Леонид Парфёнов не покинул НТВ вместе со многими коллегами, недовольными переходом прав собственности на канал от Владимира Гусинского к «Газпрому». И именно работа вместе с приглашенным «Газпромом» гендиректором Борисом Йорданом принесла Парфёнову славу суперзвезды общественно политического телевидения его передача «Намедни» была чемпионом рейтингов.
Тем громче было скандальное расставание с каналом Парфёнов уволился
Через полгода после ухода с НТВ Парфенов сделал неожиданный и рискованный шаг: стал главным редактором еженедельника «Русский Newsweek». В журнале он работал три года, сделав его лидером общественно-политических СМИ. А затем ушел, чтобы заняться собственными проектами.
В интервью Slon.ru Парфёнов рассказал, как ушел с ТВ, какие журналисты профессиональнее пишущие или снимающие, и кто звонил на телеканалы, чтобы не допустить его возвращения на телевидение.
Вам предложили возглавить Newsweek. Как вы это восприняли?
Мне было интересно, я подумал: «Что же я могу сделать такого, что люди, сегодня выпускающие журнал, не делают, не могут, не чувствуют, не понимают...» Мне показалось, что я могу
Акционеры требовали от вас
Нет, про бизнес-показатели не говорилось специально. За бизнес-показатели больше ответственен генеральный директор. В конце концов, я не запускал журнал. Поэтому оценки, нужен ли он на рынке, делались раньше.
С американцами я больше общался (больше, чем с немецкими акционерами из Axel Springer Slon.ru), потому что в той эмоциональности, драйвовости, в том ощущении молодом, которое, как мне кажется, излучал «Русский Newsweek», был контраст с американским. Американский все-таки на гораздо более взрослого, серьезного и немодного человека (в самом широком смысле этого слова) рассчитан, нежели на потенциального читателя такого журнала у нас.
Конечно, возраст наших читателей в районе 25 35, а «у них» 35 55, скорее. И у нас просто все совсем другое. Об этом мы с ними много говорили, но они почти всегда с пониманием относились к тому, что Россия страна более рискованная, более молодая (применительно к читательской аудитории), более ершистая.
Там были моменты, которые смущали, но про все удавалось договориться. Это было интересно делать.
Общественно-политическая журналистика ведь вообще не очень востребована в России, а еще более принципиальная проблема в том, что советская традиция чтения периодики ушла, а никакой новой цивилизационной привычки за это время не возникло.
Вы были читателем журнала «Итоги», который прежде с Newsweek выходил?
Да, конечно. Мы были коллегами, это же было в одном холдинге, в «Медиа-Мосте». И я знал про «Итоги» еще до запуска. До выхода первого номера, помню, мы шли по бульвару с [будущим главным редактором журнала Сергеем] Пархоменко, который мне рассказывал, что это будет за журнал.
Более того, я программу «Намедни» называл «телевизионным «Ньюсвиком», видел ее, как еженедельник, главным образом, общественно-политический.
Вы лично написали всего несколько текстов для Newsweek, за исключением редакторских колонок. Вам сложнее было писать, чем говорить?
Не в этом дело. Мне просто казалось (и я был убежден в этом), что я напишу по своему обыкновению комментарий такой страстный, другого слова не подберу, и он будет так эмоционален, так будет выпирать, что на фоне объективистского тона остального журнала, будет казаться: «Вот здесь мы как будто притворялись и объективно излагали, а тут
Самый первый текст, который я написал, был, когда умер Иоанн Павел II. Заголовок был «Остались мы без папы» (очень он мне нравится).
Я тогда посчитал, сколько раз прежде его снимал 7 или 8, у меня были
И я написал так личностно окрашено, что все сказали:
Можно посмотреть сейчас тот номер, и будет видно, как журнал сделал все, чтобы показать: «А это является личным мнением главного редактора, к чему остальной журнал никакого отношения не имеет».
Также было и по поводу фильма «55» Никиты Михалкова.
За все это время не было ни раза проблем с редакционной политикой в смысле попыток чужого влияния?
