Может быть, потому, что разговор о юморе и ТВ происходил на кухне, а беседу вела давняя приятельница семьи телезвезд Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца, суждения оказались необычно откровенны
Давайте про юмор поговорим. Прежде шутили люди с неким жизненным и социальным опытом, а сейчас веселят народ, выйдя в лучшем случае
Т. Л.: Из КВН они все берутся.
М. Ш.: Раньше старикам везде был почет и уважуха, а сейчас возраст ключевой телевизионной аудитории, определяющей в рекламном и рейтинговом смысле, сильно снизился. Каналы поворачиваются к ней лицом, поэтому молодые и выходят на первый план. И естественно, поставщиками этих лиц является КВН. Это та самая фабрика юмористических кадров, которая работает бесперебойно 40, да нет, уже 50 лет
Как возраст тех, кто развлекает народ, влияет на качество юмора, на его характер?
Т. Л.: Характер и качество, мне кажется, это разные вещи. Качество юмора определяется только двумя критериями смешно или не смешно. А вот характер может быть каким угодно плоским, глубоким... Вот сейчас он стал более смелым, более раскованным...
Ты действительно считаешь, что сейчас юмор стал более смелым?
М. Ш.: Просто понятие смелости изменилось, раньше смелой была сатира.
Т. Л.: Вот именно! Раньше было четкое подразделение на юмор и сатиру. А сейчас сатира исчезла вообще.
Почему? Казалось бы, сейчас все можно... А юмор воспринял это «все можно» как возможность спуститься ниже пояса и там остался. Это зритель не хочет от юмористов ничего другого?
Т. Л.: На самом деле, я считаю, телевидение всегда идет на поводу у аудитории. Оно дает только то, чего ей хочется, в борьбе за того самого рекламоемкого зрителя. И в этой борьбе оно уже спустилось ниже плинтуса.
М. Ш.: Сегодня телевидение говорит языком толпы. Раньше юмор говорил с людьми откуда? Со сцены Театра эстрады, концертного зала «Россия», Колонного зала Дома Союзов. И даже с концертов, посвященных Дню милиции, к зрителю не обращались языком улицы. А сейчас, для того чтобы зрителя посадить на кукан, с ним говорят максимально просто. Но главное юмористы стали не только говорить, но и мыслить языком улицы.
Ты считаешь, что этот «выход на улицу» и определил исчезновение сатиры? Улицу не интересует то, что происходит на ней и вокруг нее?
М. Ш.: Скорее, нет, не интересует. Улицу интересуют сиськи-письки... Теща-зять улицу интересуют... А сатира нет.
Аудитория Жванецкого была готова считывать второе, третье дно шутки. Михал Михалыч делал свою знаменитую паузу и раздавался смех. А сейчас он делает паузу, тянет, еще немного тянет... но смех раздается не всегда.
Т. Л.: Ну, у Михал Михалыча всегда была избранная аудитория.
М. Ш.: Аудитория Жванецкого взрослеет вместе с ним. Замены такого же уровня не пришло.
Т. Л.: Мы же говорим о юморе на телевидении, а телевизионный продукт это всегда ширпотреб. Это же средство массовой информации. Жванецкий никогда не был массовым увлечением, его переписывали на кассеты все-таки не миллионы.
М. Ш.: Потому что телевидение не было таким проникающим. Но главное то, что говорил Жванецкий на кассете, он не мог сказать с экрана. А сейчас
Это нормально,
Т. Л.: Раз процесс идет значит он нормальный, естественный.
М. Ш.: Давай посмотрим на американскую, если можно так сказать, эстраду. Поверь, слово «жопа» там произносят не реже, а может, и чаще, чем у нас. Да и вообще употребляют такие слова, до которых мы еще не дошли. Но при этом то, что они говорят умно, остро и вызывает смех совершенно другими способами. У нас, к сожалению, смогли взять только первую планку внедрили слово «жопа». А пойти по пути умного юмора такого как в Saturday Night Live или «Монти Пайтон», не дай бог, этого, к сожалению, не смогли.
Почему в России не родился такой устойчивый формат телевизионного интеллектуального юмора?
М. Ш.: Потому что сейчас мы проходим этап телевидения, для которого единственной характеристикой является рейтинг. Деньги, реклама они определяют уровень того, что экран предлагает населению. Важно понимать, что российское телевидение на сегодня это порядка 15 каналов, из них серьезных
Зато появился новый юмор, офисный. Раньше мы знали только о том, что «физики шутят», а сейчас возник целый пласт смешного для так называемого линейного персонала. Может быть, здесь и заложен потенциал для интеллектуального юмора?
