Internews Kazakhstan

Кирилл Легат: "Телевидение 90-х было более ярким и свежим"

Cоздан:   вт, 16/03/2010 - 13:50
Категория:
Тэги:

Национальная ассоциация телерадиовещателей России признала телекомпанию «Стрим» лучшим системным проектом 2009 года (за создание лучшего вещательного комплекса). Полтора года назад компанию возглавил Кирилл Легат, человек с огромным телевизионным опытом. Hачал трудиться на ЦТ он еще в 1979 году, в 93-м был генеральным продюсером «ТВ-6 Москва», в 95-м стал создателем «Дорожного патруля», в 96-м году — первым зампредом ВГТРК, директором телеканала «Россия» и «Российские университеты». В 2006 году работал кризисным управляющим грузинской телекомпании «ИМЕДИ».

Телеобозреватель «Независимой газеты» Вера Цветкова встретилась с господином Легатом и поинтересовалась его взглядами на перспективы развития неэфирного телевидения.

— Кирилл Евгеньевич, в январе прошлого года был осуществлен перезапуск и ребрендинг пяти каналов «Стрим-ТВ» («Охота и рыбалка», «Ретро», «Драйв», «Здоровое ТВ», «Усадьба»). В сентябре запущены три новых канала — «Психология21», «Домашние животные» и «Вопросы и ответы». А в январе этого года с новым каналом «Стрим. Русская жизнь» вы вторглись аж в Северную Америку.

— Новым — условно говоря. «Русская жизнь» — это восемь часов премьерного контента в день, сформированного из программ остальных наших каналов. Life style в чистом виде: без новостей, пропаганды и насилия. В начале февраля телеканал перешел из тестового вещания на платформе DISHNETWORK в коммерческое, и по первым отзывам интерес у зрителей к нему есть. Ну а дальше — развитие канала и установление отношений с сетевыми партнерами на «чужих» территориях: мы планируем начать вещание в Канаде, Европе и Израиле. Кроме того, локальная аудитория заинтересована в «местном» контенте — это означает, что мы должны производить программы в США, Канаде и Европе, везде, где мы вещаем или планируем начать вещание. Например, в Нью-Йорке на нас работают два замечательных российских телевизионщика — Елена Мещерякова и Василий Арканов, есть партнеры по производству в Израиле. Но очевидно, что этого мало для более или менее полноценного телеканала. Если хватит сил, надеюсь, начнем производить программы для наших каналов в Лос-Анджелесе, Чикаго, Бостоне, Майами. Полагаю, к концу 2010 года можно будет достаточно точно говорить о реальных перспективах телеканала «Стрим. Русская жизнь». Откровенно говоря, проект очень интересный, и мне удалось собрать отличную команду для его реализации.

— «Психология21» — на самом деле уникальный проект, единственный в мире?

— Аналогов ему пока не появилось, но появились программы психологического направления на больших каналах — тема, как мы и предполагали, оказалась очень востребованной. Телеканал «Психология21» — для тех, кто интересуется вопросами самопознания и самосовершенствования. Художественный руководитель телеканала — Сагалаев, кроме того, у Эдуарда Михайловича своя авторская программа «Мудрость идиота, или Энциклопедия ошибок Эдуарда Сагалаева». Сегодня у «Психологии21» — полмиллиона абонентов. Конечно, это не пять с половиной миллионов, как у популярной «Охоты и рыбалки» (только что получившей приз зрительских симпатий национальной премии «Большая цифра»), но тоже неплохо. В конечном итоге успех тематического канала, как, впрочем, и любого другого, только в одном — в объеме его аудитории и ее росте. Кстати, «Домашние животные» демонстрируют аналогичный рост абонентской базы.

— Александр Гордон ведет у вас не только программу на «Психологии21», но и еще одну передачу на упомянутой «Охоте и рыбалке», художественный руководитель и ведущий канала «Домашние животные» — Иван Затевахин, лицом «Ретро» с недавних пор стал Дмитрий Дибров — ничего себе созвездие для неэфирного телевидения! Чем берете звезд, деньгами?

— Скорее давнишними отношениями. И уж точно — не деньгами. Сказывается моя длинная телевизионная жизнь, которой пошел 31-й год. В какой-то степени мои друзья просто идут мне навстречу, в какой-то — это «маленькое» телевидение становится все более профессиональным, и у многих вызывает реальный профессиональный интерес. 10 лет назад меня, как и большинство телевизионщиков, не могло заинтересовать кабельное телевидение ни с какой точки зрения — ни с творческой, ни с коммерческой. Но появилось нишевое, тематическое телевидение, начало стремительно развиваться... Причем на фоне некой стагнации телевидения «большого».