Принципиально, нет. При том, что за это время ситуация становилась такая, что простой объективистский взгляд на действия власти, например, становился в российском контексте оппозиционностью.
Выглядело оппозиционным, если мы все время пишем про то, что «Единая Россия» эдак, выборы вот так, а здесь все предопределено Кремлем. Да, так и есть но в контексте российской журналистики это выглядит оппозиционно, потому что указывать «Единой России», что она
Но это ни разу не вызывало никаких серьезных нареканий. Я думаю, что у властей просто, видимо, существовало решение, что тираж журналов «Коммерсант-Власть» или «Русского Newsweek», или тех же «Ведомостей» весь идет людям, все равно не верящим новостям федеральных телеканалов. Потому ну, и пускай!
Во всяком случае, я приглашался на всякие кремлевские встречи без проблем. И, по статусности своей, поздравлялся первыми лицами государства с Новым годом, с Рождеством, с Днем России и,
Никто ни разу не попросил меня
Бывало, что говорили: «Ну, ты даешь, ну, ты вообще...».
Тут, скорее, моя репутация вот этого горбатого, которого исправит могила, срабатывала. Но, в принципе, существуют решения, что раз это издание с заявленным тиражом в 50 000 60 000 экземпляров ну, и пускай.
До сих пор?
Видимо, да. Судя по тому, как пишет «Newsweek», и как пишет «Власть», очевидно, это решение продолжает действовать.
А вы почувствовали больше свободы, если сравнивать с телевизионным опытом?
Нет, на телевидении ведь мне тоже никто ничего не запрещал. По причине вышеупомянутого горбатого. А как только стали запрещать, это все и вылилось в скандалы, которых было всего-то два. Было два прямых запрета: [сюжет о сбежавшей в Лондон журналистке и авторе книги о Путине] Елене Трегубовой и интервью с вдовой Яндарбиева.
Вот и все. На этом мое телевидение закончилось после 18 лет работы в Останкино. Так чего мне? Я свободен, словно птица в облаках.
Когда вы «сливали» заявление руководства с требованием снять сюжет про вдову Яндарбиева, вы предвидели такую реакцию? Предсказывали ее?
Это было неважно.
Но вы были готовы...
Да, я был готов ко всему.
... уйти?
Не то чтобы уйти. Я не собирался уходить специально. Нет, я уже много раз это говорил если убили человека, то интервью берется у вдовы. Если интервью не берется у вдовы, значит, это не журналистика. Я добивался этого интервью. Она же не хотела его давать. Уговаривали! Она согласилась, что будет только в парандже, причем, в такой глухой...
Я только в этих стандартах работаю. А если этих стандартов нет, то меня работа не интересует. Не надо называть журналистикой то, что ею не является.
Гендиректорство Сенкевича на НТВ было для вас худшим временем работы?
Я не очень контактировал ни с одним из генеральных директоров. Даже и с Йорданом тоже, хотя с ним
Нет, я работал как-то сам. Когда фильмы снимал совсем сам. То есть Олег Добродеев, или Евгений Киселев, или Игорь Малашенко видели это более-менее тогда же, что и телезрители. «Пушкин» был готов к эфиру и за день до этого Добродеев, посмотрев начало первой серии, сказал: «Ой, это все будут смотреть, хорошо-хорошо», и все.
Я кошка, гуляющая сама по себе.
Словом, мне общение с генеральными директорами было не нужно. Решение, что программа или фильм будет, приняли? Ну и все мы его делаем.
Я так и сейчас фильмы снимаю мы разговариваем с гендиректором «Первого канала» Константином Эрнстом на берегу, что называется.
Мне не нужен генеральный директор для того, чтобы сделать фильм, кроме сметы, конечно. Это я, скорее, нужен генеральному директору, чтобы сделать фильм, извините за нахальство.
И у вас ни разу за ваши телевизионные годы, а потом во время работы в Newsweek, не было ощущения, что вы делаете
Нет, не было. Нет. Я делаю то, что мне интересно, и в этом смысле я, наверное везунчик и баловень. И только когда мне интересно, и я делаю это свободно, только тогда у меня получается.
