Подведены итоги международной научно-практической конференции «ЖУРНАЛИСТИКА И ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», состоявшейся на факультете журналистики КазНУ им.аль-Фараби в Алматы. Участники конференции обобщили материалы и выступления конференции, оценили реальные возможности изменить ситуацию с журналистским образованием в Казахстане, подготовили рекомендации для всех, кто так или иначе связан с проблемой и может повлиять на улучшение качества образования журналистов.
Ответственность – дело личное
Инициатором конференции стал КазНу имени Аль-Фараби. Идею поддержали международные организации ОБСЕ, ЮНЕСКО, а также медиа-организации «Интерньюс», «Медианет», «Адил соз».
«Мы впервые за многие годы собрали на конференцию тех, кто преподает журналистику, и практиков, которые работают в СМИ. Мы хотим понять, в чем проблема журналистского образования в Казахстане и как можно ее решить». Такими словами началась самая большая за последние годы научно-практическая конференция по журналистскому образованию.
Как сейчас учат журналистике в Казахстане?
Сейчас в Казахстане по данным статистики журналистов готовят 23 ВУЗа. В советское время работников СМИ выпускал единственный университет – КазГУ. Тогда же существовала четкая система практики студентов в газетах и на телеканалах, которая позволяла им теорию подкреплять практикой. В некоторых ВУЗах такие правила существуют до сих пор, однако сами СМИ не всегда заинтересованы в практикантах.
Журналистское образование глазами практиков
Практически каждый редактор сталкивался с такой ситуацией – приходит устраиваться на работу выпускник журфака, и оценки в дипломе у него хорошие, и деньги требует большие, но вот только писать и снимать не умеет.
Генеральный продюсер «Информбюро» (31 канал) Ержан Сулейменов считает, что люди, получившие журналистское образование в Казахстане, не конкурентоспособны. Будущие журналисты не знают основ медиа-планирования, не разбираются в новых технологиях, которые приходят на рынок. Может быть и потому, что этого им элементарно не преподают.
Главный редактор газеты «Бизнес и власть» Олег Хе уверен, что сейчас, когда многие СМИ работают в рамках холдингов, то есть имеют газету, радио, телевидение, он-лайн порталы, необходимо готовить универсальных журналистов. «Журналистам необходимо давать больше знаний в области политики, экономики и т.д. И может быть не стоит делать такого четкого разделения телевидение, радио или печать. Идет конвергенция форматов и СМИ нужны универсальные журналисты».
Редакторы-практики уверены, что на журфаке необходимо тщательнее изучать «Культуру речи», необходимы выпускники, которые умеют писать не только на казахском и русском языках, но и на английском. Специалисты Фонда защиты слова «Адил Соз» уверены, что будущий журналист обязательно должен знать законы, чтобы потом не было судебных претензий.
Новые тренды в журналистском образовании
Большинство проблем, о которых говорили журналисты-практики, журналисты преподаватели знают изнутри. Многие из них не совсем согласны с политикой министерства образования, когда часы наиболее востребованных дисциплин сокращаются. И почти все преподаватели и в столичных, и в региональных ВУЗах уверены, что не нужно «изобретать велосипед». Существуют международные нормы и правила, которые просто можно и нужно адаптировать к региональным современным условиям и выработать свою модель, соответствующую образовательным традициям и ресурсам, обстоятельствам, культуре и политическому устройству. За основу этой модели могут быть использованы программы обучения, разработанные рабочей группой ЮНЕСКО и представленные на Всемирном конгрессе преподавателей журналистики в июне 2007 г. в Сингапуре.
Яркая презентация программ ЮНЕСКО была сделана представителями КИМЭПа.
Главный принцип программ - создать жизнеспособную базовую образовательную структуру, в которой был бы соблюден баланс между теорией и практикой. Данные учебные программы предназначены для обучения студентов, намеревающихся заняться практической журналистской работой, а не для подготовки студентов к теоретическим исследованиям того, как люди и организации общаются посредством СМИ.
Результаты
Конференция оказалась действительно «практической», как и задумывалась организаторами. Она собрала людей неравнодушных и творческих, знающих и понимающих проблему изнутри. Собрала тех, кому важно изменить существующий процесс журналистского образования, кто действительно заинтересован в качественной журналистике и профессиональных журналистах. К форуму отнеслись серьезно. От него ждут больших практических результатов. Достижение этих результатов возможно только при наличии понятного, четкого и грамотного плана. Таким планом стала подготовленная конференцией резолюция.
Вот некоторые пункты резолюции:
- создать Евразийскую Ассоциацию преподавателей и исследователей журналистики при научном центре «Медиа и коммуникации» факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби;
- укрепить сотрудничество с международными журналистскими медиа-тренинговыми организациями в Казахстане путем создания совместных научно-практических проектов по журналистике, вовлечения в сетевое сотрудничество медиа НПО, международных университетов и региональных университетов:
- развить сотрудничество с редакциями газет, журналов, телекомпаний и радиостанций Казахстана путем создания мастер-классов ведущих журналистов страны и зарубежья для студентов факультета журналистики; провести апробации новых индустриально ориентированных учебных курсов, типовых программ и образовательных стандартов с привлечением менеджеров и творческих работников СМИ Казахстана;
- разработать современную модель преподавания журналистики в Казахстане, с учетом особенностей национальной школы преподавания журналистики, требований к преподавательским кадрам, инкорпорирование тренинговых методов обучения в учебный процесс;
- сформировать финансовое поле для привлечения к преподаванию наиболее известных представителей масс-медиа республики и зарубежья;
Участники конференции также считают необходимым восстановление в классификаторе специальностей МОН РК специальностей «Международная журналистика» и «Связи с общественностью». Рекомендации о восстановлении этих специальностей организаторы конференции намерены отправитель в министерство.