Наложить вето на закон «О телерадиовещании» призывают президента Назарбаева правозащитные НПО и профильная ассоциация. Соответствующее обращение было принято на круглом столе в Алматы. По мнению юристов и телерадиовещателей, нынешний вариант закона невыгоден как зрителям, так и власти.
Обсуждение закона на круглом столе «Перспективы развития телерадиовещания в Казахстане» было задумано масштабно: с кандидатами в депутаты, главами министерств, владельцами телекомпаний. Видимо, представительным составом пытались остановить другой набравший скорость «состав» закон «О телерадиовещании», находящийся в одном метре от окончательного принятия.
Как водится, с чиновного олимпа к подведомственным гражданам был послан «зам» вице-министр связи и информации Ляззат Тынысбай, презентовавшая закон исключительно в радужных тонах.
Для тех, кто не отслеживает политически-технические новшества «в телевизоре», коротко расскажем суть. К 2015 году Казахстан вместе с десятками других стран должен перейти на цифровое телевещание (на этот счет есть особое международное соглашение). Переход на «цифру» касается только наземного вещания не кабельных операторов и не спутниковых антенн. Зрители, чтобы принимать цифровой сигнал, должны иметь специальные приставки, а вещатели специальные вышки-передатчики. Обзаведясь всем этим, зритель получит возможность смотреть пакет от 8 до 15 цифровых каналов, так называемый мультиплекс.
Первый мультиплекс будет состоять из государственных и частных казахстанских телеканалов республиканского вещания. Второй из региональных (то есть в каждом регионе будет свой пакет).
По мнению Минсвязи и информации инициатора законопроекта, где все это расписано, с переходом на «цифру» счастье будем всем: и населению оно получит возможность смотреть программы в прекрасном качестве (а неимущим окажут помощь в покупке приставок-декодеров), и телеканалам их государство бесплатно включит в мультиплексы. Причем вместо лицензий, которые сейчас покупают владельцы телекомпаний, чтобы иметь право на вещание, будет постановка на учет в уполномоченном органе том же Министерстве связи и информации (МСИ).
Одобрямса не случилось
Что удивительно за исключением председателя правления «Казтелерадио» Абая Кадралиева практически никто из выступавших на «круглом столе» энтузиазм вице-министра не поддержал.
Сначала глава фонда защиты журналистов Тамара Калеева заявила, что истинная цель закона ограничить источники информации для казахстанского общества и ограничить право общества на получение и распространение информации.
Так как
Самый больным был, естественно, денежный вопрос. Дело в том, что за аренду частоты и лицензию для вещания телекомпании платили, и немало. Теперь же, как уже говорилось, лицензирование заменяют постановкой на учет.
Замечательно, что лицензии убираются, согласилась Тамар Калеева, но телеканалы арендовали каналы и получали бессрочную лицензию, а сейчас ее забирают и говорят: до 2015 года (каналы включаются в мультиплексы авт.), а потом конкурс на общих основаниях.
Еще одна новация в законе, изумившая юристов, это так называемая защита прав детей и подростков. Вместо ясной и четкой индексации теперь в законе есть требование не допускать программ, которые могут нанести вред физическому, моральному и духовному развитию ребенка.
Где критерии?! Кто будет мониторить «моральный» и «духовный» вред?! вопрошала Тамара Калеева. Это опять будет еще одно средство утверждения самоцензуры и подавления творчества телеканала.
В правовых актах должна использоваться только установленная терминология, а понятия «подросток» вообще нет в нашем законодательстве, заметил кстати руководитель сайта Zakon.kz Игорь Лоскутов.
И последний фактор, вызывающий тревогу у экспертов, это попытка регулирования индивидуального спутникового приема, то есть сертификация «тарелок».
В Казахстане более миллиона тарелок будете сносить? Или так замучают штрафами, что сами снесут? задала еще один вопрос правозащитница, ответив на него в том же духе: Будет еще один способ ограничить не подконтрольный государству источник информации по выбору населения. В итоге закон действует как вопреки интересам национального телерадиовещания, так и вопреки интересам общества.
Права есть, обязанностей не видно
Закон легализует скрытый государственный монополизм, снижается плюрализм СМИ, снижается участие общества в управлении телевидением, не стимулируется развитие отечественного телерадиовещания тон выступления Шолпан Жаксымбаевой был еще более эмоционален. Ведь она единственный представитель гражданского общества из 15 членов Республиканской комиссии по вопросам телерадиовещания, которая и будет решать, кому быть в эфире, а кому нет. А один в поле, как оказалось, не воин.
