Казалось бы, позицию осветителя в телеиндустрии нельзя назвать престижной или основополагающей так, рядовой технического отдела. Ан нет, берите выше художник, творческая единица! Грамотный осветитель играет важную роль в создании гармонии единомышленников-профессионалов, которая обеспечивает плодотворную работу всего съемочного коллектива.
Секретами профессии поделился с корреспондентом МедиаПрофи Станиславом Чуруткиным осветитель с многолетним стажем Сергей СИЛЬНИКОВ.
Сергей, свою работу на телевидении Вы начинали с профессии осветителя. Как Вы нашли эту работу?
В далеком 1991 году пришел на Шаболовку, 37. На собеседовании начали
То есть Вы не только в студии, но и на выездах работали?
Да, начинал я с выездов. Было очень много командировок по всей стране, в которые я с нескрываемым удовольствием ездил. Я был молодым парнем, семьи еще не было ничего не держало. Снимали много интервью, делали
Желание совершенствоваться не появляется на ровном месте. Видимо, Вы сразу «загорелись» профессией.
Мне очень повезло с наставниками. Это были настоящие «мамонты» профессионалы своего дела в два раза старше меня. Эйфория, конечно, от всей этой телевизионной атмосферы была просто безумная. Когда приезжало телевидение в любой провинциальный город это было нечто. Встречали с почестями, на машинах, всюду сопровождали, богато накрывали столы. А дело было в самом
Какие задачи ставились перед осветителем?
Задача ставилась такая приезжаешь на объект какой-нибудь, оператор тебе говорит вот
Что за оборудование было у осветителя?
В те времена приборы были, конечно, не то, что сейчас выглядят немаленькими, но весят при этом немного. Тогда осветительное оборудование было и тяжелым, и громоздким. Мы их называли «кипятильниками».
Почему кипятильники?
Да на них можно было воду кипятить запросто! А если зимой работаешь луч снег топит! Мы даже иногда использовали «пятисотку» в качестве обогревателя. Как правило в командировках было плохо с отоплением в гостиницах. Так вот после того, как мы включали эту «пятисотку», можно было раздеваться. Либо часто был еще такой вариант
У Вас было
Нет, не было. Я как бы в армии...у меня так получилось, что я работал на телевидении. Я служил в Германии, в ГДР, и случайно попал на местное телевидение. Мы принимали из России сигнал и потом его уже распределяли по городу. Тогда все было примитивно, пользовались еще кассетами. Я просто помогал, записывал эти вот кассеты с передачами. И потом мы их пускали в эфир. До армии связь для меня было очень далекое дело в космос легче полететь, наверное. Хотя отец у меня связист. Только потом уже в 1992 году я сам пошел обучаться в Театрально-технический колледж. Обучался я три года. Мне посоветовали, подсказали, как можно улучшить профессиональные навыки. Все-таки, одно дело, когда ты обучаешься «боем» на съемочной площадке, и другое, когда тебя обучают заслуженные мастера своего дела в профессиональном образовательном заведении.
После того, как получили профессиональное образование, появилось желание пойти на повышение?
Осветителем на Шаболовке я проработал до 1995 года. Там же потом во время обучения в колледже я плавно перешел в техники подключить и настроить звук, подготовить камеру к съемкам. Мне уже давали пробовать снимать потихоньку. На самом деле, я с первых же дней, как попал на телевидение, интересовался именно камерой и, работая в должности осветителя, живо интересовался и получал навыки работы оператора. Уже в 1992 году меня посылали на съемки в Соловки и как осветителя, и как инженера по камере, и как оператора. Поехал я, корреспондент и администратор. То есть уже тогда, спустя всего около полугода после моего прихода на Шаболовку, я самостоятельно снимал.
Так просто дали малоопытному человеку в руки камеру?
Меня вызвало руководство, и мне сказали: «Сергей, есть
А команда съемочная была большая?
ТЖК (телевизионно-журналистский коллектив прим. ред.) состоял человек из пятнадцати. Но мы работали посменно, а не разом все. Одни сначала давали советы мне. У оператора нашего рот вообще не закрывался он советовал постоянно, что надо делать. Постепенно я начал уже свои видения и представления воплощать в жизнь использовать в своей профессиональной практике. Конечно, очень помогло и мое обучение в колледже.
Ну дали «умные» книжки, где все расставлено по запыленным полочкам... А как же полет мысли?