М. Ш.: Конечно, именно так. Более того, это и есть новая сатира. Вот возьми сериал «Офис» это самая настоящая сатира на западный образ жизни и мышления офисного планктона, причем сатира просто выжигающая. И планктон смотрит и ржет. И записывает на видео, если опаздывает к телевизору с работы, и смотрит по ночам, потому что смешно смотреть на себя. Но если у нас сейчас запустить «Офис» в адаптированном русском варианте такие попытки, кстати, были, это будет касаться только Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, ну еще Екатеринбурга, может быть.
Т. Л.: Просто страна у нас очень большая. В Новгородской области вряд ли офисные шутки будут вызывать смех...
Михаил, вот ты стал продюсером СТС, перешел, так сказать, на другую сторону прилавка. Как будет развиваться юмор на канале и что лично ты для этого готов делать, придумывать, лоббировать?
М. Ш.: Я пришел туда с глубоким убеждением, что нужно остановить конвейер. Ведь что сейчас происходит в юмористических форматах? Берут одну программу и высасывают из нее все до конца...
Т. Л.: Так, кстати, была убита программа «Слава богу, ты пришел!», да и многие другие.
М. Ш.:... Берется программа, берется свежая идея, которая дает рейтинг, и ее начинают выжимать до нуля. А я считаю, что нужна жесткая сезонность. Это же штучный продукт! Такие программы, как «Слава богу, ты пришел!», должны выходить по восемь, максимум десять выпусков в год, не больше. Прошло восемь выпусков и все, привет, до встречи в сентябре. Чтобы зритель каждый раз ждал нового сезона. А мы пока будем показывать ему другую.
Что же заставит руководство канала остановить рейтинговую программу?
Т. Л.: Другая рейтинговая программа! Но проблема в том, что
М. Ш.: Дефицит идей вот основная беда нашего телевидения. Нет идей. Их все хотят и каналы, и сами юмористы, и зрители, и рекламодатели. Для того чтобы создать программу, нужно подумать, родить идею, поэкспериментировать, снять пилот, еще подумать... Это большая работа. Но главное люди. Чтобы их найти, надо бесконечно этим заниматься, ездить фестивали разные, «Студенческая весна», капустники, КВН... Это стало похоже на спорт когда рачительные хозяева высматривают в низших лигах талантливых игроков и пытаются их вырастить.
Т. Л.: Хотя в основном, конечно, все идут по более легкому пути: берется известная телевизионная морда и дожимается, докручивается до предела, потому что это меньший риск. То есть в результате все опять упирается в деньги. Поэтому и появляются заезженные форматы, отсюда и сериалы эти бесконечные.
Юмор и привычка думать совершенно разошлись и, похоже, пока встречаться не собираются.
Т. Л.: А зачем им встречаться? Телевидение сейчас хочет быть чистым развлекаловом.
Но личное отношение к этой девальвации юмора у вас есть?
Т. Л.: У нас? Мы как шутили, так и будем шутить. Наша аудитория старится вместе с нами, мы говорим на одном языке. Это люди, которые готовы смеяться шуткам про пионерскую организацию, а не про то, кто где как пыхнул.
Раз аудитория взрослеет с вами значит не формируется новое поколение, которому ваш юмор был бы близок?
М. Ш.: Я бы не сказал, что ситуация такая уж драматичная. Вот «Хорошие шутки» смотрят точнее, смотрели вместе с детьми, вполне семейная программа была.
Т. Л.: А «Камеди Клаб» смотрят, закрывшись в комнате, маму-папу не зовут.
М. Ш.: Да не стоит так уж ополчаться на «Камеди Клаб». Помимо того что они сняли
А ваше знамя кто подхватит?
М. Ш.: Наше?.. (Молчит.)
Таня, твое знамя, если мы говорим о женском юморе, есть кому подхватить? Вот программа «Девчата» появилась...
Т. Л.: Мне сложно сказать, кто за мной придет... Женский юмор имеет право на существование, только если его ни в коем случае не ставят на одну доску с мужским. Это вообще история гораздо более мягкая и житейская... А здесь торчат шитые белыми нитками сценаристы-мужики. Я считаю, что в такой передаче должны участвовать женские мозги.
Стало гораздо больше теток, в КВН заметно больше. Смотри, какой мы путь прошли: когда я начинала в команде только-только теткам начали позволять говорить хоть
Так, может, все у нас хорошо? Стало больше молодежного юмора, женского, сельского, юмора ниже пояса и все довольны. Может, это нормальные процессы и все распределилось ровно в той пропорции, в которой это нужно зрителю?
