или комментарий в интернете последовало уголовное наказание.

«Терентьев не очень позитивно отозвался о милиции, — разъясняет руководитель отдела маркетинга Светлана Иванникова, — тут действовал обычный закон, когда кто-то кого-то оскорбил, и оскорблённый подал в суд. Это не проблема ЖЖ, а проблема всего интернета, когда люди позволяют себе оскорбления в чей-то адрес. Что же касается компании, то у нас нет технической возможности закрыть чей-то дневник. Были прецеденты, когда известные персоны обращались с просьбой закрыть дневники, созданные под их именем. Но мы не имеем права это делать, такая возможность есть только у Конфликтной комиссии, которая находится в США».

Политические страхи — не единственная претензия пользователей к SUP. Коммерциализация платформы, одним из самых спорных решений которой стала попытка отменить бесплатный базовый аккаунт, вызвала много споров среди пользователей и сочувствующих им. Тогда это закончилось мировой забастовкой — самые активные пользователи провели день без записей в ЖЖ.

«Базовый аккаунт восстановили из-за возмущения пользователей, — говорит Аннелис. — Это с точки зрения интернета 10 лет — очень долгий срок. Но с точки зрения бизнеса ЖЖ очень молодая компания. Мы что-то пробуем, что-то изменяем. Прибыль идёт от рекламы, а для рекламы нужен хороший продукт. И наш приоритет брать деньги не с пользователей, а делать хороший продукт. Отмена базового аккаунта была ошибкой, и компания это признала».

«ЖЖ весьма консервативная структура, но она всё равно будет меняться. Такова жизнь, — поддерживает разговор Светлана Иванникова, — и SUP тоже меняется. Когда компания только появилась, была очень негативная реакция, но и это тоже меняется. Многие поняли, что SUP не продаёт пароли, не сдаёт пользователей. Мы всегда отвечаем на все вопросы».

А вопросов у пользователей действительно много. Один из главных — авторские права. Без уникального контента не было бы такого интереса к ЖЖ. Но что делать, если контент воруют? Если для доказательства авторства фотографии, видео или музыки достаточно предъявить исходные материалы, то текстовые произведения ничем не защищены.

«Такая проблема существует, — отвечает Светлана, — но она касается всего интернета в России. У нас нет чёткого закона по этому поводу. Доказать можно только юридически заверенной копией с экрана. Проблема должна решаться на государственном уровне. В других странах она более или менее решена. Кодекс Рунета не имеет никакой юридической силы. Если текст украден в рамках ЖЖ, то нужно обратиться в Конфликтную комиссию, предъявить те же копии, причём не обязательно заверенные. Но система не совершенна. Надеюсь, что в скором времени этот вопрос будет решён».

Параллельно с Livejournal.com существует Livejournal.ru. Сайт был создан SUP, когда компания занималась только кириллическим сектором. Цель — «помочь пользователям извлечь максимум пользы и удовольствия из информационных богатств русскоязычного ЖЖ». А по большому счёту — создать дополнительную контент-площадку, привлекающую рекламодателя.

То, что ЖЖ может быть золотой жилой, понимают все. Извлечь пользу из интернетмании, стать популярным блогером и заработать деньги, не выходя на улицу, — одно из новых проявлений современности. Популярность измеряется рейтингом, поэтому на него работают, и не всегда по-честному. Записи со скрытыми ссылками, роботы, оставляющие в комментариях ссылки, и ещё множество других способов накрутить рейтинг.

До недавнего времени на рейтинг влияло и попадание записи в топ «Яндекса». Однако сервис прикрыли после того, как пользователи стали «поднимать в топ» острые социальные записи. К тому же «Яндекс» был обвинён пользователями в искусственном подкручивании как рейтинга, так и топа.

— У нас честный рейтинг, — говорит руководитель проекта LiveJournal Russia Борис Овчинников, — мы напрямую отталкиваемся от посещаемости.

— Как же честный, если заходишь на «Яндекс», и там в первой десятке одни ЖЖ-пользователи, а у вас другая картина. Например, ЖЖ-пользователь ibigdan в «Яндексе» занимает первое место, а у вас 44-е. Вы вычищаете тех, кто накручивает рейтинг, или какие-то другие механизмы подсчёта?
 — Другие механизмы, — после некоторой паузы отвечает Борис, — мы никого в рейтинге не поднимаем. Единственное вмешательство, которое может быть — исключить некоторый контент.

— Какой, кто это решает?
 — Всегда решает Конфликтная комиссия. Но в отдельных случаях, когда нужна быстрая реакция, это решается редакцией. Например, история с посмертными фотографиями Турчинского, а потом фотожабами. Мы удалили это. Но политического вмешательства у нас нет.

— Есть ли обращения от компаний, чью продукцию критикуют пользователи?
 — Периодически попытки таких обращений есть. Просят оказать содействие. Но мы всех перенаправляем в Конфликтную комиссию, даже если повод действительно адекватный.

