Госкомитет по вопросам телевидения и радиовещания направил в Кабинет министров новую версию законопроекта «Об общественном телевидении и радиовещании». Среди прочего проект предполагает, что в течение первых четырех лет функционирования телерадиокомпания будет финансироваться из госбюджета. При этом общественное телевидение не обязано освещать деятельность государственных органов, за исключением экстренных официальных выступлений президента, спикера парламента, премьер-министра, глав Верховного и Конституционного судов.
Напомним, дискуссия о создании общественного телевидения в Украине ведется уже долгое время. В частности, создать его предполагалось после победы Виктора Ющенко на президентских выборах в 2004 году, однако власти разошлись во мнениях, создавать ли его на базе Национальной телекомпании Украины (НТКУ) или делать с нуля после парламентских выборов 2006 года.
О создании общественного телевидения на государственном уровне вновь заговорили в июне 2010 года. Президент Виктор Янукович предложил утвердить и вынести на публичное обсуждение концепцию общественного канала. Утвержденный летом 2011 года Кабмином документ был передан в администрацию президента. Но в конце 2011 года он был возвращен на доработку с просьбой учесть предложения рабочей группы по общественным коммуникациям, высказанные в ноябре 2011 года на заседании общественного совета при президенте.
Напомним, предыдущий вариант законопроекта среди прочего предполагал создать Национальную общественную телерадиокомпанию (НОТУ) на базе Национальной телекомпании (НТКУ) и Государственной телерадиокомпании (ГТРК) «Культура». Согласно новой версии документа, НОТУ будет создана на базе «существующих структур». Однако, как сообщил глава Госкомтелерадио Александр Курдинович, Кабинет министров должен принять решение по организации (на базе каких именно телерадиокомпаний это будет сделано) и сроках ее трансформации. При этом НОТУ не обязана освещать деятельность Верховной рады, Кабинета министров, органов исполнительной власти, местного самоуправления, Конституционного и Верховного судов. Эфирное время может предоставляться только для экстренных официальных выступлений президента, спикера парламента, премьер-министра, глав Верховного и Конституционного судов.
Член комитета по вопросам правовой политики Андрей Шевченко («БЮТ-Батькивщина»), один из авторов законопроекта об общественном телевидении, находящегося сейчас в Верховной раде, назвал отказ от подробного освещения деятельности государственных структур положительным моментом. Однако он отметил, что подобная норма существовала практически во всех вариантах законопроекта, направляемых в Кабинет министров (новая редакция является четвертой по счету). «Кроме экстренных сообщений от представителей власти, следовало бы прописать, что общественное телевидение должно транслировать и политические дебаты во время предвыборных кампаний, поскольку это необходимо избирателям»,— уточнил господин Шевченко.
Работу НОТУ станет контролировать наблюдательный совет, который будет состоять из 17 членов — 14 представителей всеукраинских общественных организаций, а также трех представителей Кабмина (в прежней редакции предлагалось ввести в наблюдательный совет семерых представителей правительства). Как пояснил Курдинович, представительство Кабмина было сокращено по требованию Совета Европы: «Мы оставили трех представителей, поскольку проект предполагает бюджетное финансирование, а имущество НОТУ находится в распоряжении государства».
Первые четыре года своей деятельности НОТУ будет финансироваться из госбюджета, при этом объем средств будет определяться ежегодно при разработке бюджета. После истечения этого срока НОТУ может финансироваться за счет абонентской платы, продажи собственного теле- и радиопродукта, добровольных неанонимных благотворительных взносов. Кроме того, часть средств общественное телевидение имеет право получать за счет размещения программ госзаказа, но при этом их доля не должна превышать 20% от всего объема вещания.
Пункт, предполагающий ежегодное утверждение финансирования, исполнительный директор Института массовой информации Виктория Сюмар считает одним из самых существенных рычагов влияния государства на общественное телевидение: «Депутаты и Кабмин ежегодно будут решать, сколько дать средств на деятельность НОТУ. Мы постоянно предлагали зафиксировать объем ежегодного финансирования в законе. Например, в Грузии это прописанный процент от валового внутреннего продукта»,— заявила медиаэксперт. В то же время глава Госкомтелерадио Александр Курдинович считает это предложение труднореализуемым: «У нас есть госпрограммы и по образованию, и по обороне, и по науке, но их реальное финансирование часто недотягивает до задекларированных объемов».
По прогнозам председателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Юрия Стеця («Наша Украина—Народная самооборона»), рассмотрение нового варианта законопроекта «Об общественном телевидении и радиовещании» возможно не раньше декабря, поскольку документ должен быть одобрен в различных профильных комитетах. Андрей Шевченко также напомнил, что в парламенте уже около двух лет находится законопроект N7241 об общественном телевидении, и по регламенту другой документ на такую же тематику не может быть рассмотрен, пока не будет принято решение по существу предыдущего. Примечательно, что авторы документа уверены, что он начнет действовать уже в следующем году. В переходных положениях законопроекта указывается, что закон «вступает в силу с 1 января 2013 года».
По материалам: www.kommersant.ua