В газетных киосках помимо самой прессы нужно продавать сопутствующие товары, за исключением водки и эротической продукции. В противном случае система распространения печатных СМИ, как и сами бумажные газеты, будут обречены.
Плюс на минус
На прошедшей на днях конференции Гильдии издателей периодической печати представители всех звеньев издательского бизнеса от производителей бумаги до медиахолдингов и сетей распространения прессы пытались ответить на вопрос: что ожидает печатные издания в ближайшем будущем? И ответы едва ли можно назвать оптимистичными.
Кризис 2009 года, как уже неоднократно констатировали издатели, оказался едва ли не самым сложным периодом в жизни глобальной печати, и российской в частности. По данным, приведённым президентом ГИПП Александром Страховым, рекламные поступления в крупнейших ИД снизились в среднем
Издателям удалось добиться и некоторых поблажек на законодательном уровне. В мае с 15% до5% были снижены пошлины на мелованную бумагу. Однако в целом сдержать дальнейший рост цен на бумагу вряд ли удастся.
В такой ситуации, когда, с одной стороны, давление оказывают производители бумаги, а с другой читатели, которые не хотят платить больше, издателям печатной прессы можно было бы посочувствовать. Если бы не одно «но»: печать
Французский опыт: «Фигаро»
Но так дела обстоят далеко не везде. Приехавший на конференцию ГИПП Пьер Конт, заместитель генерального директора по новым и цифровым медиа французского медиахолдинга Figaro Group и президент филиала группы по цифровым проектам Adenclassifieds, поделился своим опытом интеграции цифровых технологий в печать. «Главное это наш конвергированный контент. Развитие цифровых технологий невозможно без силы бумаги, а печать сегодня немыслима без «цифры», пояснил
Несмотря на это, онлайну уделяется всё больше внимания. Пять лет назад в производстве цифрового контента были заняты только 80 человек из двухтысячного штата группы Figaro, сегодня уже 600. Количество онлайновых читателей за это время тоже выросло в несколько раз. Среди французских изданий сетевая версия «Фигаро» занимает первое место, обгоняя даже французский Google: 5,8 млн посетителей против 4,3 миллиона.
Главным вызовом для прессы в Сети Пьер Конт считает неумение газетных холдингов делать профессиональный видеоконтент (и тут приходится всё чаще приглашать профильных специалистов) и нехватку рекламы. Успех Google на рекламной ниве отнюдь не внушает оптимизма французским издателям, а, напротив, заставляет их искать альтернативы. Но если Руперт Мёрдок и вовсе решил сделать доступ к своим сайтам платным, а крупнейшая итальянская газета Corriere della Sera сумела создать собственную сеть онлайновой рекламы, то «Фигаро» пошла по другому пути. Она активно сотрудничает с социальными сетями и даже запустила с французскими брокерами онлайн-проект по предоставлению соответствующих услуг населению.
«Фигаро» не обошла вниманием и iPad. «Айпадная» версия газеты появилась чуть больше недели назад, и сделать её было вовсе не сложно и не дорого, заявил
Впрочем, внимание к новым технологиям отнюдь не означает того, что французские издатели хоть сколько-нибудь разочаровались в печати. Даже наоборот: вот-вот «Фигаро» достроит новую типографию. Цель редакции во что бы то ни стало увеличить число подписчиков именно печатной версии изданий холдинга. Причина такой любви к «принту» отчасти вытекает из структуры читательской аудитории. Средний возраст французского избирателя 53 года, и население страны стареет. Интернет и iPad позволяют издательскому дому выходить на новую, молодую аудиторию, но читатели «в возрасте»
Смертельно больная отрасль
Однако, даже несмотря на очевидную любовь издателей к целлюлозно-бумажной промышленности, последняя тоже настроена не слишком оптимистично, когда речь заходит о ближайшем будущем бумажных газет. Спрос на бумагу в целом по миру растёт, а значит, растут и цены. Как-либо урегулировать этот вопрос бумпром не собирается, предпочитая издательскому бизнесу сотрудничество с КНР, где очень востребованы бумажные салфетки.
Ситуация в полиграфии обратная. Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин просил не воспринимать его выступление как реквием по полиграфии, но прозвучало оно именно так. Глобальный кризис обострил и без того нелёгкую ситуацию в полиграфической промышленности: проблемы отрасли появились не вдруг, а давно стали системными. Предложение давно опережает спрос. Число предприятий значительно выросло, но это никак не согласуется с потребностями печатного рынка.
«Отрасль больна», констатировал
Алкогольное будущее
Выступление председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина тоже не отличалось оптимизмом, однако он видит корень зла в законодательном регулировании отрасли. Необходимой мерой по спасению печатных тиражей
Розница тоже находится не в лучшем положении. Если в целом по стране один газетный киоск приходится на 3 тыс. жителей, то в Польше на 500 человек, а в Чехии на 400. При этом в Польше киоски обязаны своей популярностью тем, что помимо газет они торгуют косметикой и лекарствами, а в Чехии алкоголем. У нас же запрет распространяется даже на сигареты, поскольку законодательно постановлено, что табак не должен присутствовать в местах культуры.
Кроме того, в регионах ассортимент киосков сильно политизирован: власти на местах регулируют, чем можно торговать, а чем нет. Как результат от региона к региону ассортимент сильно различается. «Пресса не рассматривается властями как бизнес, отсюда все проблемы. Считается, что пресса обслуживает политические интересы, поэтому совершенно не важно, насколько эффективно работает система», полагает
В супермаркетах диктат осуществляют ритейлеры. Пресса занимает в их обороте мизерную часть, а значит, договариваться с издателями на взаимовыгодных условиях просто не нужно.
Получается, что распространители должны сами изыскивать пути своего спасения. И один из таких путей новые технологии. В Москве «Союзпечать» совместно с интернет-магазином Read.ru запустила эксперимент, в ходе которого в 350 газетных киосках были установлены интернет-терминалы, с помощью которых можно заказать любой, даже самый редкий, журнал, который будет доставлен в этот киоск. Об успехе проекта пока судить сложно слишком мало времени прошло. Но объединение интернет-технологий с офлайном может дать прессе новый шанс.
Источник: Частный корреспондент