Фильм «Анатомия протеста», показанный НТВ, вызвал бурную реакцию у пользователей Рунета. Авторы сюжета утверждают, что оппозиция за деньги собирает массовку для участия в протестных митингах. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер обсудил ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.
Как ты думаешь, почему такая бурная реакция, ведь это далеко не первый «разоблачительный» проект НТВ?
Смотри, Андрей, это первый случай, когда разоблачительный, в кавычках и без, проект НТВ касается непосредственно людей, которые участвовали в митингах, о которых этот, с позволения сказать, фильм. Потому что, когда ты видишь фильм про Лужкова, ты понимаешь, что в данном случае это заказной фильм абсолютно, но при этом ты подозреваешь, что, наверное, действительно Лужков, там, нечист на руку.
Когда ты смотришь про Лукашенко заказной фильм, ты тоже понимаешь, что, наверное, к батьке есть претензии, хотя совершенно очевидно, что это «заказуха». Совсем другое дело, когда ты смотришь фильм фактически про самого себя. Действительно, очень много людей из тех, кто посмотрел этот фильм, были на Болотной площади, на Пушкинской, на Новом Арбате, на других митингах, и они знают, как они туда приходили, как приходили туда их друзья, что им за это ничего не платили, и так далее, и тому подобное.
Конечно же, они возмущаются, потому что это про них. Потому что завтра, если именно власть заказала этот фильм, я имею в виду кремлевскую администрацию, сторонники Путина и так далее, а не чисто инициатива это телеканала НТВ, то люди тогда опасаются, что завтра их обвинят в предательстве родины, что в лучшем случае им придется уезжать, или они попадут за решетку. Люди, совершенно естественно, боятся, именно поэтому они так остро восприняли вот эту «заказуху».
А ты как думаешь все-таки, заказуха эта чем объясняется? Все же уже закончилось, зачем сейчас опять эту тему поднимать?
Андрей, я не хочу сейчас делать прогнозов и нагнетать страсти типа: «Власть завтра устроит репрессии, поэтому она готовит общественное сознание к репрессиям». Такая версия есть. Здесь, что называется, поживем-увидим. Меня больше интересует, что мы каждый раз можем сделать, чтобы этого не произошло, я имею в виду этих репрессий, и для того, чтобы поток такой «заказухи», пока о потоке еще говорить рано, но тем не менее, чтобы потока не произошло. Мне очень интересно, как себя сейчас поведет Союз журналистов, Медиасоюз...
Я тебя про это и хочу спросить, потому что холдинг «Эксперт» официально заявил, что он прекращает какое бы то ни было общение, даже не сотрудничество, а общение с телекомпанией НТВ.
Нет, безусловно, Фадеев, будучи нормальным, внятным человеком, журналистом, насколько я его знаю, конечно же, подставился, волей-неволей, в этом фильме поучаствовав. Я думаю, что он, мягко говоря, не ожидал именно, что будут использованы его синхроны таким образом. Здесь есть абсолютно профессиональный аспект. Этот профессиональный аспект заключается в том, что это никакой не фильм. Ты, как человек, который работал на НТВ, настоящем, в лучшие времена, прекрасно, наверное, понимаешь.
Это абсолютная агитка, это пропагандистская история. Я, кстати, когда в свое время в МГИМО учился, у нас же одно время отделение называлось отделением информационно-пропагандистской работы, а потом вернули понятие «журналистика». Это еще были советские времена. Я, как можно сказать, специалист по информационно-пропагандистской работе, совершенно ответственно заявляю, что это никакая не журналистика, типичная пропагандистская история.
Здесь нет принципа представления двух мнений, не дается слово представителям оппозиции вообще. Там не дается слово независимым политологам абсолютно. То есть там абсолютно однобоко подаются абсолютно одни и те же вещи. Даже в самом начале фильма. На месте нормальных людей, я бы, скажем так, выключил это «произведение искусства».
Это я понял.
Нет. Там в отношении Козлова сразу произносится фраза, что «Романова защищает родного человечка». Вот это слово «человечка» в отношении Козлова сразу выдает всю природу этой темы.
Ты начал говорить про то, как будет действовать Союз журналистов. Я тебе привел дополнительный пример с экспертом. Мысль закончи свою.
Я считаю, что Союз журналистов в данном случае, по крайней мере, я как член Союза журналистов и как секретарь Союза журналистов в прошлом, говорю, что я считаю, Союз журналистов должен исключить из своих рядов тех людей, кто стояли за созданием этой агитки. Например, весь состав дирекции правового вещания НТВ.
Кстати, в конце этого фильма нет титров. Там есть единственное, что НТВ это дирекция правого вещания. Так не секрет, кто в этой дирекции работает, я думаю, что Союз журналистов знает, кто из членов этой дирекции является членом совета журналистов. Всех их, включая руководство НТВ, надо исключить из Союза журналистов. Это абсолютно очевидно. Потому что это не журналистика. И кстати, тут много таких веселых аспектов. Господин Кулистиков, например. Я его знаю лично. Он меня тоже знает.
Он работал, соответственно, на радиостанции «Свобода». Несколько лет работал на руководящей должности. Вот почему он тогда не выступит не расскажет, получал ли он деньги госдепартамента США за свою работу или нет. Ведь они же теперь знают, что все оппозиционные радиостанции, и в первую очередь та же самая «Свобода» голос госдепа. Пусть Владимир Владимирович Путин тогда расскажет в эфире.
Он уже рассказал.
Нет. В эфире НТВ, что соответственно он делал и от кого получал деньги, когда работал помощником мэра Петербурга по международным вопросам. Я сейчас, упаси господи, не обвиняю Путина или Кулистикова, я просто говорю о том, что каждый человек может задать такие вопросы. И можно сделать точно такую же агитку с использованием именно этих «аргументов».
Что раз там этот работал помощником мэра Петербурга по международным вопросам, значит, он сотрудничал с международными зарубежными спецслужбами. Если Кулистиков работал на радио «Свобода», значит, получал деньги из Госдепа. Понимаете? Такую логику тоже очень легко применить. Поэтому, конечно, нормальные люди в эту историю не верят, не поверят. Давайте думать о жителях нашей страны нормально.
Источник: КоммерсантЪ