Больше всего
Несмотря на заявления НПО и правозащитников, ни одно замечание не было учтено. Я хочу задать вопрос вещателям: завтра вы будете приходить в комиссию и она будет решать вашу судьбу. Не боитесь ли вы, что завтра политическая целесообразность существования вашего телеканала не будет поставлена под сомнение? Без всякого конкурса появились два канала «Мадениет» и «Балапан». А потом окажется, что мультиплекс не резиновый... предупредила излишне лояльных коллег Шолпан Жаксымбаева. Я призываю ввести в состав комиссии представителей НПО, сделать ее заседания открытыми, например, в виде видеоконференций, пересмотреть критерии выбора победителя, которые сегодня берутся с потолка, то есть по отмашке сверху.
Причем Минсвязи, наделенное, согласно закону, широчайшими полномочиями, при этом никак не контролируется, дополнила коллегу Маржан Ельшибаева, исполнительный директор НПО «Интерньюс Казахстан».
Нет статей о прозрачности его деятельности, нет положения, чтобы этот орган отчитывался, а ведь он существует на средства налогоплательщиков и одновременно может зарабатывать как член рынка, заметила она.
Надежды умирают по очереди
Свободный обмен мнениями после докладов получился довольно любопытным. Оказалось, что откуда уши торчат и ноги растут у закона о ТРВ, очевидно всем.
Модератор сессии председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев уверен, что столь скоропалительное принятие закона связано с работой одного «вредного» канала.
Появление телеканала
Если государство получает монополию на цифровое вещание, но давайте и на цифровую фотографию (тоже довольно мощное средство воздействия) установим такую же монополию, поиронизировал известный журналист Вадим Борейко.
Покупатели цифровых фотоаппаратов должны будут покупать лицензию, а их обладатели проходить сертификацию, нарисовал он картинку.
Складывается ощущение, что
Государство взяло на себя затраты на включение всех коммерческих телеканалов в пакет, бросился на защиту официальной стороны Святослав Тарасов, первый замдиректора ТРК «СТВ». Надо идти по этому пути...
Будете существовать, пока будете бояться? спросил его Сейтказы Матаев.
Будем работать... участвовать... начал оправдываться Тарасов.
Еще больший скептицизм продемонстрировал известный юрист Сергей Уткин.
Я отношусь с юмором ко всему этому мракобесию, которое в этом законе заключено, улыбнулся он и рассказал, что через три года (когда намечается полный переход на «цифру»), у всех уже будут экраны толщиной с бумажный лист и приставки величиной с кулак. Это формат LTE Long Term Evolution. Видео будет шикарное, шикарная связь (GSM), и все будут смотреть что хотят.
Однако «зубры» телеиндустрии с не меньшей иронией отнеслись к уверенности Сергея в светлом будущем. Формат LTE уже выкуплен «Казтелерадио», «обрадовали» на кофе-брейке представитель «монополиста» Евгений Галкин и глава
Еще одна пикировка произошла в зале. Видимо, устав выслушивать со стороны региональных телевещателей упреки по поводу отзыва лицензий (так, Руслан Никонович, директор ТК «АРТ» из Караганды, жаловался: «Мы купили бессрочное право нахождения в радиочастотном эфире, а нас лишают этого материального актива», а Шолпан Жаксымбаева сетовала: «Наряду с упразднением лицензий упрощается для уполномоченного органа возможность закрыть телеканал, что сегодня можно сделать только по решению суда») вице-министр возмутилась: «Мы внесли поправку по вашему предложению все частные телеканалы на бесплатной основе входят в мультиплекс. Почему вы уверены, что у вас отнимут бизнес?! Вы останетесь в вещании в Караганде все 9 частных региональных телекомпаний вошли в мультиплекс. Почему вы думаете, что если государство, то должны
В итоге встречи всем присутствовавшим было предложено подписаться под обращением к президенту Назарбаеву. «Народ Казахстана на третьем десятке независимости заслужил качественно новое конкурентоспособное телерадиовещание, в том числе общественное телевидение. Данный закон не оставляет на это ни малейших надежд», сказано в нем. Надежд на то, что президент прислушается к народу, еще меньше...
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Источник: Республика