Презентация книги Андрея Подшибякина «По живому.
По данным, приведённым руководителем проекта LiveJournal Russia Борисом Овчинниковым, Россия сегодня занимает второе место среди всех стран по числу пользователей ЖЖ 1,5 млн, русскоязычных блогов в мире в два раза больше. Зато по количеству читателей Россия занимает первое место 10 млн посетителей в марте
Однако если в США дневник в «Живом журнале» ведут, в основном, ради общения с друзьями, то в России ЖЖ стал более универсальным инструментом. Именно об этом и написал в своей книге Андрей Подшибякин «По живому.
О своём видении «Живого журнала» рассказал и заглянувший ненадолго на встречу тележурналист
Я не вполне
Когда ЖЖ стартовал, не было ощущения, что именно так всё будет. Казалось, что людям делать нечего, что это
ЖЖ это, по сути, единственное место, где есть пресловутое и обычно пишущееся в кавычках «гражданское общество в России». Вот там действительно видно, что человек уважает себя как индивидуальность, ищет себе подобных и готов отстаивать права.
Действительно, последние годы «Живой журнал» стал площадкой как для политических выступлений, так и для крика о помощи, когда только благодаря общественному вмешательству и широкому обсуждению можно остановить чиновничий беспредел или не дать затихнуть скандальному событию. Пример тому ДТП на Ленинском проспекте или ситуации на шахте «Распадская».
Именно общественный и политический окрас ЖЖ в России заставил русскоязычных пользователей с недоверием отнестись к компании SUP, поначалу взявшей на себя руководство кириллическим сектором, а потом и всей платформой. Пользователи боялись, что компания передаст пароли и адреса правоохранительным органам или закроет неугодные
На этот вопрос генеральный директор SUP по России и СНГ Аннелис ван ден Бельт отвечает довольно лаконично: «У компании прозрачная позиция. ЖЖ американский сайт, сервера находятся в США. Закрыть дневник или удалить запись можно, только если пользователь нарушил правила ЖЖ. Никто из правоохранительных органов к нам никогда не обращался, не оказывал давления. Все вопросы решает Конфликтная комиссия».
Однако в 2007 году
«Терентьев не очень позитивно отозвался о милиции, разъясняет руководитель отдела маркетинга Светлана Иванникова, тут действовал обычный закон, когда
Политические страхи не единственная претензия пользователей к SUP. Коммерциализация платформы, одним из самых спорных решений которой стала попытка отменить бесплатный базовый аккаунт, вызвала много споров среди пользователей и сочувствующих им. Тогда это закончилось мировой забастовкой самые активные пользователи провели день без записей в ЖЖ.
«Базовый аккаунт восстановили
«ЖЖ весьма консервативная структура, но она всё равно будет меняться. Такова жизнь, поддерживает разговор Светлана Иванникова, и SUP тоже меняется. Когда компания только появилась, была очень негативная реакция, но и это тоже меняется. Многие поняли, что SUP не продаёт пароли, не сдаёт пользователей. Мы всегда отвечаем на все вопросы».
А вопросов у пользователей действительно много. Один из главных авторские права. Без уникального контента не было бы такого интереса к ЖЖ. Но что делать, если контент воруют? Если для доказательства авторства фотографии, видео или музыки достаточно предъявить исходные материалы, то текстовые произведения ничем не защищены.
«Такая проблема существует, отвечает Светлана, но она касается всего интернета в России. У нас нет чёткого закона по этому поводу. Доказать можно только юридически заверенной копией с экрана. Проблема должна решаться на государственном уровне. В других странах она более или менее решена. Кодекс Рунета не имеет никакой юридической силы. Если текст украден в рамках ЖЖ, то нужно обратиться в Конфликтную комиссию, предъявить те же копии, причём не обязательно заверенные. Но система не совершенна. Надеюсь, что в скором времени этот вопрос будет решён».
Параллельно с Livejournal.com существует Livejournal.ru. Сайт был создан SUP, когда компания занималась только кириллическим сектором. Цель «помочь пользователям извлечь максимум пользы и удовольствия из информационных богатств русскоязычного ЖЖ». А по большому счёту создать дополнительную контент-площадку, привлекающую рекламодателя.
То, что ЖЖ может быть золотой жилой, понимают все. Извлечь пользу из интернетмании, стать популярным блогером и заработать деньги, не выходя на улицу, одно из новых проявлений современности. Популярность измеряется рейтингом, поэтому на него работают, и не всегда
До недавнего времени на рейтинг влияло и попадание записи в топ «Яндекса». Однако сервис прикрыли после того, как пользователи стали «поднимать в топ» острые социальные записи. К тому же «Яндекс» был обвинён пользователями в искусственном подкручивании как рейтинга, так и топа.
У нас честный рейтинг, говорит руководитель проекта LiveJournal Russia Борис Овчинников, мы напрямую отталкиваемся от посещаемости.
Как же честный, если заходишь на «Яндекс», и там в первой десятке одни
Другие механизмы, после некоторой паузы отвечает Борис, мы никого в рейтинге не поднимаем. Единственное вмешательство, которое может быть исключить некоторый контент.
Какой, кто это решает?
