«Медиа, создаваемые народными журналистами (блогерами. Ред.), пускают корни в информационном поле, у читателей больше доверия к ним, потому что блог ведет такой же, как я, обычный человек», писал в 2008 году автор книги «Блогосфера» Антон Попов. За два года блогосфера совершила квантовый скачок, и ведущие семинара «Ответственность за информацию в системе интернета. Американский опыт» не могли не согласиться, что сегодня блоги оказывают заметное влияние на жанры и язык журналистики.
Российских блогеров не интересует политика
Своим видением российской блогосферы и интернет-СМИ с участниками семинара поделилась старший преподаватель кафедры международной журналистики журфака СПбГУ Светлана Бодрунова. «Российская блогосфера деполитизирована и десоциализирована в подходе к новостям», заявила она. Блогерам, как она полагает, интересны не государственные новости, а информация, связанная с людьми. «Новости блогов среднего уровня, чаще всего они являются не важными, а интересными», сказала Бодрунова. По ее мнению, блогосфера в России формирует средний рынок. В то время как онлайн-издания это смесь верхнего и нижнего рынка.
Американский лектор, доцент Школы журналистики и массовых коммуникаций Канзасского университета Скотт Рейнарди, в свою очередь, рассказал, что в США один самых популярных блогов сообщество, где обсуждается как раз политика. «Раньше на этот блог не обращали внимания, казалось, люди просто обсуждают политику. Сейчас сообщество уже влияет на американские СМИ», отметил Рейнарди.
По мнению Бодруновой, у блогосферы особая аудитория, отличающаяся от читателей интернет-изданий. Блогосфера создает действительно новую социальную среду. «Интерфейс блога сильно отличается от интерфейса онлайн-газеты», подчеркнула она. Сегментация аудитории современный российский тренд, отметила преподаватель журфака. По ее словам, у нас существует отдельный крупный сегмент онлайн-журналистики, который трудно выделить, скажем, в Великобритании. «В России же он находится в конкурентных отношениях с традиционными СМИ», уверена Бодрунова.
Однако новых жанров в онлайн-журналистике пока не существует. «Тексты в газете и онлайн-газете слишком близки друг другу. В интернете используются примерно те же жанры, что и в традиционной журналистике. Мы не видим никаких стандартов, например сетевого репортажа. Так что в этом плане у нас в России пустота», заявила Бодрунова.
Что же касается отдельных интернет-СМИ, там, по словам лектора, возник новый новостной стандарт. «В интернете выигрывает новость. И в этом плане российский сетевой стандарт близок к западному, где происходит четкое разделение: новости и мнения».
Российские интернет-СМИ мало взаимодействуют с блогосферой
Но на контент интернет-изданий российским блогерам не часто удавалось повлиять. «Мне кажется, российская журналистика просто еще не умеет использовать блогосферу в своих интересах», заявила Светлана Бодрунова. С другой стороны, она отметила: «Наша блогосфера не продуцирует новости, которые имели бы социальную значимость и могли бы
Скотт Рейнарди рассказал, что американская журналистика постоянно пользуется преимуществами интернет-сообщества. «У многих блогов есть целая армия поклонников, они сообщают их владельцам различную эксклюзивную информацию. И они не просят за это денег», подчеркнул лектор. И в таких случаях, по его словам, интернет-издания берут сообщение из интернет-дневника, где оно появилось раньше, чем в СМИ. Некоторые издания, как пояснил Рейнарди, доверяют определенным блогам и часто берут у них информацию.
Американские репортеры, по его рассказам, выходят и на простых жителей городов. Доцент канзасской школы журналистики рассказал, как в редакции одной из газет отключили электричество и ее сотрудники отправились в городские кафе с табличками «Я работаю
Выступающие отметили, что и в США, и в России крупные газеты создают на своих сайтах систему блогов. «Газетам выгоднее ссылаться на собственный сайт, чем на дневник неизвестно кого», заявила Светлана Бодрунова.
Однако оба лектора обратили внимание журналистов на то, что в любом случае, как бы вы ни доверяли блогеру, необходимо проверять сведения. «Если вы согласны получать информацию из блогосферы, вы должны понимать, что расстаетесь с долей контроля», заметил Скотт Рейнарди. А по мнению Светланы Бодруновой, блог не источник информации, а личное высказывание. Дмитрий Жвания, читавший лекцию в первый день семинара отмечал, что для интернет-изданий допустимо писать «по непроверенной информации», если они используют сведения из блога. Но чтобы читатели не сочли портал желтым изданием, для интернет-СМИ должны быть выработаны особые формулировки, касающиеся достоверности.
Язык «подбложен»
Светлана Бодрунова затронула и такую проблему, как влияние языка интернета на СМИ. «Все же российские журналисты используют блоги как источник информации. И в этом случае они перенимают язык блогов. Тем более многие из них считают блогосферу своей социальной средой», считает преподаватель журфака.
Она привела пример самого яркого за последнее время внедрения языка блогеров в СМИ это так называемый язык падонкофф. Особенное влияние, по ее словам, этот язык оказал на сетевую журналистику, традиционная же журналистика поначалу отрицала его. Светлана Бодрунова считает интересной ситуацию, связавшую Ктулху и Владимира Путина (самым популярным вопросом Путину во время подготовки к интернет-конференции в 2006 году стал «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?»). «Подобные слова проникают постепенно в мейнстримовую журналистику, открывая субкультуры большим слоям населения. Но вопрос в том, расширяете ли вы аудиторию, используя их, или сужаете? Если Известия будут писать про Упячку, не потеряют ли они часть читателей?» заметила Бодрунова.
Она полагает, что это достаточно высокий уровень влияния блогосферы на СМИ. На более же низком происходит внедрение в язык журналистики таких слов, как «блогер» с одной буквой «г», «единоросс» с двумя «с». Светлана Бодрунова уверена, что в этом выражается погоня за аудиторией, а вовсе не ошибки журналистов. «Переход на стандарты блогосферы осуществляется
Многие участники семинара выразили опасения за нормы русского языка. Бодрунова ответила, что это «страшно, но естественно». «Нормы будут серьезно сдвигаться, быстрее, чем это происходило в СССР. Будет упрощаться и пунктуация. Например, зачем нам смайлы? Просто скорость общения так велика, что, сидя в чате, мы быстрее поставим пару символов, чем напишем пару слов», пояснила она. По мнению Светланы Бодруновой, это вопрос информационной перегрузки.
В заключение она сказала, что наибольшее влияние блогосфера оказывает на лексику российских СМИ, на понимание новости и в том числе на контент.
Анна Тульская
Источник: Лениздат