Internews Kazakhstan

TV: рыба гниет с головы?

Cоздан:   ср, 09/04/2008 - 16:05
Категория:
Тэги:

Почему зрители все равнодушнее, а то и враждебнее относятся к телевидению? Только ли дело в засилье на экране осточертевшей рекламы? Об этом нештатный корреспондент «И-К» Аслан Кудабаев беседует с бывшим руководителем костанайского телеканала «Алау» Николаем Зверьковым, стоявшим у ее руля более десяти лет.

– На мой взгляд, профессиональный уровень региональных телепрограмм сегодня упал. Не в обиду вам сказано, но и «Алау» не исключение, хотя несколько лет назад вас хвалили за откровенность и злободневность. Что произошло?

– Расцвет местных телеканалов пришелся на 2001-2003 годы. Рождались интересные проекты, журналисты работали с желанием, рос профессиональный уровень. А после кривая регионального телевидения пошла вниз. Сегодняшний уровень ТВ напоминает период 1997-1998 годов. Основная проблема, по моему мнению, в том, что сейчас у журналиста нет мотивации делать высокопрофессиональные передачи. Журналистика стала неинтересна. Мотивировать людей только деньгами – не выход. Сегодня журналистам не дают реализовать себя – их постоянно бьют по рукам. Соответственно, мы видим на экране бледные программы. Элементарный пример: я помню, как всего пять лет назад журналисты телекомпании, человек двадцать пять, выходили в новогоднюю ночь и работали в прямом эфире, везли материалы из Москвы, Алматы, собирали толпу костанайцев на площадке телекомпании. И сравните последнюю теленовогоднюю ночь: сплошная ретрансляция других каналов. Рыба гниет с головы… Чтобы исправить эту ситуацию, нужны неравнодушные люди, способные зажечь коллектив и отстаивать его интересы. Костанайская область всегда считалась кузницей журналистских кадров. Но они­то есть, да «кузнецов» хороших не видно. Вот в чем проблема. А «кузнецов» нет, потому что нет людей, заинтересованных в том, чтобы телекомпания развивалась и отвечала современным стандартам. Есть лишь стремление угодить всем и вся, удержаться на должности. Кто-то готов жертвовать своими личными интересами ради общего дела. А кто­то, наоборот, готов подстраиваться под кого угодно, это уже дело выбора. Но второе как раз и приводит к тому, что мы сегодня видим на экранах. Люди, которые стоят во главе местных ТВ (конечно, не поголовно), просто не дают реализоваться журналистам. Среди них есть профи, которые многое умеют и знают, но они сейчас, как правило, за бортом. Надеюсь, что в будущем появятся такие люди, которые будут более искренни и ответственны. Не нужно только настраиваться на конфронтацию, к примеру, с теми же властями. Лучший способ – сотрудничество. Но и доходить до маразма не стоит, у СМИ должна быть своя позиция. Я считаю, руководителям СМИ нужно чаще становиться на сторону журналистов. Только тогда может вырасти престиж профессии, ее понимание и стремление оставаться в журналистике. Плюс должно быть желание к повышению технического уровня. Региональные телекомпании до сих пор находятся в убогом техническом состоянии.

– Как вы оцениваете законодательно закрепленную норму о вещании на государственном и русском языках в пропорции «50 на 50»?

– Закон есть закон, и его надо исполнять, я лично не считаю, что он стал причиной резкого падения популярности телевизионных СМИ. Было время, когда казахскоязычную телепродукцию найти было сложно, но ее рейтинги были высоки, а сегодня – куда более широкий выбор, но общий, подчеркиваю, общий уровень каналов гораздо ниже.

– О популярности телеканала можно судить по прибыли от рекламы. Как эти доходы меняются в последние годы?

– Не так давно руководитель одного канала поведал мне, что его доходы от рекламы с появлением кабельного ТВ упали на 40 процентов. Выводы напрашиваются сами собой…

– Выходит, развитие спутникового и кабельного телевидения – гвоздь в крышку гроба традиционного ТВ?

– Нравится нам это или нет, но это так. Если снижается объем рекламы, становится меньше возможностей содержать коллектив, вкладывать деньги в новые проекты.

– А есть ли возможности составлять объективный рейтинг популярности программ?

– Не берусь судить обо всем телевидении, но рейтинговая система на местных телеканалах вызывает усмешку. Непрофессионалы, далекие от социологии, психологии и вообще науки, произвольно опрашивают сто человек, по итогам составляется «рейтинг»… В Алматы есть специальные структуры, которые, используя специальные технологии, вычисляют рейтинг более объективно. Но наши телеканалы к их услугам не прибегают.

– Министр Ертысбаев заявил, что на базе телеканала «Казахстан» будет создано цифровое телевидение – информационный канал международного уровня. Может быть, он станет стимулом для роста профессионализма и популярности всего казахстанского телевидения?

– Несомненно, будущее – за цифровым вещанием. Но надо понимать, что, когда то же региональное ТВ перейдет на него, зрителям нужно будет покупать тюнер или новый, значительно более современный и дорогой телевизор. Но кто захочет выкладывать немалые деньги, чтобы смотреть канал, популярность которого ниже плинтуса? Большой вопрос.

Источник: Известия Казахстан

 Зверьков.jpg