Так себя избаловал, видимо. Я не задумывался: «Ой, ведь это мне боком выйдет». Я сам себе боком выхожу, получается. Ну, а чего
Работая в Newsweek я понял, что уровень качества печатных журналистов (хотя я это всегда знал, конечно) выше, чем на телевидении, и вообще это более тяжелый хлеб...
Какие редкие для телевизионщика слова!
... Но этот разрыв превзошел все мои ожидания.
Есть очень одаренные в телевизионном отношении люди, и тут особый дар, который связан с тем, как человек может существовать в кадре. И просто журналистские навыки могут не быть решающими. Важна телегеничность
А в целом, если посмотреть, что называется, на перья, на рабочих лошадок, то, конечно, в прессе уровень гораздо выше.
И третье, что для меня самого было очень важно... Я всегда любил фотографию и дизайн, и как это все выглядит. И этот опыт оформления полос, разворотов, того эмоционального посыла, который идет от печатного издания, я активно применяю, выпуская уже третий том книги «Намедни».
Вы делали интервью для Newsweek с Константином Эрнстом. Чувствовали при этом
Костя тогда на сессии Национальной ассоциации телерадиовещателей первым признал падение телеаудитории в возрастных сегментах от 15 до 25%.
Это все чувствовали. Все живут и слышат вокруг: «Ой, я ящик больше не смотрю. Мы телевизор вообще выкинули. Да зачем это надо? Вообще нечего смотреть. Да что они показывают и за кого они нас все держат?».
И когда Костя, главный игрок на телерынке, впервые это сказал, я ему тут же позвонил. Это был инфоповод. Эта публикация была в годовом номере, и это было одним из трендов года.
А действительно ли это решение Суркова не пускать вас на экран, кроме как в развлекательных программах «Первого канала»?
Я не знаю. Не знаю. Думаю, это не его решение.
А вы не пытались спросить об этом у Эрнста?
Зачем? А вы думаете, ему
Что
А у меня всякое бывало. Могу тоном пожившего человека сказать: «У нас бывали времена, а уж как вы теперь поживёте»...
Применительно к телевидению я часто оказывался в ситуации, когда нельзя делать сейчас то, что ты хотел бы делать. Просто потому что телевидение дорогое, потому что есть эфирные задачи канала в целом, есть условия команды, денег, сил, времени.
Я всегда понимал, что про 200 лет Пушкина я снимаю пятисерийник, а про 100 лет Набокова тогда же одну серию. Это телевидение, оно живет такими величинами: публика согласна, что Пушкин наше все, а доказать, что Набоков... Надо тогда это в «Новое литературное обозрение» писать. Это нормально законы жанра.
А что вы считаете главным в той работе, которую вы сделали и в «Newsweek», и в «Намедни»?
Нет, у меня нет такого: «Как сейчас помню, замечательный был у меня эфир во второй половине февраля
Хотя я перед уходом из Newsweek сделал принты шести обложек, в создании которых принимал участие, и которые мне особенно дороги.
Тяжело было руководить пишущими журналистами...?
Я думаю, что им было труднее.
... после телевизионного опыта?
Я на телевидении особо никем не руководил. Это они (журналисты Newsweek Slon.ru) насторожились что взяли конферансье, чтобы он...
... торговал лицом. Так об этом говорили.
Да, я прекрасно это понимал.
А то, что «конферансье пришел мордой торговать», почти открытым текстом говорилось. Ну, им тоже надо было показать, что в гробу они такого видали.
Что мы профессионалы, к которым варяга прислали!
Мне очень нравится название рассказа в «Денискиных рассказах» Драгунского «Не хуже вас, цирковых».
Ушли потому, что приелось?
Ушел потому, что мне все-таки интереснее всего мои собственные проекты. У меня тогда накопилась
Я бы не смог снять «Гоголя», не смог бы выпустить «Намедни» (сейчас уже выйдет третий том).
То, что я сделал как автор, уйдя из Newsweek, исключает пять офисных дней в неделю на рабочем месте в редакции.
Источник: ТелеВести