Всегда решает Конфликтная комиссия. Но в отдельных случаях, когда нужна быстрая реакция, это решается редакцией. Например, история с посмертными фотографиями Турчинского, а потом фотожабами. Мы удалили это. Но политического вмешательства у нас нет.
Есть ли обращения от компаний, чью продукцию критикуют пользователи?
Периодически попытки таких обращений есть. Просят оказать содействие. Но мы всех перенаправляем в Конфликтную комиссию, даже если повод действительно адекватный.
«Топ-Яндекс» перестал существовать, но у вас есть своя подборка интересных сообщений. Как она создаётся?
Это исключительно редакторский проект. Ребята смотрят, что есть в популярных рейтингах, на что ссылаются популярные пользователи. Но это лишь подспорье, в основном подбор осуществляется исходя из вкуса редактора.
Это чувствуется. Видно, что сложился определённый, замкнутый круг из одних и тех же пользователей. Создаётся ощущение, что их специально лоббируют.
Отчасти я готов согласиться, хотя убеждён, что сейчас этот список стал гораздо разнообразнее. Мы видим проблему и думаем, как это решить. Но есть и субъективный фактор. Составление выборки самого интересного всегда субъективно. А другому кажется, что он мог бы сделать лучше. Это просто альтернативная лента для тех, кто не хочет замыкаться в рамках своей френд-ленты. И, судя по количеству обратных переходов, это интересно не только редакции.
На Livejournal.ru была создана статистика, где каждый пользователь мог посмотреть, кто и когда его читал, сколько человек посетило дневник. Передача этой кнопки на Livejournal.com повлияла на посещаемость?
Естественно, трафик сократился. Но он перешёл на.com, что не является проблемой. Наоборот, хорошо, что.ru получил чистый трафик.
Сложно руководить русским проектом? Ведь русские пользователи зачастую негативно относятся к новинкам, да и компанию SUP любят ругать.
Конечно, непросто. Это постоянный вызов. Но это российская специфика. Американская часть, кстати, гораздо более требовательная и нервная. К тому же среди них много платных пользователей, а американец, который платит, это совсем другая культура. Права потребителей в США святы. Даже Facebook сталкивался с некоторыми проблемами.
В конце нашего разговора Борис поделился планами об одной новинке в ЖЖ. Это возможность более гибкого управления юзерпиками. Сейчас по умолчанию стоит только одна картинка, а скоро можно будет закрепить несколько, настроив их под разные задачи. Многие пользователи хотят в своём журнале выступать под одной картинкой, а в тематическом сообществе под другой. Теперь это не нужно будет каждый раз делать вручную, а лишь один раз настроить под задачи.
«В ЖЖ всё и правда так быстро меняется, что может свести с ума, поэтому работа над рукописью напоминала защиту диплома», говорит автор книги о «Живом журнале» Андрей Подшибякин.
Могут ли новые социальные сети перебить популярность ЖЖ в России?
Нет, это другая история. В социальных сетях человек выступает под своим именем, фотографией, чуть ли не паспортными данными. Там нет пространства для игры, псевдонимов, имитаций и пародий.
Да и гражданская журналистика возможна только в ЖЖ на сегодняшний день. В ЖЖ очень хорошо настроен механизм комментариев, цитирования. Гораздо удобнее вести дискуссии на любые темы.
Не происходит ли, на ваш взгляд, инфляции понятий? Например, определение «тысячник» сейчас выглядит нелепо благодаря накрученным рейтингам, да и просто огромному количеству пользователей тысячников очень много.
Я другое скажу. Даже те тысячники, у которых
Но отвечу на ваш вопрос: не думаю, что происходит инфляция. Наоборот, мнения стали весить больше. Другой вопрос, что последние несколько месяцев ЖЖ превращается в копипаст (копирование). В широком смысле этого слова. Теперь чаще пишут не «своё»,
С расширением ЖЖ стало больше чувствоваться одиночество. Уже лишний раз подумаешь, написать ли «за жизнь», не придёт ли много дурацких комментариев от странных людей.
В ЖЖ пришло очень много «посторонних» людей. Раньше эта была тусовка, где все знакомы. И действительно наблюдается некая девальвация старых авторитетов. Многим надоедает вести дневник, начинают писать реже, переходят на другие сервисы или просто забрасывают своё хобби. Но это тоже естественно.
Коммерциализация ЖЖ имеет смысл?
Я вообще не верю в ЖЖ как коммерческий инструмент. Он не создавался как таковой, и всё в нём противоречит этому. Я не верю в профессионального блогера, и что можно только блогом зарабатывать на жизнь. Можно получать нематериальные приятные штуки, например, приглашение в пресс-тур.
Раньше, чтобы стать популярным, нужно было написать интересный текст. А сейчас этого недостаточно. Какие механизмы популярности в сегодняшнем ЖЖ?
Про это есть в книге. Какой-либо единый рецепт популярности отсутствует. Сейчас стараются писать о событийных вещах. Например, блогеры, первыми разместившие фото и тексты о терактах, стали популярными. Но это минутная и дешёвая популярность.
Мне кажется, как и 10 лет назад, надо писать интересно, регулярно и не сильно рваться к славе. Потому что у славы есть свойство: когда к ней стремишься, она обходит стороной.
Источник: Частный корреспондент