На фоне слухов о новом разоблачительном фильме НТВ про оппозицию стало известно, что с канала ушла шеф-редактор «Итоговой программы» Софья Гудкова, отказавшаяся «мочить» своего бывшего мужа справороса Дмитрия Гудкова. Новости о съемке очередного фильма или увольнении очередного журналиста уже никого не удивляют от НТВ, вокруг которого не прекращаются подобные скандалы, давно другого и не ждут.
Разошлись интересами
О том, что в действительности происходит на НТВ и как складываются отношения между начальством и сотрудниками, известно очень мало ни люди, работающие на телеканале, ни люди, оттуда уже уволившиеся, практически ничего не рассказывают о внутренней кухне. Тем не менее, после ухода с канала главы дирекции праймового вещания Николая Картозии и главного редактора программы «НТВшники» Антона Красовского зимой 2012 года в обществе закрепилось ощущение, что давление на сотрудников телеканала усиливается. Именно Картозия и Красовский, а также Павел Лобков, с которым телеканал ранее просто не продлил контракт, занимались на НТВ теми передачами, которые считаются наименее подконтрольными цензуре «Центральным телевидением», «НТВшниками», «Программой Максимум», «Профессией репортер». Сюжеты именно из этих передач наиболее часто не допускаются до эфира.
В апреле прошла вторая череда новостей об уходе с канала ряда сотрудников все той же дирекции праймового вещания. Дмитрий Гудков сообщил в своем ЖЖ, что с канала ушел заместитель дирекции Георгий Андроников. Позже журнал Forbes написал о возможном уходе с НТВ автора документальных фильмов Катерины Гордеевой, шеф-редактора программы «Центральное телевидение» Александра Уржанова и продюсера передачи Светланы Селиной. Источник Forbes объяснил, что генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков, которому, несмотря на все слухи об уходе, продлили контракт до 2016 года, не стал подписывать журналистам ежемесячные премии. Поскольку именно премиальные деньги составляют основную часть заработка на НТВ, источник Forbes назвал этот шаг «вынуждением к увольнению». Причем главной причиной «вынуждения», по мнению издания, стало недовольство Кулистикова рядом сюжетов, снятых дирекцией праймового вещания.
Кулистиков позже опроверг слухи об уходе журналистов, отметив, что телеканал покинет лишь автор документальных фильмов и сотрудник «Программы максимум» Алексей Егоров якобы журналист привык работать с большими формами, на которые у телеканала сейчас нет денег. Тем не менее, гендиректор НТВ подтвердил, что ряду сотрудников не были выплачены премии объяснив это низкими рейтингами и большими производственными затратами. Конкретных передач, рейтинги которых его не устраивают, Кулистиков не назвал, однако в разговоре с Forbes сообщил, что речь идет об информационном блоке в выходные а «Центральное телевидение» и «НТВшники» выходят в эфир именно по выходным. Никакой цензуры в этом нет, настаивал Кулистиков, только коммерческие вопросы.
Никакого реального подтверждения слухов об увольнениях прессе не удалось добиться и от самих сотрудников НТВ. Георгий Андроников сообщил, что
Что это за вид, пока никому толком не известно, по крайне мере, извне. Понятно только, что Кулистиков остается на телеканале еще
Грязная работа
Впрочем, журналисты уходят с НТВ не только потому, что начальство оказывает на них давление
Софья Гудкова, об увольнении которой стало известно в четверг, ушла с телеканала тоже именно из-за «заказухи» по крайней мере, именно так объяснил причину увольнения бывший муж журналистки Дмитрий Гудков. В отличие от истории с Красовским, «заказуха» в этот раз должна была быть не в адрес Софьи, а в адрес самого Гудкова, принимающего активное участие в делах оппозиции.
«Заказуха», для которой Софье Гудковой «приказали мочить бывшего мужа», по словам справороса, должна выйти в эфир уже в воскресенье, в очередном выпуске «Итоговой программы» с Кириллом Поздняковым. Тогда же, как сообщила «Газета.Ru», выйдет и новый разоблачительный фильм НТВ, который будет посвящен подробностям личной жизни оппозиционеров судя по всему, показания Софьи Гудковой против бывшего супруга предполагалось использовать и в нем тоже.
