Internews Kazakhstan

Вслед за Геннадием Бендицким на этой неделе из газеты «Время» ушел и Сапа Мекебаев, автор знаменитой «Азиопии»

Cоздан:   пн, 27/08/2012 - 06:55
Категория:
Тэги:

Вслед за Геннадием Бендицким на этой неделе из газеты «Время» ушел и Сапа Мекебаев, автор знаменитой «Азиопии», единственный дважды лауреат звания «Алтын Адам» как лучший журналист года в Казахстане. Почему популярное издание теряет свои лучшие кадры? Об этом с Сапой Джамбуловичем беседует Вадим Борейко.

- Сапа, слышал, ты тоже подал заявление по собственному желанию об уходе из газеты "Время"?

- Это правда.

- Причиной этого решения был уход Бендицкого и предшествовавшая этому ситуация (см. «Время» выступило на стороне контрабандистов» на портале «Республика»)?

- Уход Гены и то, как повело себя руководство редакции в этой ситуации, лишь утвердили меня во мнении, что далее тянуть нельзя. А само решение об уходе я принял еще в начале мая, когда собственники поменяли главного редактора - Марата Асипова на Таракова. Сам понимаешь, что в газете, которую основал Мельцер и в которой мы с тобой работали с первого дня, неприлично терпеть, когда с твоим мнением не считаются. Кроме того, мы с тобой знаем, что после ухода Максимыча (Игоря Мельцера. – В.Б.) Марат делал все, чтобы сохранить достоинство газеты. С приходом Таракова надежд на это больше не оставалось.

- Я знаю, что у тебя душа не лежала к работе при новом руководстве: об этом говорили и твои редкие публикации в последние месяцы. Может, не стоило доводить дело до скандала, как в случае с Геной, и уйти раньше? Или это было понятное нежелание ухода "в пространство"?

- И это тоже. Но о том, что я ухожу, новому редактору было известно с первого дня его работы. Сразу хочу сказать, что против нового редактора Таракова лично ничего не имею. Леву знаю давно. Он хороший парень. Дело в целях, которые преследовались при его назначении. Была и другая причина, о которой мы все долго говорили, и я обсуждал ее с Маратом: а вдруг это очередной "эксперимент", который закончится пшиком? Помнишь ведь историю, как в 2006 году так же "снимали" Мельцера и назначали редактором Бигельдина Габдуллина. Он тогда успел выпустить аж два номера газеты: в первом объяснял, почему пришел, а во втором - почему уходит. Такие мысли (теперь понятно - наивные) были и на этот раз.

- Ты говоришь, что надежд на сохранение достоинства газеты при Таракове не осталось. В чем ты это наблюдаешь, кроме разворота редакции в диаметрально противоположную сторону по хоргосскому скандалу?

- После этого тихого переворота было много разговоров про то, что курс газеты не поменяется. Причем в этом проявляли большое усердие не столько даже сам Тараков, сколько некоторые редакционные старожилы, легко поменявшие свои взгляды. Как давно и глубоко они, оказывается, прятали свои истинные убеждения, мучаясь под гнетом демократических порядков в редакции. Я наблюдал такую картинку: захожу в кабинет, где обсуждается очередной номер ежедневки - а там они из полосы дайджеста (!) снимают какую-то заметку про Лукашенко под тем геополитическим предлогом, что как раз в эти дни с визитом в Белоруссии находится наш президент: мол, не навредить бы дружественным отношениям наших братских стран. Ну и, кроме того, невооруженным глазом видно, как вообще стерилизуются материалы, идущие в "толстушку". Зато появились статьи и заметки, несущие "заряд социального оптимизма".

- Ну ясно. А мне, например, активно не хватало и не хватает в газете материалов с судов в Актау по жанаозенским событиям. Видимо, неактуально. Ладно, что мы будем обсуждать чужую редакционную политику? Вот еще о чем хочу тебя спросить. В прошлом году из "Времени" ушли мы с Мельцером. В этом, по разным причинам, Асипов, Бендицкий и ты - люди, бывшие, так сказать, "иконами стиля" газеты. Но ведь остались "Алтын Адамы" - Хельча Исмаилова, Тулеген Байтукенов, Виктор Верк. За последний год с лишним в редакцию вернулись Ирина Баженова, хорошие журналисты еще каравановского призыва Феликс Габитов и Рашид Гарипов. В полном составе сохранился боевой личный состав ежедневки. Как считаешь, у нынешнего коллектива есть запас прочности, чтобы удержать лидерство на медиарынке и не повторить печальную судьбу "Каравана", который команда Мельцера вынужденно покинула в 1999 году?

- Хельче и Тулегену предстоит самим решать, что им делать дальше. В любом случае - никому не желаю зла. Всем успехов и благополучия в этой жизни. А что станется с газетой "Время" - поживем, увидим. Ты же понимаешь, что при определенном раскладе событий в стране и она может стать флагманом деморатической прессы.

- В представлении очень многих читателей твоя "Азиопия" прежде всего ассоциировалась с "Временем", а "Время", в свою очередь, - с "Азиопией". Я и сам поражался твоей верности одному проекту на протяжении 12 с лишним лет. Как-то один наш общий знакомый объяснил ее так: для казаха его джайляу - это его космос, больше ему ничего в этой жизни не надо. И таким "джайляу", говорил он, для Мекебаева является "Азиопия". Ты сам-то представляешь себя в других "декорациях"?

- Вопреки разговорам не все джайляу в стране приватизированы. Буду искать другую поляну. Конечно, трудно. А кому сейчас легко?

- Ходят слухи, что ты вместе с Бендицким и Асиповым готовите новый телепроект. Готов их прокомментировать?

- Готовим. Какой именно - надеюсь, скоро многие увидят.

- Удачи тебе, Джамбулыч, на новых поприщах.

Беседовал Вадим БОРЕЙКО
Источник: http://www.facebook.com/vadim.boreiko

314904_219355661525298_323485745_n.jpg