Украинский медиа-менеджер Валерий Маштаков налаживает бизнес российской компании «Видео Интернешнл» в Казахстане. О том, как ему работается на конкурентном Востоке после фактической монополии ВИ в Молдове, Валерий Маштаков рассказал в интервью.
- До назначения в Казахстан вы возглавляли «Видео Интернешнл Молдова». Как вам работается уже в третьей стране?
- Хорошо. Работа в каждой новой стране, безусловно, интересна. Национальные особенности и колорит, структура организации бизнес-процессов и, конечно, люди, которые делают любой бизнес успешным. Всё это весьма и весьма увлекательно. Казахстан, в этом смысле, не является исключением.
На казахстанском рекламном рынке представлены практически все сетевые рекламные агентства. Они работают на высоком профессиональном уровне. Однако при этом существует ощутимый дефицит медиа-специалистов, особенно среднего звена. Дефицит кадров присутствует, в общем-то, на всех рынках, но чем динамичнее развитие, тем сильнее ощущается острота проблемы. Кадры не поспевают за развитием рынка, поэтому в медиа-сфере Казахстана работают специалисты из России, Украины и других стран.
Эта проблема признана профессиональным сообществом, и на уровне Индустриального телевизионного Комитета есть планы по подготовке и обучению медиа-специалистов среднего звена на базе TNS Gallup.
- В чём специфика казахстанского медиа рынка? Каковы его объём и темпы роста?
- В прошлом году мы оценили рынок телевизионной рекламы Казахстана в $180 млн. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», в текущем году рынок достигнет $225 млн. Таким образом, по объёму рынка Казахстан занимает третью позицию среди стран СНГ (после России и Украины).
К особенностям казахстанского медиа рынка можно отнести то, что несмотря на его большой объём и присутствие международных рекламодателей, сделки на покупку рейтингов начали реализовываться только с 1 января текущего года. В связи с этим рекламные агентства перестраивают свою работу, обучают персонал. Мы готовы им в этом помогать. Планируем привлечь для этого все имеющиеся ресурсы «Видео Интернешнл», а также использовать наши технологии и опыт, в том числе полученный в других странах.
Одна из основных задач нашей компании на казахстанском рынке - сделать его ещё более индустриальным и технологичным. Наш опыт работы в других странах подтверждает, что наша роль в этом процессе может быть весьма существенной .
- Почему в минувшем году российские и украинские компании устремились на этот рынок? В чём его привлекательность?
- Казахстан - это громадная страна с очень большими ресурсами и динамичной экономикой и таким же динамично развивающимся рынком телевизионной рекламы.
- Какие медиа-услуги сегодня наиболее востребованы в Казахстане? В каких сферах может пригодиться опыт украинских компаний?
- В Казахстане представлена вся структура рекламного рынка, рынок очень развит, предоставляемые здесь услуги- высокого качества.
Мне известно, что много телевизионного рекламного продукта - рекламных роликов - снимаются казахстанскими рекламными агентствами в Украине. Пожалуй, в этом виде услуг сотрудничество с украинскими компаниями наиболее интересно.
- В чем схожи украинский и казахстанский рынки и чем они кардинально отличаются?
- Они похожи большим количеством телевизионных каналов с общенациональным покрытием. Структурой рекламного сегмента. Отличие в том, что не все казахстанские каналы с общенациональным покрытием реализуют рекламное время через сейлз-хаусы. В Украине практически нет телеканалов, которые реализуют рекламу самостоятельно.
- На каком этапе обустройство «ВИ Казахстан»?
- Офис «ВИ Казахстан» полноценно работает с 1 января этого года. У нас очень функциональный и вместе с тем уютный офис, оснащённый по последнему слову техники. Мы набрали и быстро обучили персонал, привлекли для этого специалистов из Москвы и Молдовы.
- Как происходила адаптация к новым условиям, изучение схемы работы на рынке?
- Буквально через неделю после приезда в Казахстан параллельно с решением организационных вопросов мы активно встречались с рекламными агентствами, рекламодателями, чтобы понять, как работает рынок, понять его механизм, и пришли к выводу, что он работает индустриально. Схема того, как работает индустрия, нам понятна. Нам требовалось убедиться, что это так. А знакомиться было достаточно просто: телевизионный рекламный мир тесен.
- Есть ли на рынке конкуренты у «Видео Интернешнл»?
- Есть сейлз-хаус «ТВ Медиа», который давно, успешно и профессионально работает на этом рынке. Общая доля телесмотрения каналов, которые продаёт «ТВ Медиа», - 65-70%. Остальные каналы реализуют свои рекламные ресурсы через собственные отделы продаж.
Несмотря на конкуренцию, мы находимся в диалоге с «ТВ Медиа», понимая и разделяя ответственность профессиональных медиа селлеров за рынок в целом. Для нас всех принципиально важно, чтобы рынок не просто сохранил динамику предыдущих лет, а рос ещё более интенсивно.
- Сколько каналов перешли на обслуживание в «ВИ Казахстан» и какова их доля рынка?
- У нас на обслуживании пока два канала - «31 канал», который планирует стать партнёром СТС в Казахстане, и телеканал «Астана». Эти каналы имеют совокупную долю телесмотрения 15%. Мы ведём переговоры ещё с рядом каналов, но я пока не хотел бы называть какие именно.
- Какую долю рынка рассчитывает «захватить» компания?
- О «захватах» я бы не говорил. Максимально эффективная работа по реализации рекламных ресурсов телеканалов, которые я назвал, является нашей главной задачей на сегодняшний день. Хотя мы открыты для сотрудничества и с другими ТВ каналами.
У нас есть программа развития бизнеса в Казахстане. Сейчас полноценно функционирует головной офис в Алматы, открыт филиал в Астане. В ближайший год мы планируем открыться ещё в 4-6 городах Казахстана. Это прецедент в странах СНГ. До сих пор лишь в России компания практиковала расширение региональной сети.
- Компания «Видео Интернешнл-Молдова», которую Вы возглавляли в 2005-2007 годах, до конца минувшего года имела фактически монопольное положение на рынке, а у «Видео Интернешнл - Казахстан» есть серьёзный конкурент. Как Вы себя чувствуете в этой ситуации?
- Я эту ситуацию оцениваю как очередную бизнес-задачу. Она существенно отличается от той, которая стояла передо мной в Молдове. И, в первую очередь, отличается не ресурсом, которым ты располагаешь, а состоянием рекламного рынка в целом. У «Видео Интернешнл» есть опыт работы в разных вариантах. Мы умеем играть и в «большинстве» и в «меньшинстве».
- На сколько лет у Вас заключен контракт в Казахстане?
- На период достаточный для запуска и налаживания работы «ВИ Казахстан». (Улыбается.)
- За истёкший год Вам поступали предложения о работе в Украине?
- Нет, не поступали.
- Как Вы думаете, почему?
- Не задумывался над этим.
- Вам хотелось бы работать в Украине?
- Во-первых, мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь в Казахстане. Во-вторых, пока не вижу, в каком качестве я могу быть востребован в Украине.
- Неужели в Украине не осталось «не поднятой целины»?
- Она, скорее всего, где-то есть, но пока я не вижу где. (Улыбается.)
Источник: advertology.ru