Анатолий Лысенко человек, полвека занимающийся телевидением и многое на нем создавший с нуля, выпустил книгу воспоминаний. Вчерашний день ТВ позволяет провести параллели с сегодняшним
Юлия Ларина
Не так много осталось людей, которые могут написать про себя: «Я пришел на телевидение в сентябре 1956 года». Еще меньше людей могут написать про себя, что с конца
Лет через
Я не думаю, что они напишут мемуары, а если и напишут, не уверен, что книги будут интересны. Никто из нас, работавших в то время, не думал о том, что он делает новое телевидение. В отличие от многих сегодняшних, которые очень любят рассказывать о своем творчестве и своих поисках. Мы просто делали телевидение. Это первое. И второе: каждый из них с самого начала чувствует себя звездой. А мы удачно проскочили. Практически никто из нас, за редчайшим исключением, не считал себя звездой, да и сейчас не считает. Это важно. Потому что это позволяет жить. Когда ты звезда, ты все время думаешь, как ты выглядишь со стороны. У нас было несколько человек, которые себя «несли». Но к ним отношение всегда было ироничное. Никто из нас не мерился рейтингами, потому что их не было. Чем мериться: больше писем пришло или меньше? На фоне миллиона писем, которые приходили в молодежку, никто не считал: «У меня на 12 тысяч больше».
Анатолий Лысенко на телевидении с 1956 года. Фото: CERN, CERN
Давайте пройдемся по вашим этапам и попытаемся провести параллели. Например, молодежка. Вы делали программы для молодежи. Сегодня не просто программы, сегодня существуют целые каналы для молодежи. Можно сравнить?
Главное отличие мы делали передачи для того, чтобы наш зритель был умнее. Сейчас делают передачи для того, чтобы «ихнему» зрителю стало веселее.
«Взгляд». Вы не раз в интервью говорили, что «Взгляд» сегодня невозможен, ничего не вернешь. Но есть ли хоть
Я думаю, что параллели есть, похожестей меньше. И мы тогда хотели
Мы думали, что если начинаем все с начала, с нуля, то нам удастся выстроить то здание, которое мы заложили в идеальном проекте. А время, финансирование и реалии привели к тому, что постепенно наш милый проект превратился в обычный типовой дом. Сейчас он продолжает им оставаться.
Ваш канал ТВЦ это ТВЦ при Лужкове, нынешний это ТВЦ при Собянине. Разницу уже можно заметить?
Надо для начала различать ТВЦ при раннем Лужкове, ТВЦ при заматеревшем Лужкове и ТВЦ при заканчивающемся Лужкове. Это три большие разницы. Вначале это был поиск себя, попытки сказать
Снимают в хорошем смысле.
Да. Отражают. Главное, чтобы то, что нравится, не превратилось в кайф. Как только «я на экране» превращается в кайф, считайте, что и канал, и сам герой начинают тихо проваливаться.
Вам будет чем заполнить еще одну книжку?
Будет. Мне, например, хотелось бы написать о том, что сегодняшнее телевидение в значительной мере стало цитатой. Это переведенная цитата из американского телевидения.
Но перевод хороший?
Хороший. В фильме «Когда деревья были большими» герой Никулина говорил: «Помнят еще
***
В книге Анатолия Лысенко есть много портретов людей, с которыми он делал телевидение. Большая глава посвящена Владимиру Ворошилову. С ним Лысенко работал, готовил программу «Аукцион» (еще до знаменитого ворошиловского «Что? Где? Когда?») да и просто дружил на протяжении 33 лет. «Огонек» публикует отрывок из этой главы.
Источник: Огонек