Основной проблемой в создании Общественного телевидения в Украине является обеспечение его финансирования. Решить ее можно за счет части средств коммерческих телеканалов, полученных от рекламы. Главные аргументы в пользу данного предложения: 1 Общественное телевидение уходит с поля битвы за рекламодателя; 2 сеет «разумное, доброе, вечное», не ориентируясь на коммерческие сиюминутные проекты, необходимые для выживания.
Егор Бенкендорф,
генеральный директор
Национальной телекомпании Украины
Два с половиной года тяжелой работы на Национальной телекомпании Украины показали: телевидение, программная сетка которого ориентирована на общество, способно быть интересным зрителю. Подтверждение тому скачок «Первого национального» с 14 на 7 место в общенациональном рейтинге телеканалов, регулярные новые рекорды телесмотрения при освещении главных событий в жизни нашей страны. И это все без миллионных вложений в производство и приобретение продукта! Мощный толчок по вытягиванию телеканала из затяжного кризиса дан, теперь нужно ставить перед собой новые, более высокие задачи по созданию общественного вещателя западного образца. Вопрос номер один финансовая независимость. Именно с решения этого вопроса мы должны начать у себя, в Украине.
Новый вещатель может финансироваться из государственного бюджета, может заниматься коммерческой деятельностью, мы даже можем обсуждать введение нового налога для граждан. Все эти источники финансирования обсуждаются в проектах создания Общественного телевидения.
Но государственный бюджет никогда не сможет обеспечить финансирование в действительно достаточном объеме. К примеру, только НТКУ, с более скромными запросами сегодня по самым затратным позициям (ретрансляция, зарплаты), финансируется напрямую из госбюджета только на 50 %. А вложения в производство и приобретение продукта на год эквивалентны затратам на создание одного трехчасового красочного шоу на коммерческом телеканале.
Самостоятельный заработок самим телеканалом не сделает его отличным от других коммерческих. В нем будет размещаться тот же юмор, те же реалити-шоу, интересные для рекламодателей. И в нем будет столько же рекламы. Так же маловероятным видится дополнительное налогообложение наших граждан. Уверен: в большинстве люди не поймут, зачем они должны обязательно платить за телевидение, когда много других телеканалов они могут смотреть абсолютно бесплатно.
Вы скажете, что выхода нет выход есть. Сегодня, в 2012 году, объем телевизионного рекламного рынка оценивается экспертами
Последние годы много говорят про социальную ответственность, если хотите называйте это социальной ответственностью коммерческих телеканалов. Ведь роль телевидения очень высока в формировании общественных ценностей, культуры, воспитании молодого поколения. И в ближайшее время его роль в этом вопросе не будет уменьшаться. Коммерческие телеканалы не могут выполнять эту социальную функцию, так как являются заложниками системы жесточайшей конкуренции, при которой они вынуждены гнаться за рейтингами, чтобы зарабатывать с рекламы. А деньги, полученные от рекламы, снова пускать в производство более востребованного (как правило, более содержательно простого продукта) и этот круг нельзя разорвать. 10 % это именно тот взнос телеканалов обществу, который позволит создать телеканал, не заинтересованный в конкуренции с коммерческими вещателями, который будет носителем принципиально иной программной философии.
10 % от всех заработков коммерческих телеканалов от рекламы это около 300 миллионов гривен. Это не просто большие деньги, это возможность снимать программы, мультфильмы, украинское кино, создавать продукт, который останется нашим достоянием навсегда. Взамен полученных денег общественный вещатель откажется от работы на рекламном рынке, вообще от любой конкуренции с коммерческими телеканалами за рекламодателя.
Если мы сможем воплотить такой подход, каждый украинец получит возможность смотреть телеканал, в котором есть детские, аналитические, образовательные, познавательные программы, и у которого нет необходимости гнаться за удовлетворением сиюминутных потребностей зрителей юмором и шоу, скандалами. Его программы будут отличаться кардинально, более того грамотный подход подстегнет украинскую науку, культуру, даст возможность самореализоваться талантливой молодежи. Ролевыми моделями этого телеканала станут ученые, мыслители, писатели, общественные деятели. Люди, по которым наши потомки будут судить о нашем времени.
Перефразировав расхожую фразу, можно сказать, что мы это то, что мы смотрим. Уже очень скоро мы можем изменить себя. Главное сделать первый шаг.
Источник: Подробности