Internews Kazakhstan

Общественное ТВ в Украине должны финансировать коммерческие каналы

Cоздан:   пт, 16/11/2012 - 11:24
Категория:
Тэги:

Основной проблемой в создании Общественного телевидения в Украине является обеспечение его финансирования. Решить ее можно за счет части средств коммерческих телеканалов, полученных от рекламы. Главные аргументы в пользу данного предложения: 1 — Общественное телевидение уходит с поля битвы за рекламодателя; 2 — сеет «разумное, доброе, вечное», не ориентируясь на коммерческие сиюминутные проекты, необходимые для выживания.

Егор Бенкендорф,
генеральный директор
Национальной телекомпании Украины

Два с половиной года тяжелой работы на Национальной телекомпании Украины показали: телевидение, программная сетка которого ориентирована на общество, способно быть интересным зрителю. Подтверждение тому — скачок «Первого национального» с 14 на 7 место в общенациональном рейтинге телеканалов, регулярные новые рекорды телесмотрения при освещении главных событий в жизни нашей страны. И это все без миллионных вложений в производство и приобретение продукта! Мощный толчок по вытягиванию телеканала из затяжного кризиса дан, теперь нужно ставить перед собой новые, более высокие задачи по созданию общественного вещателя западного образца. Вопрос номер один — финансовая независимость. Именно с решения этого вопроса мы должны начать у себя, в Украине.

Новый вещатель может финансироваться из государственного бюджета, может заниматься коммерческой деятельностью, мы даже можем обсуждать введение нового налога для граждан. Все эти источники финансирования обсуждаются в проектах создания Общественного телевидения.

Но государственный бюджет никогда не сможет обеспечить финансирование в действительно достаточном объеме. К примеру, только НТКУ, с более скромными запросами сегодня по самым затратным позициям (ретрансляция, зарплаты), финансируется напрямую из госбюджета только на 50 %. А вложения в производство и приобретение продукта на год эквивалентны затратам на создание одного трехчасового красочного шоу на коммерческом телеканале.

Самостоятельный заработок самим телеканалом не сделает его отличным от других — коммерческих. В нем будет размещаться тот же юмор, те же реалити-шоу, интересные для рекламодателей. И в нем будет столько же рекламы. Так же маловероятным видится дополнительное налогообложение наших граждан. Уверен: в большинстве люди не поймут, зачем они должны обязательно платить за телевидение, когда много других телеканалов они могут смотреть абсолютно бесплатно.

Вы скажете, что выхода нет — выход есть. Сегодня, в 2012 году, объем телевизионного рекламного рынка оценивается экспертами в 3—3,5 миллиарда гривен. 10 % от этой суммы, которые телеканалы могут передавать в фонд новосозданного телеканала — главная гарантия постоянного финансирования и создания качественного общественного вещателя в Украине.

Последние годы много говорят про социальную ответственность, если хотите — называйте это социальной ответственностью коммерческих телеканалов. Ведь роль телевидения очень высока в формировании общественных ценностей, культуры, воспитании молодого поколения. И в ближайшее время его роль в этом вопросе не будет уменьшаться. Коммерческие телеканалы не могут выполнять эту социальную функцию, так как являются заложниками системы жесточайшей конкуренции, при которой они вынуждены гнаться за рейтингами, чтобы зарабатывать с рекламы. А деньги, полученные от рекламы, снова пускать в производство более востребованного (как правило, более содержательно простого продукта) и этот круг нельзя разорвать. 10 % — это именно тот взнос телеканалов обществу, который позволит создать телеканал, не заинтересованный в конкуренции с коммерческими вещателями, который будет носителем принципиально иной программной философии.

10 % от всех заработков коммерческих телеканалов от рекламы — это около 300 миллионов гривен. Это не просто большие деньги, это — возможность снимать программы, мультфильмы, украинское кино, создавать продукт, который останется нашим достоянием навсегда. Взамен полученных денег общественный вещатель откажется от работы на рекламном рынке, вообще от любой конкуренции с коммерческими телеканалами за рекламодателя.

Если мы сможем воплотить такой подход, каждый украинец получит возможность смотреть телеканал, в котором есть детские, аналитические, образовательные, познавательные программы, и у которого нет необходимости гнаться за удовлетворением сиюминутных потребностей зрителей — юмором и шоу, скандалами. Его программы будут отличаться кардинально, более того — грамотный подход подстегнет украинскую науку, культуру, даст возможность самореализоваться талантливой молодежи. Ролевыми моделями этого телеканала станут ученые, мыслители, писатели, общественные деятели. Люди, по которым наши потомки будут судить о нашем времени.

Перефразировав расхожую фразу, можно сказать, что мы — это то, что мы смотрим. Уже очень скоро мы можем изменить себя. Главное — сделать первый шаг.

Источник: Подробности