Свою телевизионную жизнь я делю на три периода: 80-е, существование во внятной концепции Гостелерадио со всеми ее издержками, плюсами и минусами; 90-е — золотое десятилетие телевидения, и 2000-е, с их дальнейшим технологическим взлетом и ростом бюджетов. С точки зрения общего настроения «большое» телевидение 90-х было гораздо более ярким и свежим, нежели нынешнее. Оно вполне соответствовало духу того времени. Как, вероятно, телевидение нынешнее соответствует нынешнему состоянию общества.

— А когда вам работалось спокойнее и комфортнее, тогда или сейчас?

— Телевидение и спокойствие — понятия несовместимые. Интереснее мне было в 90-х. А сегодня мне комфортнее на «маленьком» телевидении. Я здесь независим от чего бы то ни было и от кого бы то ни было. Кроме того, «тематическое» телевидение — бизнес в чистом виде. Без идеологии (в плохом смысле слова), без пропаганды и насилия. Признаться, берясь за эту историю какое-то время назад, я внутренне для себя решил, что мы попытаемся приблизить «маленькое» телевидение к «большому» (разумеется, настолько, насколько это возможно вообще — с учетом финансовых возможностей в первую очередь). К счастью для нас (и, на мой взгляд, к большому сожалению для телевидения «большого»), часть по-настоящему талантливых телевизионщиков оказалась сегодня в ситуации, когда их колоссальный опыт не задействован. Кстати, я пригласил Леонида Якубовича поучаствовать в нашем международном проекте «Стрим. Русская жизнь». И очень надеюсь, что мы сможем с Леонидом Аркадьевичем поработать вместе. Откровенно говоря, я с наслаждением бы работал, например, с Сергеем Доренко и Владимиром Соловьевым, со Светланой Сорокиной и с Евгением Киселевым — с теми людьми, которые, в силу тех или иных обстоятельств, «большим» телевидением сегодня не востребованы...

— В неэфирном телевидении больше бизнеса, не творчества?

— Очевидно, что бизнеса. И это хорошо. Я много раз говорил и повторю еще раз: только взвешенная позиция — не политическая, разумеется, а производственная и, если хотите, ремесленная; точный расчет и минимум эмоций: купили твой канал — ты выиграл, не купили — ты проиграл.

— Осенью вы говорили, что хотели бы заменить рекламодателей на спонсоров...

— Пока это не очень удается. Существует инерция коммерческих отношений с «большими» каналами — вектор в сторону неэфирного телевидения поворачивается небыстро. Размещение же прямой рекламы на платном телевидении мне кажется не совсем корректным — вы как абонент уже заплатили за доступ к телеканалу, с какой стати вам должны навязывать еще и рекламу? Другое дело — реклама адресная, но с ней, к сожалению, тоже не все так просто, хотя есть определенные сдвиги.

— В чем вы как участник этого рынка заинтересованы больше всего?

— В прозрачности и порядке. Было бы крайне важно, чтобы отношения между правообладателями и вещателями, операторами связи и агрегаторами контента были выстроены и регламентированы. Сегодня в области неэфирного вещания есть недопонимание всеми участниками процесса, что будет дальше — как этот сегмент отрасли будет развиваться? Не определен окончательно порядок лицензирования. Например, когда телекомпания, производящая несколько телеканалов, сможет получить одну мультилицензию? Финансовые потери телекомпании «Стрим» из-за необходимости содержать и обслуживать несколько дочерних структур составляют не один миллион рублей. Несовершенна и часть законодательных актов в области связи. Отсутствуют четкие определения некоторых понятий. «Агрегатор контента» — это кто или что? Каковы его полномочия и какова зона ответственности?

Не все ясно и с программой цифровизации. Безусловно, очевидны ее плюсы, но не все окончательно выверено, например, с дальнейшим взаимодействием операторов связи, как крупных, так и небольших, работающих как с аналоговыми, так и с цифровыми сетями, и будущих цифровых мультиплексов. Как поведет себя конечный потребитель? Будет ли он готов покупать услуги платного телевидения или ограничится мультиплексом с набором бесплатных каналов? Очевидно, что производитель нишевых телеканалов находится в прямой от этого зависимости. Более того, не секрет, что оператор связи нередко отдает предпочтение иностранному правообладателю-вещателю, а вовсе не своему, российскому. И это имеет вполне определенные последствия для отечественного производителя неэфирного контента.

Кроме того, весь мир идет по пути предоставления конечному потребителю услуги «три в одном» (телефон-интернет-телевидение), в России же такой вид услуг крайне ограничен.

Впрочем, сегодня в отрасли достаточно профессиональных людей, знающих и понимающих все нюансы, и существует реальный шанс, что в обозримом будущем взаимоотношения всех участников рынка неэфирного телевидения будут четко регламентированы и структурированы. Так, как это было сделано когда-то МПТР РФ и тогдашним министром Михаилом Лесиным в области телевидения эфирного. Хочу, впрочем, подчеркнуть, я имею в виду исключительно систему профессиональных и производственных отношений, а не реализацию тех или иных политических решений того времени.

Источник: Независимая газета - Антракт

Legat Kirill.jpg