Помимо Гудкова, НТВ, по данным издания, собирается рассказать о личной жизни оппозиционеров Алексея Навального, Ильи Пономарева, Ксении Собчак, Бориса Немцова, Ильи Барабанова и Веры Кичановой. Хотя на НТВ существование подобного проекта опровергли, пресса и оппозиция немедленно нашли возможные доказательства съемки фильма. Вспомнили о том, как неизвестные настойчиво пытались попасть в дом к Навальному и Евгении Чириковой, представляясь сотрудниками НТВ, а Борис Немцов рассказал, что журналисты начали преследовать не только его самого, но и его близких. Студентка журфака МГУ Вера Кичанова, недавно ставшая муниципальным депутатом и потому привлекшая к себе внимание прессы, вдобавок сообщила, что сотрудники НТВ уже месяц пытаются расспросить ее о личной жизни, причем иногда задают вопросы «в оскорбительной форме».
Готовящийся фильм неслучайно назвали новой «Анатомией протеста» то был самый громкий из последних сюжетов НТВ, в котором была сделана попытка очернить оппозицию. Сюжет, в котором рассказывалось, как оппозиция собирает массовки на митинги за деньги, привел к громким протестам у стен телекомпании, и к более тихим внутри нее. Александр Уржанов на своей странице в Facebook назвал «Анатомию протеста» «настоящим позором», некоторые сотрудники в опросниках в тех же социальных сетях заявили, что фильм, после которого за телеканалом закрепилась присказка «НТВ лжет», куда больше дискредитировал саму телекомпанию, чем оппозицию.
То, как стали воспринимать НТВ в обществе, по крайней мере, в Москве, стало особенно ясно на митинге 6 мая на Болотной площади. Машину с тарелкой НТВ, в которой сидел ни в чем не повинный водитель, начали забрасывать едой, цветами, мусором, обклеивать оппозиционными листовками. Наиболее благодушные митингующие повязывали на машину белые ленточки, наиболее агрессивные плевали в нее и пинали ногами с криком «Меня никто не покупал, я сам пришел».
В социальных сетях и блогах, между тем, появилась информация о некоей съемочной группе, которая присутствовала на митинге и последующих акциях протеста без опознавательных знаков по этому признаку оппозиционеры решили, что это была именно НТВ. Блогер Олег Козырев выложил ролик с одним таким «безымянным» журналистом, который пытался поговорить на митинге 6 марта с Евгенией Чириковой. Толпа вокруг немедленно приняла его за нтвшника и начала скандировать «НТВ позор». Сам блогер решил в ответ расспросить журналиста, как того зовут и где он работает, пока люди вокруг задиристо «троллили» молодого человека, задавая ему вопросы типа «Дядя, ваша бабушка знает, что Вы врете?». Молодой журналист, с удивительным упорством пытавшийся добиться от Чириковой ответа и игнорировавший вопросы толпы, тем не менее явно нервничал.
Последние события внутри компании и вокруг нее говорят о том, что многим сотрудникам становится все более неуютно работать на НТВ. Одни журналисты, которые могут даже не иметь отношения к разоблачительным фильмам, рискуют стать жертвой толпы, свирепеющей с каждым днем. Другим просто стыдно за то, что происходит на их канале. Работу третьих ограничивает цензура. Так, в последнем интервью, которое Дмитрий Медведев дал на посту президента, руководитель вечерних информационных программ НТВ Алексей Пивоваров рассказал главе государства (а вместе с ним и всей стране), что в своей работе на телевидении он регулярно сталкивается с «ограничениями», которые не позволяют ему «в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности». Хоть Пивоваров и не употребил слова «цензура» по отношению к НТВ, он все равно иными словами признал ее существование событие, еще недавно казавшееся невозможным в прямом эфире федеральных каналов.
Реакция НТВ на подобные заявления журналистов и на отношение к телекомпании в обществе, тем не менее, остается невозмутимой. Или же кажется подчеркнуто издевательской например, когда телеканал, уже окрещенный на всю страну «сурковской пропагандой», все равно выпускает фильм про «Голос» или показывает повтор «Анатомии протеста» в разгар митингов у Останкино. Между тем, двуликая позиция телеканала когда в эфир выходят то более или менее вольные сюжеты, напоминающие прежнее НТВ, то «заказные» фильмы, привела к тому, что НТВ стали не любить куда больше Первого и ВГТРК. И очевидно, что недовольство телеканалом зреет не только в обществе, но и внутри самого НТВ.
Елизавета Сурганова
Источник: Lenta.ru