— «Топ-Яндекс» перестал существовать, но у вас есть своя подборка интересных сообщений. Как она создаётся?
 — Это исключительно редакторский проект. Ребята смотрят, что есть в популярных рейтингах, на что ссылаются популярные пользователи. Но это лишь подспорье, в основном подбор осуществляется исходя из вкуса редактора.

— Это чувствуется. Видно, что сложился определённый, замкнутый круг из одних и тех же пользователей. Создаётся ощущение, что их специально лоббируют.
 — Отчасти я готов согласиться, хотя убеждён, что сейчас этот список стал гораздо разнообразнее. Мы видим проблему и думаем, как это решить. Но есть и субъективный фактор. Составление выборки самого интересного всегда субъективно. А другому кажется, что он мог бы сделать лучше. Это просто альтернативная лента для тех, кто не хочет замыкаться в рамках своей френд-ленты. И, судя по количеству обратных переходов, это интересно не только редакции.

— На Livejournal.ru была создана статистика, где каждый пользователь мог посмотреть, кто и когда его читал, сколько человек посетило дневник. Передача этой кнопки на Livejournal.com повлияла на посещаемость?
 — Естественно, трафик сократился. Но он перешёл на.com, что не является проблемой. Наоборот, хорошо, что.ru получил чистый трафик.

— Сложно руководить русским проектом? Ведь русские пользователи зачастую негативно относятся к новинкам, да и компанию SUP любят ругать.
 — Конечно, непросто. Это постоянный вызов. Но это российская специфика. Американская часть, кстати, гораздо более требовательная и нервная. К тому же среди них много платных пользователей, а американец, который платит, — это совсем другая культура. Права потребителей в США святы. Даже Facebook сталкивался с некоторыми проблемами.

В конце нашего разговора Борис поделился планами об одной новинке в ЖЖ. Это возможность более гибкого управления юзерпиками. Сейчас по умолчанию стоит только одна картинка, а скоро можно будет закрепить несколько, настроив их под разные задачи. Многие пользователи хотят в своём журнале выступать под одной картинкой, а в тематическом сообществе под другой. Теперь это не нужно будет каждый раз делать вручную, а лишь один раз настроить под задачи.

«В ЖЖ всё и правда так быстро меняется, что может свести с ума, поэтому работа над рукописью напоминала защиту диплома», — говорит автор книги о «Живом журнале» Андрей Подшибякин.

— Могут ли новые социальные сети перебить популярность ЖЖ в России?
 — Нет, это другая история. В социальных сетях человек выступает под своим именем, фотографией, чуть ли не паспортными данными. Там нет пространства для игры, псевдонимов, имитаций и пародий.

Да и гражданская журналистика возможна только в ЖЖ на сегодняшний день. В ЖЖ очень хорошо настроен механизм комментариев, цитирования. Гораздо удобнее вести дискуссии на любые темы.

— Не происходит ли, на ваш взгляд, инфляции понятий? Например, определение «тысячник» сейчас выглядит нелепо — благодаря накрученным рейтингам, да и просто огромному количеству пользователей тысячников очень много.
 — Я другое скажу. Даже те тысячники, у которых 30—50 тысяч читателей и которые входят в первую десятку, в масштабах Twitter и Facebook — маргинальные персонажи. Потому что на Facebook немало пользователей с несколькими миллионами читателей.

Но отвечу на ваш вопрос: не думаю, что происходит инфляция. Наоборот, мнения стали весить больше. Другой вопрос, что последние несколько месяцев ЖЖ превращается в копипаст (копирование). В широком смысле этого слова. Теперь чаще пишут не «своё», а на кого-то ссылаются: «посмотрите, что умное/глупое написали». Наверное, естественная эволюция. Но мне как человеку пишущему и читающему она не очень нравится.

— С расширением ЖЖ стало больше чувствоваться одиночество. Уже лишний раз подумаешь, написать ли «за жизнь», не придёт ли много дурацких комментариев от странных людей.
 — В ЖЖ пришло очень много «посторонних» людей. Раньше эта была тусовка, где все знакомы. И действительно наблюдается некая девальвация старых авторитетов. Многим надоедает вести дневник, начинают писать реже, переходят на другие сервисы или просто забрасывают своё хобби. Но это тоже естественно.

— Коммерциализация ЖЖ имеет смысл?
 — Я вообще не верю в ЖЖ как коммерческий инструмент. Он не создавался как таковой, и всё в нём противоречит этому. Я не верю в профессионального блогера, и что можно только блогом зарабатывать на жизнь. Можно получать нематериальные приятные штуки, например, приглашение в пресс-тур.

— Раньше, чтобы стать популярным, нужно было написать интересный текст. А сейчас этого недостаточно. Какие механизмы популярности в сегодняшнем ЖЖ?
 — Про это есть в книге. Какой-либо единый рецепт популярности отсутствует. Сейчас стараются писать о событийных вещах. Например, блогеры, первыми разместившие фото и тексты о терактах, стали популярными. Но это минутная и дешёвая популярность.

Мне кажется, как и 10 лет назад, надо писать интересно, регулярно и не сильно рваться к славе. Потому что у славы есть свойство: когда к ней стремишься, она обходит стороной.

Источник: Частный корреспондент