Трудно переоценить значение телевидения в нашей жизни, считает профессор, доктор юридических наук Марат Башимов,- это, действительно, наше окно в мир, в котором есть и свежие новости, и развлекательные программы, и самые интересные фильмы на любую тему. Сегодня казахстанцы имеют доступ к десяткам телеканалов, на которых каждый может найти себе зрелище на свой вкус. Потому и принятый недавно Закон «О телерадиовещании» не остался незамеченным широкой общественностью.
Но в последнее время наши правозащитники, среди которых и всем известная Тамара Калеева, начали бить тревогу. Оказывается, они нашли в Законе «О телерадиовещании» такие нормы, которые, на их взгляд, могут серьезно ограничить наше право на получение информации. То есть закон, по мнению правозащитников, направлен против нашей свободы щелкать пультом и смотреть то, что нам нравится.
Что же обеспокоило защитников наших прав и свобод? Ну,
А ведь на самом деле требование о сертификации «спутниковых тарелок», заложенное Министерством связи в Закон «О телерадиовещании», продиктовано стремлением оградить потребителя от некачественной продукции, которая нередко встречается на нашем рынке. Ведь известно, что телевизоры некоторых производителей могут загораться и даже взрываться. Спутниковые антенны также могут быть опасны приставки к ним, кроме того, что могут загореться, как любой электроприбор, подключенный к бытовой электросети, могут создавать высокочастотное электромагнитное излучение, вредное для здоровья людей и для электронной техники. И вообще, во всех государствах, заботящихся о своих гражданах, есть законодательные требования к качеству продукции, поступающей на рынок. И никакие правозащитники не возражают против этого. Например, в Японии действует закон об электротехнических товарах бытового назначения, в соответствии с которым такие товары, при ввозе в страну, должны проходить сертификацию. Аналогичные требования действуют во Франции и многих других странах. В Германии потребители получают права на прием спутниковых программ, только если приобретают сертифицированное приемное устройство.
Есть еще одно требование нового Закона, вызвавшее недовольство неправительственных организаций, касается соблюдения требований градостроительства и архитектуры, устанавливаемые местными представительными и исполнительными органами. Действительно, эта норма, при большом желании, конечно, может быть рассмотрена как ограничительная установка «спутниковой тарелки» должна проводиться в соответствии с требованиями, которые будут предъявляться местными представительными органами. Эта норма направлена на защиту архитектурного облика населенных пунктов и связана с эстетическими соображениями. Но и в этом нет ничего чрезвычайного такие ограничения действуют во всех развитых странах. Например, в той же Великобритании установка индивидуальных антенн на стенах и крышах домов жестко регламентируется местными властями. Ограничения касаются размеров и числа антенн, устанавливаемых на одном здании. В соответствующих правилах, действующих в этой стране, так и говорится: «Ваш поставщик или установщик должны дать Вам совет относительно того, как получить разрешение на планировочные работы и установить антенну в особом месте. Вы должны связаться с отделом планирования в местном уполномоченном органе, который дает разрешения на планировочные работы». Как видим, требования вполне конкретные, и даже более жесткие, чем казахстанские ведь у нас не требуется получать разрешение, нужно только соблюдать установленные правила.
В Швейцарии, по Закону «О радио и телевидении», местная администрация может просто запретить установку антенны. Для защиты ландшафта, памятников и исторических мер, а также, если в этой местности достаточно развито кабельное и эфирное телевидение.
В Дании разрешение на установку индивидуальных антенн предоставляется государственной телевизионной инспекцией.
В США также существуют ограничения на установку приемных антенн в некоторых местностях, связанные с эстетическими соображениями.
В России, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, радио- и телевизионные антенны нельзя устанавливать без утвержденных проектов. То есть, опять же, необходимо получить разрешение.
В сущности, требования к установке «спутниковых тарелок», ничем не страшнее тех, которые предъявляются к вывескам, кондиционерам и другому оборудованию, способному нарушить архитектурные формы зданий, изменить вид ландшафта. Но удивительное дело, по поводу вывесок и кондиционеров правозащитники не поднимают шума. В случае с антеннами все наоборот: это ведь связано с информацией, с доступом к ней, а эти вопросы касаются основополагающих прав человека. Вот и получается, что некоторые правозащитники в Казахстане пытаются привлечь к себе внимание, спекулируя на такой животрепещущей теме. И при этом, без всяких оснований, даже не потрудившись узнать, как обстоят дела в демократической Европе, обвиняют власти в стремлении контролировать и ограничивать свободный доступ к телевидению и радиовещанию. И привлекли к себе на помощь даже саму Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которой состоят членами те самые государства, о законодательстве которых говорилось выше.
Полностью оценить актуальность и взвешенность норм нового закона мы сможем только после вступления его в силу. Тогда мы узнаем, насколько, в реальности, этот закон окажется полезным для дальнейшего развития сферы телерадиовещания в нашей стране. Но и сейчас любой здравомыслящий, непредвзятый человек может сказать, что разработчики закона вовсе не изобрели велосипед требования, устанавливаемые новым законом, давно действуют в самых развитых странах мира.
Источник: Казинформ