М. Ш.: Думаю, да общество получило то, что ему нужно было.
А вы пытаетесь балансировать или просто делаете, что считаете нужным? Как вы определили грань, которую никогда не перейдете?
М. Ш.: Мы выбрали язык, которым говорим, и правила, по которым общаемся с публикой, и этого стараемся держаться. Главное делать только то, что тебе нравится.
Т. Л.: И то, за что ты несешь ответственность. Если текст не стал моим по сути, то я никогда не смогу его отстоять и в конце концов скажу: ребята, чего вы хотите, это ж не я, это мне написали... Поэтому мы, конечно, никогда не будем пытаться прыгать в другие сегменты и заигрывать с публикой, которая смотрит, скажем, ТНТ. Это бессмысленно.
Бессмысленно, потому что не принесет рейтинга или потому что просто не ваше?
М. Ш.: Потому что у нас нет никакой выстроенной бизнес-модели, которую мы закладываем, придумывая ту или иную программу. И если нам говорят, что это не вписывается в рамки канала, значит, мы не будем этого делать вообще, потому что выбора каналов у нас нет.
Т. Л.: Пока наш зритель остается с нами. Пока... Вот на канале «Россия» тоже задумались о том, что надо омолаживать аудиторию, пример те же «Девчата». Ведь канал этот довольно возрастной тетечки, дядечки...
А почему вы не стали частью КВН-машины, чтобы привнести в нее то, что вы умеете лучше других? Создать свою школу изнутри? При ваших отношениях с Масляковым, который вырастил, выкормил и был вам отец родной...
Т. Л.: Отец родной как вырастил, так и пнул в свое время... Как он со всеми поступает отрабатывает человека, и до свидания... Он еще не всех отпускал... Из ОСП-студии, которой программа «Раз в неделю» предшествовала, мы и вышли, потому что хотелось делать
А вы, гордые, противостоите этому мутному потоку...
М. Ш.: Да ничему мы не противостоим. Мы движемся вместе с потоком, просто своим ручейком, по своей маленькой излучине.
У ручейка есть шанс стать более полноводным?
М. Ш.: Это зависит от многих факторов. Смотри, например, Саша Пушной представитель следующего поколения. Да, он пошел с нами, но своим путем, и занял абсолютно отдельную нишу. И в эксперименты с интернетом нас заманил. Мы попробовали, и это кайф совершенно новый для нас. Вот ты сел на кухне, записал песню на камеру, выложил в Сеть и бац! 350 тысяч просмотров.
Это опять о новых форматах и старых принципах. Насколько вы готовы пробовать себя в чужих программах?
М. Ш.: Таня, вот ты пойдешь в «Камеди» выступать? Или в «Убойную лигу»?
Т. Л.: Я и пошла недавно. В передачу «Смех в большом городе»... Ну, и чувствовала себя там... не знаю... как медведь в домике девочки Маши. Это уже в силу возраста ну не должна
М. Ш.: Плохо то, что две школы, старая и новая, не могут сосуществовать, в этом проблема.
Если массовый канал обратится к тому, что делаете вы, это же к лучшему...
Т. Л.: Понимаешь, это нельзя сделать насильственно. Народ в массе своей хочет хлеба и зрелищ и не надо на него за это сердиться. Народу уже пробовали оперу показывать ему не понравилось.
М. Ш.: Вот юмор в «Прожекторперисхилтон» тебе нравится?
Можно как угодно относиться к этой команде, но не оценить быстроту реакции, практически спортивной, невозможно. Новый уровень.
М. Ш.: Вот! Но при этом он же стал массовым этот уровень! Раз его показывает Первый канал значит массовый. И это уже шаг вперед.
Почему мало таких форматов? Это вопрос к тебе как к продюсеру СТС.
М. Ш.: Потому что нет на СТС Вани Урганта. Он уже родился
Т. Л.: То есть мы опять возвращаемся к тому, с чего начали всем правит цифра.
М. Ш.: Знаешь, как это примерно бывает? Идет совещание, все сидят. Один говорит: «А давайте возьмем Ксению! И Тину еще возьмем! Потому что их смотрят, потому что это тренд». Проходит полгода. «Ну,
Неужели так страшно жить?
М. Ш.: Страшно оказаться вне этого. (Смеется.)
Беседовала Ольга Ципенюк
Источник: Ъ-Огонек