Так ведь зная основные законы и основываясь на них, ты можешь как-то их комбинировать и обыгрывать свое видение, свою картинку. Это как вождение автомобилем: ты научился основным законам вождения транспортного средства, а уж хочешь ты стать гонщиком или трактористом зависит от твоего желания.
Таким образом, в профессии осветителя место креативу все-таки есть?
Вот пример. Вон елка стоит, видите, и у нее снимается, скажем, человек. Вот мы на него ставим свет, «рисующий», «контравичок». И в принципе, все мы прекрасно в кадре видим. Но обязательно требуется
Например, когда едешь работать с камерой в театр, то выставленный в нем свет для нашей камеры недостаточен. Приходиться просить театрального осветителя свет добавить. Начинаем спорить и ругаться, потому что для их «картинки» всякое изменение подсветки нежелательно. А я пытаюсь им объяснить, что та картинка, которую снимет моя камера, будет совершенно другой, и поэтому коррекция света просто необходима.
С кем приходится чаще сотрудничать осветителю на съемочной площадке?
Естественно, советуешься с оператором. Вместе ищете решение предлагаешь попробовать и так, и эдак. Начинаешь изобретать. Ведь тот же луч его же непросто сделать. Надо, чтобы он был тонкий. Таким образом, необходимо придумать, как это лучше сделать для данной сцены. А стандартными заслонками на осветитель всех проблем не решить.
Значит осветитель больше художник, чем технарь. Так получается?
Верно. И если судить по себе, то технарь больше проявляется при работе с камерой.
Как Вы сказали, на первых порах в качестве осветителя Вам часто приходилось работать вне стен студии. В чем особенность работы осветителя в этих условиях?
Тут надо разделить работу на телевидении и в кино. Если говорить именно про телевидение, то в 99,9 процентов случаев это отсутствие розеток, то есть питания.
А что, штативов не было? Осветительный прибор на вытянутой руке конструкция ненадежная: рука устанет, свет «поплывет»...
Если освещение ставить на неподвижный штатив, то когда человек в кадре перемещается луч «уходит». Поэтому приходиться стоять с прибором в руках и постоянно держать человека «в луче». Так вот. А с киношным светом это абсолютно другая история. Там все серьезнее гораздо. Приезжают большие машины с генераторами электричества, и даже в ясный день ставится нужное освещение.
Вам удалось поработать и в киноиндустрии?
Да. Приходилось и в кино подрабатывать, но уже в качестве оператора. Из известных проектов был задействован в съемках «Нашей Раши». Приглашали снимать «Последний герой».
А как попали на проект? Вас
Когда работаешь на телевидении уже не первый год и делаешь определенные успехи, то об этом становится известно коллегам в индустрии.
Расскажите что-нибудь интересное из жизни рядового осветителя.
В профессиональных телевизионных кругах ходила такая присказка, что, мол, осветитель перепьет грузчика. Многие спивались. Ведь съемочный процесс занимает только
Разве не было руководителя, который бы следил за порядком в команде?
Такого человека, кто бы стоял над всеми, не было. Режиссер ждал в студии. А на выезд отправлялись: корреспондент, редактор, осветитель, инженер по камере и оператор. И частенько команда со съемок приезжала уже веселенькой.
Какова специфика работы осветителя в больших и маленьких студиях?
Собственно, размерами прежде всего и определятся специфика. В небольших студиях физически меньше приборов, так как площадь освещаемой поверхности ограничена. В больших студиях приборов для освещения сцены требуется в десяток раз больше, и их надо обслуживать. Конечно, там не один осветитель работает, а целая бригада, которой руководит главный осветитель. Получается, что статус осветителя маленькой студии, где он «один в поле воин», выше, чем осветителя студии большой.
Сергей, на Шаболовке Вы проработали не один год. Завидное постоянство...
Я поменялся года с 2000. Я тихий всегда был и скромный, может, поэтому и проработал там почти девять лет, и не двигался с места. Хотя меня давно уже приглашали на другие места работы, сулили всяческие бонусы в виде бесплатных путевок и прочие выгоды. После Шаболовки я решил-таки сдвинуться с «насиженных мест»: ушел на «Вести», потом на «Культуру», работал два года на частном канале.
И так пришли на канал
Ну да. На канале
Источник: МедиаПрофи