Известный тележурналист, ведущий авторской программы на Первом канале, автор документальных фильмов о разных странах («Одноэтажная Америка», «Тур де Франс», в процессе съемок картина об Италии) Владимир Познер прибыл в Ульяновск в качестве почетного гостя конкурса «ТЭФИ-Регион-2010».
В день приезда Познер встретился со студентами факультета журналистики Ульяновского государственного университета. Беседа с будущими «акулами пера» получилась очень откровенной.
«Российская газета» публикует самые интересные выдержки из нее.
О профессии журналиста
Могу выразить сочувствие, что вы занимаетесь журналистикой. Я глубоко убежден, что человека нельзя научить быть журналистом. У человека должна быть позиция, опыт, знания. Историю, язык, филологию преподают на журналистике хуже, чем на профильных факультетах. А то, как научиться писать лид и заголовок, можно научить и зайца.
Журналистика это образ жизни. Это определенный склад ума. Многих из вас ждет разочарование: это чрезвычайно конкурентная профессия, где если ты не первый, то ты никто. Зачастую это приводит к тяжелым последствиям. Человек считает, что он лучше других, а раз его не признали, то, значит, все остальные в этом виноваты. Особенно это актуально для телевидения.
Хотя, на мой взгляд, эта профессия самая интересная из всех, что может быть. Но важно понять, что вот это мое, я это понимаю, чувствую, могу, хочу, этим буду заниматься всю жизнь. Журналистика это не романтика. Напротив, тяжелая профессия, порой опасная. Человек думает о, меня узнают! Но уже я говорил и буду говорить: если каждый день в одно и то же время показывать лошадиную задницу, ее тоже будут узнавать. А перестанут показывать узнавать не будут.
Мы не создаем произведения искусства, не сочиняем музыку, не пишем картин, не снимаем фильмов. То, что нас быстро начинают узнавать, наказывается тем, что нас сразу же и забывают.
Есть отдельные люди, которые отмечены Богом для определенной профессии. В ином случае, мне кажется лучше не идти сразу на факультет журналистики. Закончите
Об интересных интервью
Главный телевизионный талант «пробить» экран так, чтобы каждый зритель считал, что ты говоришь именно с ним. Не со всеми, а с ним.
Для интервьюера самое главное уметь слушать, а потом еще и слышать. Дело не в том, что говорит человек. Главное, как он говорит. Какая у него интонация, что за этим стоит.
Важный нюанс: если интервью неинтересно вам, то зрителю это точно не будет интересно. Журналист должен любить это дело. Помните, что не вы главный человек. Главный тот, кого вы пригласили. Программа не о вас, не о том, какой вы умный, крутой, красивый, а о человеке, который к вам пришел. Это нужно понимать и чувствовать. Когда интервьюеры считают, что они главные такое смотреть очень тяжело.
О речи Парфенова на вручении премии Влада Листьева
Перед началом церемонии, несколько нервничая, Леня сказал, что приготовил речь, довольно злую. И он не уверен, что это надо говорить здесь. Я ему сказал: делай так, как тебе виднее.
И, получив приз, он выступил. На мой взгляд, произошли странные вещи.
Он высказался очень резко о положении на российском телевидении в области информационного вещания, о том, что власть, по сути, контролирует эту информацию до такой степени, что это сплошная пропаганда, похвала и припугивание. Согласен ли я с ним? Да, конечно. Но я считаю, что неправильным было говорить это там. В зале сидели коллеги, журналисты. Были и руководители телеканалов, но не они определяют их политику. Я понимаю, если бы Парфенова награждали в Кремле, и там бы он это сказал это было бы уместно.
Таким образом, в его речи нет ничего, с чем бы я не был согласен. Но его манера мне показалась странной, а место для речи неправильным.
О российском и западном телевидении
Я не люблю когда говорят «на Западе». Запад это много стран, совершенно разные культуры. США и Франция ну совершенно не похожи. Или Португалия и Швеция. Поэтому «на Западе» это упрощенное представление о том, каков наш мир.
Принципиально в тех странах, которые мы называем «Запад», есть два телевидения для масс и я не скажу для элит, но для людей с более высоким уровнем образования и так далее. Одно телевидение коммерческое, оно живет за счет рекламы. И оно заинтересовано в рейтингах, в том, чтобы его смотрело как больше народу. Соучастие, переживание, размышление здесь этого нет. Зритель должен сидеть на диване, и как губка впитывать то, что ему показывать. Это общее веяние, и таким является телевидение России.
Есть другое телевидение общественное. Оно существует в 49 странах. Такое телевидение финансируется из других источников в разных странах
У нас нет общественного телевидения, и никогда не было. Когда было ОРТ, оно не было общественным, просто так называлось.
О роли телевидения в воспитании духовности
Телевидение не церковь. И журналисты не священники. Наше дело информировать. Это значит, давать максимум информации по всем сколько-нибудь важным темам, не ограничивать ее
Художественные фильмы, сериалы могут играть колоссальную общественно-полезную роль. Когда в Америке не могло идти и речи о браке между черным мужчиной и белой женщиной, первая такая свадьба была показана в «мыльной опере». Первый аборт в Америке был показан в сериале. Так что даже «мыльная опера» может способствовать продвижению идеи. Просто нужно, чтобы человек, который владеет этим телевидением, хотел, чтобы это было. Это невозможно сделать одним политическим решением.
О свободе слова
На мой взгляд, в России, когда говорят «свобода», предполагают волю. Что хочу, то и говорю. А это неправильно.
Был в США
Кто самый безответственный человек? Раб. За него отвечает хозяин. А самый ответственный человек он и самый свободный.
В России сегодня ситуация со свободой слова (как я ее понимаю) плохая. Все по той же причине: есть опасение, как бы чего не вышло. Сегодня нет цензуры, есть колоссальная самоцензура.
У Евтушенко есть замечательное стихотворение: «Сосед-ученый Галилея был Галилея не глупее. Он знал, что вертится земля, но у него была семья».
Когда люди опасаются, что сказанное ими может быть опасным, это ненормальная ситуация. В этом случае, свобода слова сильно ограничена.
О вечной жизни
(Один из участников встречи спросил Познера: «В вашей передаче Андрей Кончаловский на вопрос: «Если бы дьявол предложил вам вечную жизнь, безо всяких условий, согласились бы вы?», ответил «Да». А как вы сами ответите на этот вопрос)
Я бы хотел встретиться с Воландом. У меня к нему много вопросов. Но я бы не хотел жить вечно. Я потеряю, переживу всех своих близких я не хочу этого. По сути, я очень одинокий человек. Но есть люди, которых ты понимаешь, которые тебе необходимы.
Так что, так же, как Андрей однозначно сказал «Да», я скажу «Нет».
Источник: Российская газета